![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция № 2
Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом План: 1. Определение трудовой мотивации и ее функций. 2. Характеристика основных побуждений, входящих в мотиваци- онную сферу. 3. Динамика мотивационной сферы. 4. Характеристика содержательных мотивационных теорий (А.Маслоу, Ф.Герцберга). 5. Характеристика процессуальных мотивационных теорий (В.Вру- ма, теория справедливости). Основные понятия Трудовая мотивация. Функции мотивации. Побуждения, входящие в мотивационную сферу: призвание, намерение, потребность, ценнос- тные ориентации, мотивы. Мотивы и стимулы. Цель в профессиональ- ной деятельности. Виды целеполагания. Смысл профессиональной деятельности. Удовлетворенность трудом. Источники изменения в мо- тивационной сфере. Типологии мотивации. Концепции мотивации А.Маслоу, Ф.Герцберга, их достоинства, ограничения и пути исполь- зования в практике работы с персоналом. Теория ожиданий В.Врума и проектирование способов оплаты труда, форм морального поощрения и других действенных побудителей труда. Профессионализм– это не только характеристики производитель- ности труда, но и особенности мотивации личности человека труда, системы его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека. Трудовая мотивация – это то, ради чего человек вкладывает свои профессиональные способности, осуществляет про- фессиональное мышление и т.д. Мотивационная сфера профессиональ- ной деятельности выполняет рядфункций: – побуждающую (вызывает активность человека к профессиональ- ной деятельности); – направляющую (определяет характер цели в профессиональной деятельности); – регулирующую (определяетценностныеориентации, мотивы про- фессиональной деятельности). 1 8 Мотивация фиксирует такое состояние профессиональной дея- тельности, которое желательно для человека, но которого еще нет в наличии. Она определяется постоянно меняющимся соотношением разных побуждений, входящих в мотивационную сферу. К таким побуждениям относят: профессиональное призвание, профессиональ- ное намерение, потребность в профессиональном труде, ценностные ориентации в профессиональной деятельности, мотивы профессиональ- ной деятельности. Профессиональное призвание определяют как влечение к ка- кой-либо профессии, осознание своих потенциальных возможностей и способностей в овладении данной профессией. Профессиональные намерения – это осознанное отношение к определенной профессиональной деятельности, стремление получить образование по избранной профессии. В отличие от призвания, наме- рение включает принятие решения. Потребность в профессиональном труде – это готовность к ак- тивности человека, вызванная его нуждой в чем-либо, предпосылка к профессиональному труду. Потребность личности в определенной про- фессиональной деятельности называю также профессиональной склон- ностью, которая может реализоваться либо в профессиональной деятельности, либо в хобби. Ценностные ориентации в профессиональной деятельности – это выработанные и принятые обществом основания для оценки назна- чения труда, правила профессиональной этики. Потребности и ценностные ориентации ложатся в основу мотивов профессиональной деятельности, которые определяются как внутрен- ние побуждения, направленные на разные стороны профессионального поведения (профессиональную деятельность, профессиональное обще- ние, личность профессионала). Любой фактор, влияющий на возникно- вение побуждения и принятие решения, объявляетсямотивом. Важно различать мотивы и стимулы. Стимулы – это внешние побуждения, которые могут вызвать, в зависимости от психологичес- ких особенностей человека, различные мотивы, как внутренние по- буждения. (Приложение №1) От мотивов следует отличать мотивировки. Это указания человеком на причины своих професси- ональных действий, которые могут не совпадать с настоящим моти- вом. Таким образом, термином мотивация могут обозначаться две 1 9 группы явлений: индивидуальная система мотивов и система действий по побуждению других сделать что-либо, которая часто обозначается как мотивирование. И те, и другие явления чаще всего не осознаются. Мотивы подготавливают целенаправленность профессионально- го поведения, хотя и не обеспечивают его. Заявить – не означает сде- лать. Цель в профессиональной деятельности – это осознанный образ результатов труда у человека. Целеполагание включает целе- образование (порождение новыхцелей) и целереализацию. Разные люди ставят разные цели в профессиональной деятельности. Одним важно достичь минимального результата – «не перетрудиться», другие жела- ют добиться наивысших результатов и т.д. Говоря о профессиональ- ном целеполагании, различают: – сильноецелеполагание (перспективное, гибкое, помехоустойчивое) – слабое целеполагание (зависимое от внешних условий). Труд эффективен, когда существует смысл профессиональной деятельности. Смысл – это основания для оценки человеком значи- мости профессиональной деятельности лично для себя. Эмоции – субъективные переживания человеком успеха–неуспеха в профессио- нальной деятельности, окрашивая ценностные ориентации, идеалы пре- вращают их в смыслы для конкретного человека. Совокупность смыслов (смысла жизни, смысла профессии) образует систему ду- ховных ценностей человека, егопрофессиональное кредо. Важно, чтобы человек обладал смыслотворчеством, умел находить все новые смыс- лы в своей работе. Если уровень смыслотворчества низкий может наблюдаться потеря смысла работы. У человека «опускаются руки» при малейших трудностях. Если труд радует человека, то возникает удовлетворенность про- фессиональной деятельностью. Это чувство усиливается, если су- ществует разделенность удовлетворения с другими людьми. Больше всего людей удовлетворяет в работе признание своей личности со сто- роны других людей, интерес к труду, оплата и гарантированность тру- да. Неудовлетворенность трудом выражается в напряженности, апатии, раздражении, быстрой утомляемости. Именно неудовлетворенность трудом является основной причиной текучести кадров. Мотивационная сфера профессиональной деятельности неодина- кова на разных стадиях профессионализации. Источниками измене- ния в мотивационной сфере являются: 2 0 – перестраивание общественных отношений человека; – изменение условий профессионального труда; – логика саморазвития человека; – неравномерность развития и рассогласование между уровнем
|