Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура концепта
При всем при том, что термин концепт успешно и достаточно давно используется в лингвистике, проблема его исследовательских возможностей и его структурных характеристик остаётся актуальной. Исследователи единогласно отмечают, что концепты структурированы, но их структурную организацию некоторые ученые отмечают парадоксальной и условно устанавливают как относительную структурированность. Под парадоксальной структурной организацией имеется в виду диффузность, недискретность категориальных ментальных репрезентаций. Внутренняя неоднородность выражается во множественности способов номинации концепта, отражающей «не столь неединичность точек зрения на него, сколь множественность его сторон, которые собственно, и открывается с этих точек зрения [Берестнев 1997: 48]. Неоднозначная трактовка внутренней организации концепта вполне оправдана. Так как это сложная и уже по свой природе многослойная и многогранная ментальная категория [Cтепанов 2001; Лялин 1997], то его структура не может быть жёстко детерминированной. Прежде всего важно знать, что диффузность концепта и его слабая структурированность представляются бытийной (онтологической) необходимостью, поскольку человеческое сознание находится в постоянном развитии, выражая явления всё время меняющегося окружающего мира. Следовательно, «форма нашего знания должна быть, легко приспосабливаемой к этим изменениям, а единица передачи и хранения знания должна быть достаточно подвижной и гибкой». Трудность определения структуры концепта связана также с тем, что она показывает знания разной степени абстракции. Признавая всю сложность структуры концепта, большинство учёных доказывают, что ей свойственна прототипичность и иерархичность [Попова, Стернин 2007; Рахилина 2008; Чернейко 1997]. Для современной лингвистической науки характерно представление о концептах как о квантах именно структурированного знания, представляется возможным выявить у концепта разные признаки, выделить образующие его слои, вычленить несколько качественно отлично составляющих. С.Г. Воркачев акцентирует внимание, что разногласия в данном направлении концептуального анализа касаются «количества характера семантических компонентов» концепта [Воркачёв 2003: 10], также их терминологического обозначения. Н.Н. Болдарёв рассматривает концепт как «квант структурированного знания», способность иметь «определенную, хотя и нежёсткую структуру», подчеркивает в этой структуре ядро, состоящее из конкретнообразных характеристик детонанта, и менее конкретизированную часть, сложившуюся абстрактными признаками. Последние «отражают специальные знания об объектах, полученные в результате научного, теоретического познания». При этом признаки, которые входят в структуру концепта, не располагаются в строгой последовательности, и их взаиморасположение носит индивидуальный характер, это зависит от условий создания концепта у каждого отдельного человека. Структура концепта как снежный ком: «объём концепта увеличивается за счёт новых концептуальных характеристик, обволакивается новыми слоями» [Болдырев 2001: 30]. Данную мысль высказывают в своих работах З.Д. Попова и И.А. Стернин, которые сравнивают концепт с «облаком», обладающим расплывчатыми границами, или неким «плодом», имеющим косточку и окружающую её мякоть. Они отмечают непостоянность концепта, поскольку он постоянно «функционирует, актуализируется в разных своих составных частях и аспектах, соединяется с другими концептами и отталкивается от них» [Попова, Стернин 1999: 60–61]. По определению Ю.С. Степанова, концепт имеет «слоистое» строение, его слои являются результатом, «осадком» культурной жизни разных эпох, следовательно, они различаются по семантике, по времени образования, по происхождению. Ю.С. Степанов подчеркивает в концепте три основных слоя: основной, актуальный признак известный каждому носителю и значимый для него; пассивный слой, актуальный для отдельных групп носителей языка и содержащий один или несколько дополнительных признаков; внутреннюю форму, т.е. этимологический признак, важный лишь для исследователей [Степанов 2001: 43]. Ученый также акцентирует, что «концепты существуют по-разному в разных в своих слоях, и в этих слоях они по-разному реальны для людей данной культуры» [Степанов 2001: 52]. Данная мысль означает, что один и тот же концепт может быть объяснён разными людьми, принадлежащими к разным социальным группам одной лингвокультуры, таким образом, акцент делается на социальную сущность концептов. Идея о различном существовании концептов является очень важной, так как заметно расширяет исследовательские и функциональные границы концепта. Г.Г. Слышкин, В.И. Карасик, С.Г. Воркачёв признают наличие у концепта трехслойной структуры, конкретизируя при этом точку зрения Ю.С. Степанова и предлагают выделять в структуре концепта понятийную, ценностную (значимостную, деятельностную) и образные составляющие [Воркачёв 2004: 45, Карасик 2009: 26; Слышкин 2000: 12–13]. Образная составляющая совместно с её когнитивными признаками, по мнению С. Г. Воркачева, образует базовый слой концепта. Понятийная составляющая являет собой совокупность существенных признаков ситуации или объекта и итог их познания, но не сводится просто к информации о существенных признаках [Воркачёв 2004: 45]. В.И. Карасик рекомендует рассматривать выделяемые Ю.С. Степановым слои концепта как отдельные концепты различного объёма, а не как компоненты единого концепта. Активный слой («основной актуальный признак, известный каждому носителю культуры и значимый для него»), входит в общенациональный концепт, пассивные слои («дополнительные признаки, актуальные для отдельных групп носителей культуры») принадлежат концептосферам отдельных субкультур; внутренняя форма концепта (не осознаваемая в повседневной жизни, известная лишь специалистам, но опеределяющая внешнюю, знаковую форму выражения концептов») для большинства носителей культуры является частью концепта, а одним из детерминирующих его культурных элементов [Карасик 1996: 3]. C лингвокультурологической точки зрения ценностная составляющая является главной, поскольку она более всего культурно обусловлена. Согласно Г.Г. Слышкину, в структуре концепта акцентируется внимание на четыре концепта: основные – интразона (признаки концепта, отражающие собственные признаки денотата), экстразона (признаки концепта, извлекаемые из переносных значений и паремий) и дополнительная квазиэкстразона и квазизона, связанные с формальными ассоциациями, возникающими в результате имени концепта с другим словом [Cлышкин 2004: 17–18]. Комплексная природа концепта упоминается во многих других исследованиях. С.Х. Лялин относит концепт к первичному культурному социопсихическому образованию в коллективном сознании, отмеченному в той или иной языковой форме. Концепт анализируется как совокупность его внешней, категориальной отнесенности и внутренней смысловой структуры, которая имеет строгую логическую организацию. «Внешняя» и «внутренняя» стороны выходят на его центральный, базисный элемент. Для внутренней структуры он служит основой прототипического значения всех словоупотреблений данного слова, для внешней – моделью категоризации всех его значений. Структура концепта может быть смешанной, радиальной, цепочечной [Лялин 1997: 11–35]. Н.Ф. Алефиренко считает, что структура концепта может быть соотнесена с различными по своему с различными по своему характеру с семантическими компонентами слова: суперкатегориальный, наиболее абстрактный слой концепта, соотносится с классемой; категориальный слой концепта соотносится с архисемой; понятийный слой – субкатегориальными (первичными денотативными) семами; этнокультурный слой, отражающий специфическое видение мира людьми одного языкового сообщества, с семами вторично-денотативного характера; наконец, образно-ассоциативный слой концепта соотносится с широким спектром первичных и вторичных коннотативных сем. Н.Ф. Алефиренко говорит: «Наличие образно-ассоциативного слоя – один из важнейших признаков концепта, по которому отличается от понятия и благодаря которому он обладает необходимой коммуникативно-смысловой вариативностью» [Алефиренко 2003: 28]. Н.Ф. Алефиренко, считает что концепт лишён чёткой структуры и внутренней организации компонентов, так как «смысловые признаки находятся в нежестко детерминированных отношениях; они способны видоизменяться, угасать или актуализироваться в зависимости от социкультурного опыта личности» [Алефиренко 2005: 184]. А. Вежбицкая предлагает, что любой концепт в языковой единице собой представляет конфигурацию семантически универсальных и неразложимых универсальных элементарных смыслов [Вежбицкая 2001: 8]. При сравнительном изучении многих языков некоторые наборы элементарных смыслов могут совпадать и являться идентичными. А. Вежбицкая говорит, что подобные наборы представляют фундаментальных человеческих концептов, которые являются врожденными. Из этого исходит вывод, что концепт обладает определённой нежесткой структурой, которая представлена разными конфигурациями, содержание концепта представляется в виде набора, имеющих разный набор значимости. Различные подходы к структурированию концепта не исключают, а скорее дополняют друг друга. Приоритетное использование того или иного концепта определяется целями и задачами проводимого исследования.
|