![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профессиографические методы
Анализ документации. Это, прежде всего, ознакомление с мо- нографиями по технологии данного производства, статьями в перио- дических изданиях, с руководствами, инструкциями, которое дает возможность выявить наиболее общие особенности профессиональ- ной деятельности, необходимыми при разработки плана наблюдения и схемы беседы со специалистами. Важным является и изучение теку- щей документации (медицинская документация, всевозможные акты и т. д.) Для определения лучших и отстающих работников при сравни- тельном анализе специалистов применяется анализ анкет, служебных характеристик, отчетов. Метод опроса. В зависимости от цели исследования, от круга лиц, подлежащих опросу, от лимита времени и технических возмож- ностей опрос может проходить в форме устной беседы или с помо- щью анкетных бланков. Преимущество беседы перед анкетнымметодом в том, что при беседе можно выяснить все непонятные технические вопросы, беседа позволяет изменить формулировку вопроса, если он воспринят недостаточно правильно. При этом обращаются не только к высококвалифицированным специалистам, но и к менее квалифици- рованным, чтобы изучить трудности, с которыми встречаются люди, приступающие к работе или испытывающие в ней неудачи. Трудности опроса заключаются в том, что даже люди, успешно работающие на производстве много лет, не всегда могут дать себе отчет в характере своих действий. Иные существенные для работы подробности кажут- ся специалисту настолько самоочевидными, что он о них даже не упо- минает. Поэтому следует проделать большую подготовительную работу, чтобы в процессе беседы выявить секреты мастерства. Анкетирование – получение письменных ответов на поставлен- ные вопросы – может быть двух типов. Можно проводить анкетирова- ние по типу «свободного ответа» (ответ пишется в произвольной форме) и по типу «выбранного ответа» (нужно подчеркнуть один из заранее обусловленных ответов). Анкеты первого типа не сковывают инициа- тивы опрашиваемого, но требуют большего времени для заполнения и не гарантируют точного ответа. Анкеты второго типа удобнее обраба- тывать, они быстрее заполняются, но ограничивают возможность от- ветов, не предусмотренных экспериментатором. 1 1 Основным условием получения достоверных сведений в ходе опроса является убеждение опрашиваемого, что сообщаемые им све- дения не будут использованы во вред ему и его коллегам, что целью анализа не является повышение норм или темпов работы. Метод опроса является вспомогательным в профессиографии, он может, быть использован на предварительном этапе ознакомления с профессией или для изучения тех сторон профессиональной деятель- ности, которые плохо поддаются наблюдению и экспериментальной проверке. Метод наблюдения. Наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением специалистов позволяет дать более точное описание дей- ствий, приемов, движений работающих в соответствии с производ- ственными задачами и результатами труда. Наблюдению подвергаются также оперирование орудиями, материалами, общение в процессе ра- боты. Психологический анализ профессиональной деятельности про- водится в тесной связи с изучением ее производственно-технической структуры: наблюдение позволяет не только выявить психологические требования, выдвигаемые профессией, но и установить, какие момен- ты профессиональной деятельности обусловливают те или иные требо- вания к работающему человеку. Основные элементы деятельности заранее шифруются, а в процессе наблюдения в соответствующую временную графу бланка заносится только шифр операции. Затем с наблюдательного листа все данные переносятся в сводку одноимен- ные элементов. Данные наблюдения обычно дополняются объективны- ми данными. Самонаблюдение и самоотчет. Самонаблюдение в професси- ографии выступает в двух формах: в виде самоотчета специалиста и в виде самонаблюдения психолога, совмещающего в одном лице ис- следователя и рабочего. В первом случае специалист получает инст- рукцию думать вслух в процессе работы, т.е. «проговорить» каждую операцию, каждое наблюдение за прибором, каждое восприятие сиг- нала. Иногда с этой целью специалиста просят рассматривать наблю- дателя как ученика и объяснять ему необходимые действия. Во втором варианте использования самонаблюдения в профессиографии сам пси- холог становится учеником и систематически изучает профессию, при- обретая постепенно трудовые навыки, все больше и больше в них 1 2 совершенствуясь. Это позволяет проследить специфические трудно- сти и особенности овладения профессиональной деятельностью. Та- кой прием получил название трудового метода. Экспериментальный метод. Эксперимент в профессиографии служит для проверки уже составленной психограммы. С этой целью выделяют несколько групп специалистов с различной профессиональ- ной успешностью. У членов каждой группы с помощью специальных приборов, методик, бланков проверяются свойства, признанные в ори- ентировочной психограмме профессионально-важными. Результаты эк- спериментального исследования сопоставляются с профессиональной успешностью при помощи метода корреляции. Если, например, оказы- вается, что большинстволучших работников при испытании какого-либо свойства дают наилучшие результаты, а отстающие работники– относи- тельно низкие, то это доказывает значение исследованного свойства для данной профессии. Лишь в том случае, когда получается достаточно большое совпадение между экспериментальными оценками и практи- кой (высокий коэффициент корреляции), можно признать данные про- фессиографического анализа правильными и обоснованными. Если предварительной психограммы нет, то с помощью экспериментального метода нащупывают психологическую сущность профессии вслепую и подчас приходят к неверным выводам. Производственный эксперимент проводится в естественных для изучаемого работника условиях труда, на обычном для него рабочем месте (в цехе, в самолете, в кабине элек- тровоза и т. п.). Создание экспериментальной ситуации может остаться вне сознания участников эксперимента; в этом случае положительным для исследования фактором является полная естественность наблюдае- мого. Такой производственный эксперимент является разновидностью классической формы естественного эксперимента. В других случаях (например, при изменении структуры изучаемой трудовой деятельности или организации рабочегоместа) экспериментальная ситуация создает- ся открыто, сам работник становится активным участником создания экспериментальной ситуации и проведения эксперимента. Такое иссле- дование требует особенно тщательной подготовки. Особенностями производственного эксперимента являются неиз- бежное наличие неконтролируемых факторов (т. е. факторов, действие которых не установлено или не может быть количественно измерено) и необходимость получения максимальной информации в предельно короткий срок во избежание помех производственному процессу. 1 3 2. Личностные методы. Если анализ документации, опрос, наблюдение и другие методы профессиографии позволяют получить информацию как об особенно- стях профессиональных задач, объекта труда и других элементов про- фессиональной среды, так и о некоторых свойствах специалиста, личностные методы направлены только на изучение субъекта труда, притом таких его особенностей, которые не поддаются тестированию или простому наблюдению. Свойства и отношения личности, лежащие в основе профессиональной успешности, могут иметь множество раз- личных проявлений, оцениваемых либо самим испытуемым (в боль- шинстве личностных вопросников), либо людьми, хорошо его знающими по совместной работе (в методе независимых характерис- тик). На основе этих оценок экспериментатор судит об интересующих его свойствах личности работника.
|