Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы исследования концепта
В настоящее время не существует четко разработанных методик исследования структуры и содержания концептов. К числу наиболее популярных относятся следующие: компонентный анализ семантики ключевого слова – имени концепта и дериватов ключевого слова (как свободных, так и устойчивых словосочетаний), анализ афоризмов и паремий, объективирующих данный концепт, анализ текстов в разных типах дискурса, психолингвистический эксперимент (выявление ассоциативного поля концепта). Когда мы анализируем всю совокупность языковых средств выражения концепта, а так же текстов в которых раскрывается содержание концепта, исследователь может получить представление о содержании концепта в сознании носителей языка. Также важно подчеркнуть, что данное представление никогда нельзя считать исчерпывающим, это всегда будет лишь часть концепта, так как никакой концепт не выражается в речи полностью. Причины этого в том что: 1) концепт может содержать когнитивные признаки, не имеющие вербального выражения в языке; 2) концепт показывает собой нежёстко структурированную ментальную единицу, целиком выразить её невозможно; 3) ни один лингвистический анализ не может зафиксировать и выявить все без исключения средства языковой и речевой реперезентации концепта языка, что всегда остаётся не зафиксированным и следовательно не учтенным; 4) всегда есть гендерная, профессиональная, возрастная, а так же индивидуальные составляющие концепта, которые далеко не во всём объёме удаётся обнаружить при описании концепта; 5) концепт величина динамичная и зависимая от состояния общества, общественной ситуации [Попова 2007: 164]. На первом этапе применяется дефиниционный анализ, метод сплошной выборки. Источниками извлечения являются данные словарей различного типа (фразеологические, синонимические, толковые). Для изучения исторического развития лексических единиц используется этимологический анализ и элементы словообразовательного анализа. Лексикографические данные представлены необходимыми, поскольку изучение лексемы является основным средством оформления концепта, позволяет вскрыть понятийную составляющую концепта. В определении часто сконцентрирована важная характеристика концепта как ядро. Достаточно распространенным является метод анализа сочетаемости, выражающих концепт. Сам факт употребления лексической единицы, через которую репрезентирован концепт, с другими лексическими единицами позволяет выявить его сущность. По нашему мнению, лексическая сочетаемость конкретного слова – важный показатель природы лингвокультурного концепта. Примеры употребления в речи слова, в котором показан концепт, показывает его «сочетаемость» с иными концептами в семиотическом пространстве национального языка. Этот метод активно используется когнитивистами и лингвокультурологами [Бабушкин 2001; Вильмс 1997; Заикина 2000; Панчеко 1999; Покровская 1998; Прохвачева 2000; Рахилина 2008]. Интерпретативный анализ текстов относится к числу основных исследовательских методов изучения концепта [Карасик 2009; Куссе 2000; Слышкин 2004]. При этом важным материалом для исследователя является паремиологический фонд языка [Бабаева 1997; Дмитриева 1997; Карасик 2002; Курганов 2002]. Для изучения концепта «глупость» в настоящей работе употребляется комплекс приёмов и методов, сконцентрированных на его моделирование выявление структурных и семантических особенностей номинирующих его единиц. Строение поля предусматривает наличие структурных компонентов как ядро, ближняя, дальняя и крайняя периферия. Ядро поля показывают наиболее типичные для выражения его инвариантного значения (функции) языковые единицы, которые имеют концентрацию признаков, образующих поле. Ядро содержит языковые средства, для выражения установленных категориальных значений и максимально выражающие базовую семантику. Как правило, в ядро семантического поля относятся стилистически нейтральные единицы с наиболее отвлеченным значением, которые могут обозначить название полевой структуры в целом. Ядро семантического поля пocтeпeно перерастает в периферию, при этом учитывая, то что граница между ядром и периферийной частью поля оcтaётся размытой и нечёткой. Периферия наслаивается несколькими зонами с разной удаленностью от ядра: ближней, дальней, крайней периферией [Попова, Стернин 2007: 18]. К ближней периферии можно отнести высокочастотные языковые единицы, которые обладают достаточно обобщенным, стилистически нейтральным значением, они могут существовать на границе с периферией и центром ядром поля осуществляют функцию данного поля не регулярно, а от случая к случаю. Такие единицы характеризуются минимальной зависимостью от контекста и высокой коммуникативной релевантностью. Основным требованиям к единицам дальней периферии относятся: могут принадлежать к другим к лексико-семантическим группам и лексико-семантическим полям; семантическая зависимость от контекста; не высокая частотность, наличие ограничивающей эмоциональной стилистической семы; многозначность, когда основные значения не релевантны с основным значением многозначных лексем. Выводы по Главе 1 Кoнцепт – базовая единица культуры, междисциплинарное, многоаспектное ментальное образование, которое соединяет в себе элементы действительности, сознания и языкового знака, квант структурированного знания, репрезентирующий культурно-национальную ментальность его носителей. Концепты классифицируются по содержанию, по наличию в их структуре ценностного компонента, по функции в языке. Концепт является структурой более сложного порядка, чем лексическое значение слова и понятие, так как он заключает в себе невербальную информацию. Концепт как единица структурированного знания имеет полевую структуру, которая включает ядро и периферию (ближняя периферия, дальняя периферия и крайняя периферия). Концепт не имеет строгой организации и является потенциально открытым для изменений. Методика проведения исследования имела целью установление полевой структуры концепта «глупость» в произведениях удмуртских писателей. Суть методики заключается в проведении поэтапного анализа реализации концепта.
|