Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепт и понятие






Понятие и концепт до сих пор ни имеют однозначных трактовок в лин­гвистике. Наличие проблемы и их дифференциации объясняется тем, что «при анализе концепта мы имеем дело с сущностями плана содержания, не данными исследователю в непосредственном восприятии, судить об их свой­ствах и природе возможно лишь на основе косвенных признаков» [Худяков 1996: 37]. И хотя данная проблема не получила общепринятого решения, можно сказать, что большинство лингвистов не отождествляют концепт и понятие, определяя их как сущности разного порядка. Не вызывает споров лишь то положение, что концепт принадлежит сознанию и включает, в отли­чие от понятия, не только описательно-классификационные, но и образно-эмпирические и чувственно-волевые характеристики. Концепт, в отличие по­нятия, «окружен эмоциональным, экспрессивным, оценочным ореолом».

Н.Ф. Алефиренко: «понятие – прежде всего набор необходимых и дос­таточно существенных признаков, отвечающих требованиям истинности и лишённых какого бы то ни было эмоционально-оценочного содержания за счёт абстрагирования от нашего предметного чувственного опыта» [Алефи­ренко 2010: 152].

В книге «Концепты. Тонкая пленка цивилизации» Ю.С. Степанов срав­нивает концепт сравнивает с понятием в логике, философии и психоло­гии. «Концепт можно определить как понятие, но понятие расширенное в ре­зуль­тате всей современной научной ситуации. Понятие без такого расшире­ния – это предмет науки логики, описание наиболее общих и существенных при­знаков предмета. Концепт же – предмет иной науки – культурологи и описа­ние типичной ситуации культуры» [Cтепанов 2007: 20].

Таким образом, термин концепт обладает более объёмным содержа­нием по сравнению с понятием. Первым ученым, кто заметил, что концепт нечто большее, чем понятие, был С. А. Аскольдов. Он заметил, что концепт замещает нам в процессе мысли неопределённое множество предметов од­ного и того же рода [Аскольдов 1997: 268]. Концепт включает в себя само понятие, являющееся, в свою очередь, его обязательным ядерным компонен­том [Красавский 2001: 269].

Aрхитектоника концепта как структурно-смыслового образования сложнее архитектоники понятия. С.Х. Лялин считает, что «в глубине кон­цепта мерцает понятие» [Лялин 1997: 16]. Если при различении понятия кон­цепта за основу брать определение «концептуализации» как формирования индивидуального восприятия и понимание явления или предмета, то можно сказать, что понятию может быть дано определение, а концепту приписана интерпретация [Костюнина 2002: 91].

В трактовке Ю.С. Степанова, понятие – это совокупность познанных существенных признаков объекта, то концепт – это ментальное национально-специфическое образование, планом содержания которого является вся сумма знаний о данном объекте, а планом выражения – совокупность языко­вых средств (паремиологических, лексических, фразеологических.) Концепт – это не любые понятия, а лишь наиболее сложные, важные из них, без кото­рых сложно представить данную культуру. Есть и другие отличия: понятия включают существенные и необходимые признаки; концепт же – и несуще­ственные признаки [Cтепанов 1993: 16–20].

А.П. Бабушкин считает термины понятие и концепт тождественными и заявляет о вытеснении из научного обихода термина понятие [Бабушкин 1996: 12].

Н.Н. Болдарев, напротив, разводит их, считая, что концепт предпола­гает содержания понятия, а также понятийную часть значения, смысл слова. Рассматривая соотношение концепта и понятия, учёный приходит к выводу, что «понятие – это рациональный, логически осмысленный концепт. Оно по­является на основе осмысления и выделения существенных характеристик предметов и явлений, в результате постепенного отвлечения от их второсте­пенных, индивидуальных признаков, т. е. в результате теоретического позна­ния» [Болдырев 2001: 24].

Мы будем придерживаться точки зрения В.А. Масловой, согласно ко­торой концепт включает понятие, но не исчерпывается только им, а включает всё содержание слова – и денотативное, и коннотативное, отражающее пред­ставления носителей данной культуры о явлении, стоящем за словом во всем многообразии его ассоциативных связей. Концепт относится к повседневной реалии в отличие от понятия (логической структуры) как совокупности су­щественных признаков означаемого. Понятие для определения открыто, кон­цепт определяется с трудом.

Перед лингвистами стоит не только проблема разграничения понятия и концепта, но и проблема выявления соотношения значения языковой еди­ницы и концепта, концептуальной и лексико-семантической информации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал