![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Одной из наиболее ярких особенностей современного языкознания считается возникновение и интенсивное развитие новых лингвистических направлений в рамкахСтр 1 из 9Следующая ⇒
Одной из наиболее ярких особенностей современного языкознания считается возникновение и интенсивное развитие новых лингвистических направлений в рамках антропоцентрической парадигмы, специфической чертой которой является анализ языковых явлений в тесной взаимосвязи с человеком, его мышлением, сознанием, духовно практической деятельностью, что определило многостороннее и активное исследование процессов категоризации и концептуализации в разных отраслях современной лингвистики. Основной формой категоризации и главным средством концептуализации многие учёные признают концепт, представляющий в качестве предмета описание в отечественных и зарубежных трудах (А.П. Бабушкин, А. Вежбицкая, С.Г. Воркачёв, М. Джонсон, В.И. Карасик, Г. Кларк, В.В. Колесов, Е.С. Кубрякова, Дж. Лакофф, М. Минский, Р.И. Павлёнис, А. Пайвио, В.А. Пищальникова, З.Д. Попова, Ю.С. Степанов, И.А. Стернин, А.А. Уфимцева, В. Чейз, А.П. Чудинов, Ч. Филмор и др.). Несмотря на активное изучение природы концепта, исследователям не удаётся однозначно принять решение по решению проблем, связанное с этим многоаспектным явлением. Спорными являются вопросы о статусе концепта, его структуре, типах, особенностях вербализации, соотношении концепта и понятия, соотношении концепта и значении, а также вопросы, которые касаются методов исследования концепта. Отсутствие единой точки зрения на проблему концепта связано как с относительной новизной концептуальных исследований, так и со сложностью, многогранностью и полифункциональностью этой ментальной сущности. Настоящее исследование посвящено изучению объективации концепта «глупость» в произведениях удмуртских писателей и его комплексному анализу, описанию системы релевантных признаков концепта «глупость» в литературных произведениях удмуртских писателей. Актуальность настоящей диссертационной работы обусловлена рядом факторов: 1) подавляющее большинство исследований, посвященных концептам, проводятся на материале русских, английских произведений, удмуртские произведения в этом плане совсем не рассмотрены; 2) слабой изученностью варьирования концептов ограниченной ментальной способности человека в разных источниках, разных типах дискурса, в частности, отсутствием анализа концептов на материале удмуртских литературных текстов. Объектом исследования является лингвокультурный концепт «глупость» в произведениях удмуртских писателей. Предметом исследования становятся лексические средства вербализации концепта «глупость» в произведениях удмуртских писателей. Цель данной работы заключается в многоплановом исследовании и описании семантико-прагматических характеристик концепта «глупость» в произведениях удмуртских писателей. В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи: 1) выявить основное содержание понятия концепт как базового термина когнитивной лингвистики, психолингвистики, лингвокультурологии, описать его структуру, типологию и методику исследования; 2) методом сплошной выборки собрать текстовый материал из произведений удмуртской художественной литературы, репрезентирующий концепт «глупость»; 3) установить основные признаки концепта «глупость» в произведениях удмуртских писателей, выделить лексические единицы, реализующие в своей семантической структуре значение глупости; структурировать элементы соответствующих полей; 4) исследовать особенности репрезентации рассматриваемого концепта на базе произведений удмуртских писателей. Теоретико-методологической базой исследования послужили труды отечественных учёных в области лингвистики, психолингвистики, концептологии, линговокультурологии [Вежбицкая 2001; Воркачёв 2007; Карасик 2009; Караулов 2006; Кубрякова 2004; Степанов 2001; Стернин 2001; Телия 1999; Уфимцев 2002 и др.]. Для изучения концепта «глупость» в данной работе применяется комплекс приёмов и методов исследования: метод сплошной выборки, дефиниционный и компонентный анализ, элементы словообразовательного анализа и контекстуальный анализ. Материалом исследования выступают данные сплошной выборки из художественных произведений удмуртских писателей (Г. Красильникова, Г. Перевощикова, М. Петрова, С. Матвеева). Общее количество рассмотренных текстовых репрезентаций исследуемого концепта «глупость» – 270 примеров из удмуртских произведений. Рабочая гипотеза исследования состоит в том, что концепт глупость является сложным ментальным образованием, обладающим определенной структурой, характеризуется национальной спецификой, отражается в языковых единицах разного типа и связан с важнейшими ориентирами поведения. Со значением глупость в удмуртском языке могут быть использованы различные лексемы, порой даже не связанные с данным понятием. Значение глупость в них вкладывается лишь контекстуально. Научная новизна работы заключается в определении ядерных и периферийных характеристик концепта «глупость» в произведениях удмуртских писателей. Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
|