Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Основная цель работы заключалась в многоплановом исследовании и описании семантико-прагматических характеристик концепта «глупость» в произведениях удмуртских ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Основная цель работы заключалась в многоплановом исследовании и описании семантико-прагматических характеристик концепта «глупость» в произведениях удмуртских писателей. Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы: Представление об интеллекте человека характеризуется сложностью, неоднозначностью и многоплановостью. Объективация концепта «глупость» выражается в системе ядерных и периферийных признаков. Ядерные признаки выявляют сущностные свойства концепта и представляются константными, так как заключается во всех его актуализациях. Содержательный минимум концепта «глупость» проявляется как «ограниченные умственные способности». Нами были исследованы четыре удмуртских автора: Г. Красильников «Вуж юрт», («Старый дом»), М. Петров «Вуж Мултан» («Старый Мултан»), Г. Перевощиков «Сюлэмтэм дунне» («Жестокосердие»), «Шелеп» («Щепка»), С. Матвеев «Шузи» («Глупый»). С помощью метода сплошной выборки мы устанавливаем, какие слова используют авторы, чтобы показать отсутствие ума героя и делим их по перифериям. В ядре концепта «глупость», (т. е. со значением глупый, глупость) выступают лексемы шузи, визьтэм, дурак, идиот, шузимыны, визьтэммыны. В ближнюю периферию концепта «глупость» входят различные слова и словосочетания: пичи визь (малый ум), кисьтӥ ськем йырсазь (неграмотный), йыр шузимиз (с ума сошёл), визьзэс ыштэмъёс (сошедшие с ума), йӧ спортэм кобла («невежество») и др. Также было обнаружено, что удмуртские писатели употребляют много фразеологизмов: кисьтӥ ськем йырсазь (неграмотный), визьзэс ыштэмъёс (сошедшие с ума), йыр шузимиз (сошел с ума), пичи визь (малый ум). В дальней периферии нами были найдены удмуртские выражения, которые сочетают в себе значения глупости и жадности одновременно: азьызлэсь берыз, нушы кадь, кӧ ттырмостэм спекулянтъёс др. Также удмуртские писатели умственные способности и характер своего героя стараются показать через зоонимы, названия животных, употребляя такие слова, как пудоос (домашние животные), лудмем пуны (одичавшая собака), калгись пуны (бродячая собака), скотина, суслик, кучапи (щенок), комак (крыса) и др. В крайней периферии концепта «глупость» в удмуртском языке выступают такие лексемы, как шузияськыны (валять дурака), мыскылляны (насмехаться), так же можно заметить употребление русских заимствований, которые тоже взаимосвязаны с контекстом глупость: сволочь, подлец, проклятые. Кроме этого в составе таких наименований часто встречаются мифологические образы: шайтан басьтон, албасты, шайтанлэн пиез, беренэс шайтан. В настоящей работе неизолированность исследуемого концепта трактуется в качестве его главного свойства. Периферийные области концепта «глупость», находятся на пересечении с другими концептами внутреннего мира человека («хитрость», «память», «знание» и т.п.). При компонентном анализе мы выявили, что словообразование лексем концепта «глупость», можно отметить, что гнездо лексемы шузи, визьтэм достаточно многочисленна: существительное, глагол, причастие, деепричастие, глагол. Больше всего примеров встречается, когда авторы используют словосочетания прилагательное + существительное и отглагольные словосочетания. В заключении хочется отметить, что у классиков слог более богатый, чем у современных писателей. Чтобы показать глупость своего героя они используют больше разнообразных словосочетаний и слов, чего не наблюдается у современных писателей.
|