![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение в психологию профессиональной деятельности
План: 1. Общее представление о предмете, задачах, методах в психоло- гии профессиональной деятельности. Связь психологии профессио- нальной деятельности с некоторыми направлениями психологии. 2. Валидность, надежность и трудоемкость методов. 3. Особенности применения методов в психологии профессио- нальной деятельности. 4. Классификации методов психологии профессиональной дея- тельности. Основные понятия: методы психологии, принцип объективнос- ти, валидность. надежность, трудоемкость метода, задачи профессио- нальной диагностики, метод наблюдения, метод эксперимента, методы опроса, методы построения теории, преобразующие и конструктивные методы, профессиографические методы, личностные методы, алгомет- рический метод описания трудового процесса, структурный метод, системный анализ. Психология, в буквальном значении этого слова – наука о душе. Ее история уходит в глубь веков, в философские и медицинские уче- ния. Как самостоятельная наука, психология утвердилась лишь в кон- це позапрошлого века, после того, как получила экспериментальную базу и естественнонаучную, физиологическую основу. Путь развития научной психологии был не простым, он отражает многообразие слож- ность жизнедеятельности людей. Вначале разработки в психологии носили сугубо теоретический характер, но все больше и больше выд- вигались практические проблемы, которые необходимо было решить науке о человеке. В середине двадцатого века начался активный про- цесс деления психологии на отдельные отрасли. Некоторые современ- ные психологи различают теоретическую (научно-исследовательскую) и научно-практическую психологию. Отличия связаны, прежде всего, с определением предмета и объекта изучения. Научно-практическая психология всегда имела дело с реальным объектом, понимание при- роды которого опирается не только на определенное представление, имеющееся в психологической науке (или ее области), но и на ту ре- альности, в которую включен этот объект, то есть человек. Психология профессиональной деятельности, несомненно, от- носится научно-практическому направлению. В центре ее внимания трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуаль- ные особенности личности работника, характеристика профессиональ- ной деятельности. Психология _______профессиональной деятельности тесно связана с психологией труда. Психология труда как область научного знания о труде и трудящихся, изучает условия и разрабатывает пути и методы решения практических задач, связанных с трудовой деятель- ностью, анализ трудовой деятельности, профессиональных навыков. Психология профессиональной деятельности также связана с общей психологией, экспериментальной психологией, психофизиологией, орга- низационной психологией, инженерной психологией, эргономикой, со- циальнойпсихологией, психологией управления, возрастной психологией, юридической психологией, экономической психологией. Методы психологии – это приемы и средства, при помощи кото- рых происходит получение достоверной информации, используемой далее для построения научных теорий и разработки практических ре- комендаций. Методы психологии основаны на общенаучном принци- пе объективности, которыйобязывает строить системунаучного знания строго в соответствии с психологической реальностью. Это позволяет снизить влияние на суждение о психике личных пристрастий, корпо- ративной солидарности и низкой подготовленности тех, кто проводит исследование. Значение того или иного психологического метода зависит от ва- лидности и надежности и трудоемкости его применения. Валидность метода отражает его адекватность и действенность, характеризует точ- ность измерения данным методом, а также насколько психологичес- кий метод адекватен исследуемой проблеме. Проверка валидности метода называется валидизацией. Надежность метода связана с по- стоянством и устойчивостью результатов, получаемых при помощи данного психологического метода. Трудоемкость метода проявляет- ся в уровне сложности его реализации, длительности подготовки спе- циалистов. Наиболее распространеннымиметодами в современной психологии являются метод наблюдения, метод эксперимента, опросныеметоды. В психологии профессиональной деятельности указанные методы применяются в соответствии с задачами профессиональной диагно- стики, к которым относятся: - определение наличного уровня профессионализма у человека - установление соответствия человека требованиям профессии и соответствия профессии запросам человека - выявление профессиональных потенциальных возможностей человека - помощь конкретному работнику в использовании его реальных профессиональных возможностей для эффективного выполнения труда. Как отмечаетА.К.Маркова: «При осуществлении профессиональ- ной диагностики важно применять системный подход (изучать работ- ника целостно), генетический или динамический подход (изучать работника в динамике), гуманистический и человекоцентристский под- ход (учитывать возможности и запросы самого человека, исходить из его интересов, показывать работнику его профессиональные резервы, потенциальные возможности)». В психологии труда разработаны несколько классификаций мето- дов. Рассмотрим некоторые из них. Ю. В. Котелова приводит следующую классификацию. Она раз- деляет всё разнообразие методов на три больших раздела А, Б и В. Раздел А, в свою очередь, подразделяется на три блока. К перво- му относятся различные варианты метода наблюдения.
|