Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типология концептов
Неоднородность реалий, знаний, действительности, отражаемых концептами, влечёт за неоднотипность выражающих их концептов. Разработка типологии концептов находится в центре внимания учёных, при этом в качестве основания для классификации предлагаются самые разнообразные параметры. Для лингвокогнитивного анализа важной оказывается типология концептов по характеру «наблюдаемости» для человека. Так, по характеру выражения в языке концепты могут быть вербализованными (концепты, для которых в системе есть регулярные языковые средства выражения) и невербализованные (скрытые) (невербализуемые или вербализуемые искусственно только в условиях принудительно поставленной задачи (например, в условиях эксперимента)). И.А. Стернин и З.Д. Попова используют в этом смысле устойчивые (регулярно вербализуемые в стандартной языковой форме) и неустойчивые (нерегулярно или совсем не вербализуемые нестабильные, ещё формирующиеся, глубоко, личностные). Наличие языкового выражения для концепта и его регулярная вербализация поддерживает концепт в устойчивом и стабильном состоянии, делают его общеизвестным [Попова 2002: 28]. В работе «Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях» И. А. Стернин и З.Д. Попов анализируют концепты по характеру концептуализируемой информации: гештальт, представление, понятие, фрейм, сценарий [Попова, Стернин 1999: 120]. Гештальт – комплексная, целостная функционально-мыслительная структура, упорядочивающая многообразие отдельных явлений в сознании (например, «быт», «любовь», «школа», «игра»). Гештальт представляет собой целостный образ, совмещающий чувственные и рациональные элементы, а также объединяющий статические и динамические аспекты отображаемого объекта или явления. Представление – это обобщённый чувственно-наглядный образ явления или предмета. Концепты-представления объективируются в языке преимущественно лексическими единицами конкретной семантики. Словарные дефинации таких единиц практически целиком состоят из перечисления чувственно воспринимаемых признаков предмета номинации (например, «ласточка», «берёза»). Понятие – концепт, который состоит из наиболее общих, существенных признаков явления или предмета, результат рационального осмысления и отражения (например, «квадрат»). Понятие появляется на базе представления или схемы путём поэтапного отвлечения от случайных, второстепенных, индивидуальных чувственно воспринимаемых признаков обобщаемого явления или предмета действительности (например, «овощ», «фрукт», «птица»), либо путём соединения в понятийном образе мыслительных компонентов других концептов. Фрейм – мыслимый в целостности его составных частей многокомпонетный концепт, объёмное представление, некоторая совокупность стандартных знаний о предмете или явлении (например, «стадион», «магазин»). Сценарий (скрипт) – последовательность нескольких стереотипных эпизодов с признаком развития, движения (например, «посещение кино»). Выделяя структурные виды концептов, И.А. Стернин утверждает о существовании трех видов моделей: – одноуровневый концепт – включает в себя только чувственное ядро, фактически одни базовый слой (концепты «ложка», «тарелка», жёлтый»); – многоуровневый концепт – включает в себя несколько когнитивных слоёв, различающихся по уровню абстракции, отражаемому ими последовательно наслаивающихся на базовый слой (например, концепт «грамотный»); – сегментный концепт – представляет собой базовый чувственный слой, окружённый несколькими сегментами, равноправными по степени абстракции (например, концепт «толератность») [Cтернин 2001: 27]. Эта идея развивается в существовании микроконцептов, базовых концептов, макроконцепов, сверхконцептов [Убийко 2001: 27]. Такая типология концепта появляется в процессе анализа языкового материала в рамках концептосферы. Микроконцепты ориентируются на лексическое значение отдельного слова и поэтому имеют небольшой смысловой объём, выполняя при этом функцию идентификации [Кельдибекова, Гафарова 2003: 37]. Концепты базового уровня в иерархии от общего к конкретному занимают промежуточное положение. Макроконцепты (которые часто характеризуются как суперконцепты) служат для выявления и систематизации больших по объёму иерархически организованных разрядов лексики. Макроконцепты «обладают наиболее протяженными семантическими связями в рамках образуемой ими концептосферы» [Убийко 1999: 15–31]. Cуперконцепт «выражает наиболее абстрактное значение глобальное значение», в котором «представлена вся совокупность знаний об объектах и ситуациях во всем многообразии отношений и связей» [Кельдибекова, Гафарова 1998: 15–31]. Таким образом, можно сделать вывод о существовании концептов внутри более объёмных метальных структур, т.е. концептуальных полей – когнитивных аналогов функционально-семантических полей. В рамках лингвокультурологии с точки зрения типологических параметров Ю.С. Степанов выделяет два типа концептов – понятия с плотным ядром и рамочные понятия. Рамка – «основное содержание концепта, в силу которого концепт является социально и культурно значимым» [Cтепанов 2001: 81]. Cодержание рамочных понятий подобно устоявшейся матрице может применяться к другим общественным явлениям. Понятие с плотным ядром отличается целостностью во всём составе признаков», например концепты «вера», «любовь» [Cтепанов 2001: 78]. Исследователь примечает возможность использования одного из компонентов понятия в качестве рамки, хотя признаёт алогичность и искусственность подобных попыток. Также Ю.С. Степанов указывает на существование констант – «неких постоянных принципов культуры», которые присутствуют в культурном пространстве социума в течение достаточно длительного времени и определяют его экзистенциальные ценности. Константы подразделяются на априорные (доопытные) и апостериорные (опытные, эмпирические), обнаруживая в основе разделения критерий способа когнитивного формирования [Cтепанов 2001: 82]. Оба типа констант Ю.С. Степанов полагает возможным считать абсолютными, так как в целом они характеризуются постоянством содержания и значимостью для ментальности общества. Г.Г. Слышкин разрабатывает ассоциативную лингвокультурного концепта, созданную на «принципе неслучайности именования в культуре». Данный принцип, по мнению ученого, является главным для развития лингвокультурной концептологии. Г.Г. Слышкин считает, что концепт представляется системным образованием и, как всякая система, вход и выход. Вход системы определяется как точки приложения воздействия среды (взаимодействующих систем), выход системы – точки, из которых исходят реакции системы, передаваемые в среде (взаимодействующими системами – другие концепты. Взаимообусловленность среды и систем происходит путем ассоциативного обмена языковыми единицами, в которых определяются концепты. Ассоциативная структура лингвокультурного концепта содержит «экстразону» – совокупность ассоциативных выходов из концепта, «интразону» - совокупность ассоциативных входов в концепт. В «экстразону» рассматриваемого концепта входят ассоциации, отмеченные во вторичных значениях лексем, паремиологических и фразеологических единицах, содержащих данную лексему. Типология концептов построена по принципу их востребованности. По этому признаку М.В. Пименов разделяет концепты на ведущие (ключевые) и второстепенные. Ведущие концепты широко представлены в фольклоре, художественной литературе, в паремиологическом фонде (например, «солнце», «мир», «душа»). Второстепенные концепты находятся на периферии, они вторичны, их репрезентанты менее частотны (например, концепты «чиновник», «демонстрация», «консультант»). C точки зрения динамики развития Г.Г. Слышкин представляет следующую классификацию концептов: – рудиментые концепты, т.е. концепты, почти или полностью утратившие интразону и сохранившиеся лишь в составе отдельных единиц своей экстразоны; – предельные концепты, т.е. концепты, интразона которых постоянно расширяется, а экстразона отсутствует по причине высокой степени абстрактности, концептуализируемых понятий; – пропорциональные концепты, т. е. концепты, у которых активно функционирует как интразона, так и экстразона; – формирующиеся концепты, т. е концепты, обладающие развитой интразоной, экстразона которых еще не сформирована; – сформировавшиеся концепты, т. е. концепты, у которых завершилась формирование интразоны, но продолжает функционировать экстразона [Слышкин 2004: 21]. В.И. Карасик говорит о том, что все концепты содержательно противопоставить как параметрические и непараметрические ментальные образования. К первой категории относятся те концепты, которые концентрируются в качестве категорий для сопоставления реальных характеристик объектов (например, «качество», «количество», «время», «пространство»). Ко вторым относятся концепты, имеющие предметное содержание (например, концепты «дом», «стул») [Карасик 2005: 30]. По соотношению с эстетическими и этическими непараметрические концепты можно разбить на регулятивные и нерегулятивные. К первым относятся те ментальные образования, в содержании которых главное место занимает ценностный компонент («щедрость», «долг», «счастье»), ко вторым – синкретичные ментальные образования разного характера («путешествие», «подарок», «семья»). В составе регулятивных концептов можно выделить телеономные концепты – «вербализованные смыслы, отправляющие к универсалиям духовной культуры и создающие для человека смысл жизни» [Воркачёв 2007: 10], такие, как «любовь» и «счастье», и более частные регулятивные концепты – «пунктуальность», «гордость», «милосердие» и др. Концепты-регулятивы представлены в прецедентных текстах. Именно регулятивные концепты показывают наибольший интерес для выявления особенностей ментальности определенного народа или той или иной группы в его составе [Карасик 2005: 31]. В телеономных концептах ценностная составляющая главная, в регулятивных она значима, в нерегулятивных является фоновой, осложняясь дополнительными признаками. В психологии концепты различны по уровню абстрактности содержания. Абстрактные концепты (например, концепты «воля», «быт», «управление») сложны для классификации и описания. Конкретные концепты (концепты «ручка», кислый», гладкий») легко опознаются и относительно легко классифицируются и различаются, так как сохраняют чувственный, эмпирический характер. Содержание таких концептов открывается преимущественно интенсивно – через демонстрацию предмета или явления (кислый – это лимон, попробуй) [Болдырев 2007: 17]. Также детально разработана типология концептов А.П. Бабушкиным, которым предложена методика обнаружения концептов. Ученый утверждает, что идеальная сущность концепта, «улавливается словом и дублируется его в определения, исследователь предлагает различать концепты, стоящие за конкретными языковыми единицами, по характеру, эксплицируемых в словарном определении. А.П. Бабушкин выделяет следующие виды концептов: калейдоскопические концепты развёртываются в виде той или иной структуры, упоминавшейся выше, и «представляют концепты абстрактных имён социальной направленности» (совесть, порядочность, долг); концепты- сценарии реализуют в себе идею развития (драка, лекция); мыслительные картинки (предметные реалии или мифемы, например, «ромашка»; концепты-гиперонимы отражают гипо-гиперонимические связи в лексике («обувь», «сандалии», «ботинки»); концепты схемы (слова с пространственным значением, например, концепт «дорога»); концепты-инсайты содержат информацию о структуре, функции предмета (ножницы, барабан, зонтик); концепты-фреймы соотносятся с некоторой ситуацией или образом ситуации (концепты «музей», «больница», «базар»). Такая классификация как бы разграничивает концепты, соответствующие разным словам. Между концептами разных типов не существует резко очерченных границ. У них есть относительная подвижность, способная стираться со временем и формироваться заново. Также следует учитывать, что концепты абстрактных имён не имеют стабильного характера. Они более индивидуальны, подвижны, обладают модально-оценочным признаком и определяются морально-нравственными критериями, а также традициями языкового сообщества [Бабушкин 2001: 54–57]. Таким образом, концепты различных типов становятся достоянием человеческого сознания и находятся в «свёрнутом» виде. В процессе общения они активизируются и получают свое развитие в соответствии со своим типом. Скорее всего, подобная вербализация будет характеризоваться индивидуальными особенностями в рамках общепринятого стереотипа. Исходя из теоретических положений, изложенных выше, следует вывод, что концепт глупость можно определить как устойчивый, многоуровневый, обладающий социальной обусловленностью макроконцепт, который представляет «концептуальную универсалью» (термин А. Вежбицкой) в картине мира человечества. Концепт глупость, является одним из общечеловеческих концептов, существует во всех известных языковых культурах и является важным, регулярно вербализующимся и коммуникативно релевантным. В рамках концептосферы в лингвокультуре концепт глупость может быть сформулирован как «автостереотип» [Кармин 2005: 70], то есть, будучи главной составляющей национального самосознания, он изображает представления членов лингвосоциумов о нормативной форме существования индивидуумов в обществе. Данные понятия являются главными в национально-специфических характеристиках концепта, продиктованных экономическими, историческими, этническими и другими факторами развития социума. Учитывая типологические параметры, концепт глупость в терминообозначениях Ю.С. Степанова рассмотрена как «понятие с плотным ядром», так как различается «целостностью во всем составе признаков». Также этот анализируемый концепт может быть указан как «абсолютная апостериорная константа», так как содержание различается постоянной значимостью для мировосприятия общества. Применяя ассоциативную модель Г.Г. Слышкина, возникает возможным детерминировать концепт глупость, как формировавшийся концепт, поскольку исследуемый концепт продолжает получать новые обозначения, продолжает служить источником второй номинации. В классификации А. П. Бабушкина концепт глупость представляет собой калейдоскопический концепт, в силу обширного круга ассоциаций, возникающих при его лексикализации. Относительно регулярности вербализации концепт показывается устойчивым, поскольку общеупотребительность языковых единиц, экспонирующих его, очень высока. Принципиально важным для определения типологических универсальных характеристик концепта глупость в произведениях удмуртских писателей также является вопрос о структуре концепта, поскольку данные о структурных характеристиках концепта играют важную роль в процессе исследования, так как определяют процесса анализа.
|