Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Постконцептуальные размышления
Итак, с 15 июня 1996 года в Российской Федерации суще ствует официальная концепция государственной национальной политики. При всей важности обозначенных ею ориентиров, -620- наивно полагать, что реальная политика должна испытать ее " направляющее" воздействие. Важен сам по себе символический акт утверждения Министерством по делам национальностей приоритета в подготовке такого документа и в достижении по нему согласия основных участников общественного процесса. Это уже означает многое в условиях, когда этнический фактор стал причиной острых политических коллизий и разрушительных конфликтов. Не менее важно и то, что политики и ученые разгрузились от обвинений в недостатке концептуаль-ности и удовлетворили свои амбиции по части доктринальных предписаний. Однако остается один большой вопрос для размышлений: чем должна быть достроена концепция, а также конституционно-правовые параметры общества, чтобы обеспечивать в нем согласие и сотрудничество и предотвращать конфликты. Последнее — самое важное из всего комплекса межэтнических проблем, ибо конфликты, особенно в открытой форме, делают бессмысленной и в чем-то даже лицемерной разработку программных стратегий. К тому же жесткий прессинг открытого конфликта заставляет политиков думать и действовать не в категориях лет и десятилетий, а вести счет неделями, днями или даже часами, когда важны не концептуальность, а соединение импровизации и реализма, не некая общая стратегическая цель, а конкретный результат, вернее, результативный процесс разрешения кризиса. Напряженность и конфликты повышают отчужденность между участниками политического процесса, а часто — превращают их в жестких противников или в жестоких вояк. В этой ситуации о некой общей идеологии и разделяемой политической стратегии на основе концепции или действующих правовых норм говорить вообще не приходится: они или открыто отвергаются, или игнорируются, или признаются демонстративно, но с мыслью и намерением действовать по собственному усмотрению. " Концепция — в Москве, а нам здесь надо ежедневно работать, разгребая грязь и вытирая слезы. Поэтому для нас эта Концепция — что есть, что ее нет." — сказал мне руководитель Комитета по делам межнациональных отношений одного из северокавказских субъектов Федерации. Поэтому, на наш взгляд, в нынешней ситуации не меньшее у значение имеют стратегии среднего и низшего уровня, а также техника претворения в жизнь высоких идеологических договоренностей, будь это доктрина, конституция или закон. Если по- -621- следние провозглашают равенство всех граждан независимо от национальности, расы и вероисповедания, а также равноправие народов в едином государстве, тогда встает один кардинальный и крайне практический для конкретной политики вопрос, который специалистами пока открыто не формулировался: Есть ли смысл в ситуации, когда советское государство и без того десятилетиями насаждало и конструировало жесткие этнические границы и во многом строило на этом управление страной, включая как этнические репрессии, так и этнический фаворитизм, продолжать стратегию этнополитического партикуляризма и фиксирования социальных группировок данного типа в ущерб не менее важным усилиям по утверждению общегражданской лояльности, а значит и общероссийской общности, или нации? Это — вопрос первостепенной важности для всех новых государств, где старая советская идентичность разрушена, или существует в виде ностальгии и как элемент политических спекуляций (я не говорю здесь о некоторых общекультурных нормах и ценностях, которые есть мощная и сохраняющаяся реальность), а новая гражданская лояльность еще только формируется. Как известно, государства существуют не по причине писанных конституций, охраняемых границ, отпечатанных паспортов и международного признания. Они есть тогда, когда есть представление об этом государстве, в том числе, его территориальном облике, и лояльность ему в сознании граждан данной политической общности15. Точно также известно, что общества больше отличаются не степенью культурного многообразия, а тем в какой мере этим различиям придается определенное, иногда самодавлеющее значение. Как отмечает Лиа Гринфельд, " в некоторых обществах мы не замечаем это разнообразие и считаем их " гомогенными", в то время как в других это может проявляться в самых болезненных формах. Это происходит не потому, что в одном обществе среди его членов имеется меньше культурно отличительных характеристик, чем в другом обществе, а потому, что то же самое разнообразие воспринимается по-разному. Не каждое общество придает эт-ничности и этническому разнообразию культурное значение, и не каждое общество, в особенности, рассматривает эти характеристики как суть основополагающей идентичности своих членов" 16. Поэтому весь вопрос о регулировании межэтнических отношений в странах бывшего СССР не может рассматриваться вне не менее важной общественной цели формирова -622-
ния общероссийской, общеукраинской, общемолдавской или общеказахстанской идентичностей. И в этом, пожалуй, главная сложность сегодняшней ситуации после произошедших глобальных трансформаций. Именно по этой причине, будучи последовательным сторонником политики культурного многообразия и плюрализма, я высказываю определенные предпочтения в пользу интегра-ционистского подхода, который в данный исторический момент, возможно более важен, чем политика и управление, строящиеся на групповых различиях. Дело в том, что смертоносные конфликты сегодня возможны не только внутри многоэтнич-ных обществ, но и между многоэтничными обществами-государствами, которые с огромными трудностями обретают свою подлинную, а не только декларативно и внешне признанную легитимность. Чем быстрее этот процесс пройдет стадию воспаленной болезненности, тем меньше риск глобальной дестабилизации. Да и внутренние конфликты в постсоветских государствах происходят не от недостатка или ограничения этнических лояльностей, а от слабости и глубокой расколотости гражданских общностей новых государств. Этим вопросом я не снимаю проблему обеспечения и поддержки различных этнических культур и прав народов. Дилем-ма в тем, что оба эти вопроса взаимосвязаны и нужно найти баланс между интегративностью и групповой отличительно-стъю, между личностно-ориентированной гражданской демо-кратией и коллективными правами в рамках демократии согласованных интересов. Какие здесь главные проблемы? Прежде всего это вопрос о государственном устройстве. Многие специалисты правы, считая, что федерализм является наиболее адекватной формой организационной структуры мно-гоэтничных государств. Россия в этом плане демонстрирует наиболее либеральную и последовательную позицию, будучи пока единственным из 15 государств, определившим себя как федерация. Думаю, что в этом плане вопрос неизбежно встанет перед Грузией, Казахстаном, Украиной. Кстати, последняя в недавно принятой конституции вызывающе определила себя как унитарное государство. Хотя де факто территориальная форма автономии, т.е. федеративность, существует в Грузии, Украине, Узбекистане, Молдове. Трудно согласиться с мнением некоторых специалистов, что федерализм — это для крупных стран, а для малых стран унитарная форма подходит больше17. Пример Бельгии и Швейцарии этого не подтвержда- -623- ет. Эстония — из разряда малых стран, но это фактически дву общинное государство, как Латвия и Казахстан, и я не исключаю их федеративного устройства в будущем, чтобы предотвратить возможность крупного внутреннего конфликта — единственно реально существующей угрозы для этих новых независимых государств, если не будут найдены другие формы управления многоэтничными обществами. Хотя должен отметить, что для дву- или равнообщинных государств и сообществ осуществление принципа федеративно-сти связано с ббльшими трудностями и риском сецессии. Даже в Бельгии при двух основных этнических общностях существует четыре федеративных единицы, снижающие возможность открытого противостояния по административно-государственным границам. В этой же связи я хотел бы высказать замечание по поводу идеи кантонизации, т.е. создания самоуправляющихся единиц на уровне общинных сообществ (своего пода " коммунальный федерализм" или " микрофедерализм"). В принципе такая возможность существует для ряда российских республик (Башкирия, Дагестан, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария и другие) и такое предложение даже высказывалось некоторыми экспертами (С. А. Арутюнов, В. А. Кульчик). Здесь мне представляется необходимым хорошо подумать, прежде чем пробовать повторить успешный пример с образованием внутреннего кантона Юра в Швейцарии. В условиях нестабильной экономики, уже перегруженного социальными переменами общества, низкого качества лидеров и даже отсутствия профессиональных управленцев, кантонизация может выродиться в уродливые пародии, своего рода " этнические гаремы" местных лидеров и в новые антагонизмы, не решив своего главного предназначения: достижения межэтнического согласия и модернизации. Но проблема федерализма в России заключается прежде всего в его процедуре, т.е. в повседневной практике. Во-первых, следует признать реальный факт " этнического федерализма", что примерно равнозначно употребляемому мною понятию " этнотерриториальной автономии", или широко pacnpo страненному в отечественной лексике понятию " национальной государственности" или " национально-государственных образований", т.е. республик. За всем этим стоит смысл, что данная форма государственного образования возникает и ее место в федеративной системе государства определяется не экономическими, территориальными и другими факторами, а тем, что -624- существует определенная этническая группа, которая государственно оформляет пространство своего проживания и от имени этой группы провозглашается данная территориальная автономия. Такая форма государственного устройства действительно практикуется в мире, а в СССР она получила широкое распространение. Но здесь есть одна очень сложная проблема, которая особенно актуальна для России. Этнический федерализм предполагает, что население определенной автономии составляет гомогенная этническая общность, или хотя бы значимое большинство данного населения. В этом случае строящаяся на принципе гражданства государственность (другого принципа не существует), как общефедеральная, так и внутрифедеральная, не приходит в противоречие с этническим фактором, т. е. с этнокультурным составом населения, и более того — не нуждается в декларативном оформле-нии этой государственности как этнической с соответствую-щими указателями-маркерами. Внутренние государства в ин-дийской федерации (штаты) не имеют этой маркировки, хотя границы многих из них построены по этноязыковым принципам. Другой пример — Каталония, где данная территориальная автономия имеет четкий декларативный профиль и в конституции этой провинции записано, что это — государственность каталонской нации. Россия попадает в эту вторую категорию, но опять же со своей спецификой. Во-первых, в Испании существует понятие испанской нации, в которую входят все проживающие в ней народы, т.е. этнические группы, и только понятие испанской нации является общегосударственно употребляемым в официальном языке. Тем самым каталонец является как бы членом двух наций, т.е. имеется множественная, невзаимоисключающая идентичность — этнокультурная и общегражданская. Родившийся в Барселоне Пабло Пикассо был каталонцем и испанцем (но не кастильцем!) одновременно. Такой формы идентичности и такой доктрины в России пока официально не существует, хотя она абсолютно, на наш взгляд, необходима и более того — она реально отражает то, что существует в представлениях людей, о чем свидетельствуют результаты многочисленных исследований18. Во-вторых, российские республики являются многоэтнич-ными обществами и в большинстве их титульная группа составляет этническое меньшинство, или же имеется две или несколько титульных групп, как, например, в части республик Северного Кавказа. Границы республик в свое время оформля-
-625-
лись с учетом не только состава населения, но и экономических и политических факторов, главным образом в пользу этих республик, учитывая политическую установку на ликвидацию отсталости " национальных окраин". Процесс демократизации, утверждение общефажданских принципов управления вьывили эти существующие противоречия и доктринальные тупики прошлой политики. Современное политическое творчество находит новые, более демократические формулы. Идет поиск разрешения этих противоречий. Прежде всего, республики (как население, так и политические элиты) предпочли сохранить свой главный капитал — это территории с их ресурсными возможностями. Ни одна из титульных этнических групп не выступила с проектом привести в соответствие административные фаницы с ареалами преимущественного расселения этнической фуппы за счет сокращения территорий. Наоборот, чаще высказывались проекты в пользу их расширения. Но это, в свою очередь, потребовало, хотя и трудного в условиях всплеска радикального национализма начала 90-х годов, пересмотра основ республиканской легитимности. Почти во всех декларациях о суверенитете и в конституциях республик была найдена примерно одинаковая формула, что основой государственности и источником суверенитета и власти в республиках является проживающий в ней народ, но в то же время данная государственность является формой самоопределения определенной эт-нонации, (чувашской, татарской и т. д.)19. Эта сложная, но, возможно, единственно приемлемая формула позволяет развивать общедемократические формы управления в республиках, хотя явление узурпации власти в республиках в пользу одной из групп (главным образом, титульных, но не только одних их исключительно) имеется и это один из наиболее конфликтогенных факторов в современной России.. Возможности для сохранения межэтнического баланса, в том числе в сфере распределения власти, в республиках имеются. Их конституционные основы и накопляющийся неформальный опыт достижения согласия позволяют это сделать. Специалистам уже следует изучать опыт достижения согласия, имеющийся в Якутии, Бурятии, Калмыкии, Татарстане, Кабардино-Балкарии и в ряде краев и областей. Примером интересного новаторства можно назвать институт коллективного президентства и ротации на этнической основе высшего должностного лица в Республике Дагестан. К сожалению, Конституционный суд России поддержал неизбывный синдром человека у власти, -626- в данном случае Магомедали Магомедова, и признал законным продолжение его полномочий в нарушение достигнутого соглашения. Возможно, на это повлияла конкретная политическая ситуация в республике в условиях войны в Чечне. Есть один кардинальный вопрос, вернее, дилемма этнического федерализма, ответ на который предстоит еще сформулировать. Как в условиях рынка демократии и утверждения общегражданского равноправия, при которых этническая принадлежность не может быть причиной как дискриминации, так и особых преференций для отдельного гражданина, все же обеспечить отличительный этнокультурный профиль государственных автономных образований (часто при демографическом меньшинстве титульной группы) и в то же время без изменения их территориальных границ, чего не могут позволить местные бюрократии. Этот отличительный профиль (" национальный облик") республик, ло-нашему мнению, является важным как символическим, так и реальным фактором сохранения групповой целостности недоминирующих в стране культур. Моя позиция заключается в том, что в республиках может и должна фиксироваться и отражаться в государственных институтах одна, две или более (Дагестан) предпочтительных или референтных культурных систем проживающих там этнических групп наряду с доминирующей на уровне всего государства культурной системой, в данном случае русской или, вернее, российской русскоязычной культурой. Другими словами, для участия в управлении и в культуре нужно устанавливать не принцип этнической принадлежности жителя республики, а принцип участия в местной культуре (наряду с возможным цензом оседлости). То есть президентом Татарстана может быть избран не только этнический татарин, но и русский или чуваш, но способный говорить на татарском языке и естественно пользующийся доверием необходимой части электората. Как я понимаю, конституция Татарстана это позволяет, хотя по конституции РФ даже такое несложное условие может быть истолковано как нарушение гражданского равноправия. Таким образом, власть в Татарстане зарезервирована не для этнических татар, а для тех, кто способен участвовать не только в общероссийской, но и в местной культурных системах. Тем самым мы уходим от жесткого группового принципа распределения власти, что предусматривает процедура консоциальной демократии, но сохраняем и признаем особую отличительность республик как этнотерриториальных автономий в рамках федератив-
ного государства. Вполне естественно, что сохранение и развитие местных культурных систем требует и ресурсных обеспечений через более широкое право контроля и использования возможностей соответствующей территории, а в ряде случаев -привлечения ресурсов и поддержки всего государства. Печатание литературы и учебников на татарском языке в Татарстане, но для всех российских татар (кто в этом нуждается) требует поддержки всего государства. Если это предприятие не приносит собственного дохода и не окупается самими гражданами, что вполне возможно и было бы более предпочтительным. Наличие этнического компонента в федерализме предполагает возможность асимметрий, хотя эти асимметрии могут также иметь экономические и другие причины. Республики таким образом могут и реально обладают большими правами в сфере институциональной государственности, чем другие субъекты федерации, но Свердловская область или Красноярский край могут иметь больше полномочий в сфере экономической власти, чем некоторые республики. Не может быть и равенства между республиками. Якутия может иметь больше возможностей для лучшего обустройства социальной жизни своего населения, чем Северная Осетия, хотя сейчас это скорее наоборот. Почему я высказываю определенные возражения против изложенных в недавней работе американского ученого Тима Сиска, а также в работах Арента Лифарта20, предложений по распределению власти по групповому этническому принципу в варианте демократии согласия, хотя консоциальность как дополняющий механизм представительной демократии в России необходима. Все-таки эти предложения сформулированы главным образом на материале африканских и азиатских государств (Южная Африка, Индия) и в России, как и в других постсоветских государствах, их применимость ограничивает ряд важных факторов. Во-первых, это вопрос определения членства группы, т.е. их границ, что необходимо для осуществления предлагаемых процедур распределения власти. Хотя в СССР делалось многое для утверждения жестких этнических границ и каждый гражданин в паспорте продолжает носить прописку по одной из групп, чаще эти границы не так жестки, как в обществах, где их усиливают расовые различия (цвет кожи), открытые дискриминация и сегрегация, а также реальная массовая религиозность по разным конфессиям. Кроме этого, в СССР был и сохраняется в России высокий уровень межэтнической мисце- - 628 - генации и число потомков смешанных браков составляет огромную часть населения. Предлагаемые процедуры поставят в сложное положение десятки миллионов людей, могут дать нежелательное ужесточение групповых границ и даже привести к такому, чего Россия пока избегала, т. е. к появлению действительно этнических партий, а также пространственной и трудовой сегрегации. Страна может вернуться к сравнительно недавним временам, когда были дворники-татары, чистильщики обуви - армяне и айсоры, а термин " нацмен" в обиходном языке мел уничижительное значение. Во-вторых, современная демография России отличается ем, что менее 50% нерусских проживает в территориальных автономиях, а в " своих" — еще меньше (10 из 28 млн. чел.), таким образом, через этнический федерализм решается только часть проблем распределения власти в пользу недоминирую-щих групп только для примерно 40 процентов нерусского насе-ления. Например, любая, даже самая радикальная форма рас-пределения власти в пользу Татарстана, это результат в пользу 1/4 российских татар: остальные, проживая в Москве или в Пермской области, этого результата не получают, кроме воз-можной косвенной культурной поддержки из самого Татарста-на, если последний будет располагать соответствующими ре-сурсами и желанием это делать. И здесь мы выходим на важнейший аспект распределения власти в многоэтничной стране, который не покрывается федерализмом, а должен решаться через экстерриториальные фор-мы на уровне всего государства, как его центра, так и региональных и местных сообществ. В России в значительной мере по моей инициативе была реабилитирована форма экстерриториальной национально-культурной автономии как доктрина. Принятый в июне 1996 года закон закрепляет усилия и надежды уже многих моих сторонников этого важнейшего механизма управления, распределения власти, сохранения и развития культурного многообразия России. Но вот какая проблема встает в этой связи, если национально-культурную автономию понимать более глубоко, как одну из форм самоопределения, т.е. как право на участие в бо- лее широком политическом процессе, в том числе в распреде- лении и отправлении власти. Закон предусматривает право на политическое представительство и даже законодательную инициативу через этнокультурные ассоциации и другие подобные коалиции. Предполагается даже создание Ассамблеи народов -629- России как общественно-государственной палаты с достаточно широкими полномочиями, что несколько исправило бы нынешнюю ситуацию, когда на уровне высших представительных органов перестала существовать Палата (Совет) национальностей, а после каждых выборов сужается представительство российских национальностей в парламенте страны. В Госдуме 1995 года это представительство сократилось на одну треть по сравнению с предыдущей. А проблема заключается в том, кто и как выбирает и может быть избран в Ассамблею. Перспектива организовать по всей стране выборы среди всех евреев, татар или русских представляется занятием крайне расточительным, рискованным по своим последствиям, и главное — совсем нежелательным для многих, если не большинства граждан, чьи потребности вполне реализуются через действующие в стране правовые нормы. Если, например, российские армяне, украинцы или евреи как достаточно хорошо интегрированные в российское социально-культурное пространство группы вполне удовлетворены своим положением (я не говорю о всем спектре личностных запросов гражданина, где об удовлетворенности речи не может быть даже в самых благополучных и богатых странах), то тогда зачем государству стимулировать создание подобных коалиций и побуждать все армян или всех украинцев идти на выборы (муж пойдет, жена нет, а взрослые дети?) и выбирать главного армянина или главного украинца всей России? Если немец Эдуард Россель, тувинец Сергей Шойгу, еврей Эмиль Паин, ингуш Хаж-бикар Боков, осетин Ким Цаголов и другие не испытывают потребности и не видят личного интереса в данном мероприятии, тогда почему чиновник или группа озабоченных активистов должны через закон устанавливать всеобщую норму. Я перечислил имена людей из числа политической элиты, т.е. из социально благополучных. Но это же касается сотен тысяч нерусских, тех же армян, евреев и украинцев, живущих от Якутска до Ростова полноценной жизнью или же озабоченных совсем иными проблемами в рамках общероссийского социального пространства. К тому же трудно осуществить организационную консолидацию всех евреев, украинцев или армян. Скорее всего право голоса говорить от их имени узурпирует группа столичных интеллигентов. Подобные коалиции будут усиливать элементы коллективистского поведения от имени и во имя " своей нации", что ограничивает гражданскую свободу. Не следует забывать один из принципов демократического устройства обще -630- ства: человек обретает свободу не в ассоциации, а в диссоциации от группы. Вопрос, как представляется, далеко не такой простой. Мои обсуждения этой проблемы для подготовки указа Президента РФ с министром Вячеславом Михайловым и с Рамазаном Абдулатиповым пока не привели к законченным рекомендациям. В этом вопросе вообще просматривается кардинальная проблема в какой мере государство и элита должны стимулировать и поднимать на уровень официальной идеологии и текстов законов низовую мифологию и этническое (или лжеэтническое) предпринимательство? Опыт с легитимизацией сначала краеведческого, а затем полукриминального, казаческого движения чисто в целях политических манипуляций, должен послужить хорошим уроком в этом плане. Критики интеграционистского подхода иногда несправедливо ассоциируют его с ассимиляционистским подходом. Авторы недавно опубликованной книги " Национализм и рациональность" 21 перечисляют этот подход среди других методов упразднения различий (таких, как геноцид, насильственное перемещения населения, самоопределение или сецессия), а консо-циальную демократию, или распределение власти, — среди методов регулирования различий (наряду с гегемонистским контролем, внешним арбитражем, кантонизацией — федерализмом). Кстати, в России, особенно старшее поколение ученых и политиков или сторонники ультра-националистических взглядов, также отвергают интеграционистский подход. Одни видят в утверждении общероссийской, общереспубликанской или общерегиональной общности и лояльности попытку насадить новый вариант " единого советского народа" или региональный сепаратизм; другие считают, что это может подорвать чистоту и статус главной " государствообразующей" нации — русских. Противники интеграционизма не учитывают два принци ченной нормы для этнических культур — это утопия, ибо такой нормы в ее чистом виде никогда не было и в прошлом. Демократия согласия и распределение власти между группами возможны только и вместе с интеграционистскими подходами, причем не столько через фиксированные формальные практики, а через неформальные договоренности и политическую культуру толерантности. Другими словами, в конституцию или в избирательные законы России далеко не все можно и следует записывать из того, что предлагают сторонники кон-социальной демократии, но понимание необходимости и достижение договоренности между элитными элементами почти всегда возможно. Невозможно записать в формальный текст, что в Правительстве России один из заместителей премьера должен быть от республик Поволжья, а один — от республик Северного Кавказа, но договориться о такой практике возможно и даже нужно. На мой взгляд, Госдума прошлого состава сделала ошибку при голосовании одного из кандидатов в члены Конституционного суда, которого Татарстан считал " своим" кандидатом. При прочих равных, татарину в данном случае должно было быть отдано негласное предпочтение. Тогда этот важнейший общегосударственный орган имел бы больше доверия в данном регионе. Зато Совет Федерации многое выиграл, избрав заместителями Председателя представителя Поволжья (Василий Лихачев) и Северного Кавказа (Валерий Коков). Проблема распределения власти на уровне центра в мно-гоэтничной России требует особого рассмотрения. Я здесь не говорю о более общей проблеме децентрализации. Это особая и серьезная проблема, ибо федеральный центр и его бюрократия превратились за последние годы в монстра, который обходится слишком дорого для страны и который возвращает нас к временам редистрибутивного государства, когда все решалось и все ресурсы сосредотачивались в Москве. Некоторые полагают, что тем самым укрепляется российская государственность, но на самом деле происходит все наоборот, ибо в условиях новой политической экономии дорогой и чрезмерно властный центр вызывает отчуждение у периферии, будь то регионы или республики, и в то же время нерационально берет на себя чрезмерную ответственность за проблемы даже самого низкого уровня. То, что местные администрации даже перестают тушить лесные пожары, дожидаясь команды МЧС и деньги из Москвы, может быть одним из наиболее ярких тому примеров. -632- Но меня интересует вопрос как распределять власть в центре (независимо сильный он, или слабый) в многоэтничном государстве. С точки зрения принципов разделения власти и в контексте международного опыта, ситуация в общероссийском центре власти выглядит достаточно благополучно, если не считать некоторую чистку центрального аппарата Правительства РФ, видимо, под влиянием формирующегося " чеченского син-дрома", и уже упоминавшийся пример с составом Госдумы. В Правительстве РФ присутствуют далеко не только этнические русские, как и на других престижных государственных должно-стях, а еще недавно Верховный Совет возглавлял чеченец, а Палату национальностей — аварец. Но даже введение квотного представительства и другие меры по сохранению многоэтнич-ности центра политической власти не снимают проблему в какой мере присутствие нерусских в высшем руководстве обес-печивает то самое желаемое представительство интересов и запросов недоминирующих групп. Чаще всего рекрутируемые в центр власти представляют в большей степени единый клан высшей бюрократии и могут быть не меньшими централистами и великодержавниками, чем этнические русские. Достаточно привести пример, что на заседании Правительства 11 мая 1995 года, когда обсуждался проект закона о национально-культур-ной автономии, против него высказались главным образом ми-нистры нерусской национальности. Кстати, и среди сторонников восстановления СССР присутствуют не только и даже не столько представители доминирующей группы, а именно представители меньшинств, которые ощущали себя в большей безопасности в более крупном государстве. В уменьшенном или в выделившемся государстве демографический и политический баланс резко меняется не в пользу малых групп. Именно так произошло с распадом СССР. Именно по этой причине среди недовольных этим событием присутствуют такие имена, как покойный Джохар Дудаев или министр по делам СНГ Аман-гельды Тулеев. Инкорпорация в высшую бюрократию ослабляет и даже может элиминировать этническую ориентацию, а некоторые могут намеренно в целях демонстрации личной лояльности и укрепления собственного статуса выступать за жесткую государственность. Так что здесь есть серьезная проблема личностного и даже психологического уровня. Главная слабость консоциальных (групповых) подходов в распределении власти в многоэтничных обществах состоит в -633- том, что они исходят из позитивистского взгляда на гомогенность этнических групп и априорную этническую лояльность их элитных представителей. " Служение нации" и " борьба за интересы своего народа" часто могут служить только средством достижения власти и укрепления личного статуса и авторитета. Этнический фактор в политике служит не только средством мобилизации, но и как капитал политического торга и аргумент переговоров в другими членами политического клуба. Этот капитал может обмениваться на уступки и даже личные вознаграждения. Подписание Федеративного договора 31 марта 1992 года стоило не только долгих аргументов и убеждений, но и определенного числа подаренных автомобилей, которое совпадает с числом подписей под текстом данного документа. Решение политических вопросов по обеспечению согласия, конечно, стоит денег, а договоренности также не могут иметь только идеологическую и альтруистскую основу. Проблема только в том, что цена такой " демократии согласия" все возрастает, а деньги обеспечивают налогоплательщики. Вообще, ученые склонны обращать внимание при анализе феномена политики на два ее институционных уровня: уровень принципиально-декларативный, т. е. то, что оформляется в текстах заявлений, программ, законов и конституций, и уровень реальных практик и процедур, т. е. то, что происходит на уровне уличных политических актов и рутинной бюрократии. Но есть еще один уровень, который политическая антропология только начинает осознавать как предмет изучения22, но который играет важнейшую роль. Это уровень неписаных и негласных представлений политиков, поведенческих норм и схем, включая институт неформальных связей и личностных контактов. Это только традиционное обществоведение полагает, что крупные политические действия и " исторические события" совершаются некими коллективными силами — обществом, нацией, партией, классом и т. п. Однако это не так. Достаточно привести только один пример, когда неспособность и нежелание двух амбициозных политиков встретиться и договориться стоило эскалации внутреннего конфликта в одну из наиболее разрушительных войн на территории России. Даже создание того, что справедливо считалось сильным государством — СССР, произошло не только благодаря " авангардной организации" - партии большевиков. В июльском 1996 г. номере журнала " Мировая политика" появилась интересная статья историка Джеральда Истера, который пересматривает эту широко разде- -634- лявшуюся догму. Сеть персональных связей и контактов политических лидеров послереволюционной России, в том числе закавказской неформальной группы т. н. " соратников", была важнейшим фактором, обеспечившим утверждение нового режима в стране и управление ее23. То, что СССР распался не столько в результате действия неких исторических законов и стремления народов к национальному самоопределению, а в результате глубокого раскола советской элиты, отдельные группы которой прежде всего и самоопределились, сегодня становится все более общепризнанным. Этот мой вывод недавно нашел подтверждение со стороны авторитетных специалистов24. В этой связи хотелось бы обратить внимание на необходимость серьезного пересмотра обществоведческой экспертизы в сторону изучения и оценки роли индивидуальных стратегий, особенно среди политических лидеров и других активистов общественного пространства. Прежде чем на политической арене появляются силы под названием " народ", " нация" и т.п., сначала должен найтись кто-то, кто определяет, что такое " народ". И в этом определении заложены четкие инструменталистские цели, будь это утверждение научной амбиции, стремление к авторитету и власти или желание обеспечить более комфортный социальный статус в обществе, где всегда присутствуют элементы соперничества, неравенства и доминирования. Задача институтов управления, в том числе и государства, — вносить регулирующие начала в сложную диспозицию оформляемых людьми общественных коалиций. В многоэтничных обществах, когда в социальное соперничество вовлекаются культурные, религиозные и другие различия, стратегия управления должна строиться не на подавлении различий или на исключении и " разводе " конфликтующих коалиций, включая раздел государств, насильственное перемещение людей или изменение административных границ, а на взаимовыгодных формулах сотрудничества, спра-ведливом разделе власти и ресурсов, культурной терпимости к иному. Это есть задача прежде всего для элитных элементов общества, ибо элиты, а не " массы" склонны и способны вызы-вать вражду, организовывать противостояния и вовлекать " массы" в насильственные действия с разрушительными для них последствиями. Согласие и сотрудничество элит и есть тот са-мый " мир между народами", по поводу которого сегодня произносится столь много заклинаний теми, кто намеренно или пo неведению его же и разрушает. -635-
|