Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Март, 3-4 неделя
«Поезд, пароход, машина, мышка» Чему учится ребенок: различать близкие по звучанию звукоподражания: «ту-ту-ту», «ду-ду-ду», отличающиеся звонким и глухим согласным одной пары; показывать соответствующую звукоподражанию картинку; понимать и употреблять в речи глаголы «гудит», «ревет»; называть виды транспорта: «поезд», «пароход», «машина». Оснащение: пары картинок: пароход и поезд, машина и мышка. Ход игры: покажите ребенку пару картинок: пароход и поезд. Расскажите: «Это поезд. Это пароход». Попросите ребенка показать поезд и пароход. Спросите: «Что это?» (показывая на картинку с изображением поезда), «Что это?» (показывая на картинку с изображением парохода). Прочтите рифмовку: Поезд едет и гудит: ту-ту-ту. Пароход плывет, ревет: ду-ду-ду. Слушайте внимательно, Думайте старательно: что это? Произнесите: «ту-ту-ту» или «ду-ду-ду». Ребенок слушает и показывает соответствующую картинку, называя вид транспорта: «Это поезд» или «Это пароход». Покажите ребенку вторую пару картинок: машину и мышку. Расскажите: «Это машина. Это мышка». Попросите ребенка показать машину и мышку. Спросите: «Что это?» (показывая на картинку с изображением машины), «Что это?» (показывая на картинку с изображением мышки). Спросите: «Как гудит машина?», «Как пищит мышка?». Прочтите рифмовку: Ну-ка, не зевайте, Ну-ка, угадайте: Машина или мышка? (произнесите «пи-пи» или «би-би) Ребенок показывает соответствующие изображения. Расскажите: «Машина, пароход, поезд — это транспорт». Соберите картинки с транспортом в коробочку. АПРЕЛЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Лучики и ручейки» Чему учится ребенок: различать сходные по звучанию слова: «лучики-ручейки»; понимать и употреблять глаголы «потянулись», «сияй», «побежали», «посылай»; развивать мелкую моторику, выкладывая лучики, ручейки из полосок; совершенствовать навык пространственной ориентировки; находить нужные полоски по цветовому соответствию. Оснащение: фланелеграф. Ход игры: выложите на фланелеграфе желтый круг. Скажите: «Это солнышко». Спросите малыша: «Что это?» — «Солнышко». Прочтите стихотворение: Ласковое солнышко, Ты сияй, сияй, Лучики на землю Щедро посылай. Спросите: «Где же лучики?» Выложите вокруг кружка желтые полоски. Попросите ребенка помочь выложить лучики. Скажите: «Они вот такие, желтые!» (Покажите желтую полоску.) Ребенок выкладывает вокруг кружка желтые полоски. Спросите: «Что это?» (показывая на лучики) — «Лучики». Прочтите рифмовку: Потянулись лучики. Побежали ручейки. Спросите: «Где же ручейки?» Ребенок начинает выкладывать внизу фланеле-графа изображение ручейка из синих полосок. Попросите его помочь выкладывать ручейки: «Нужны вот такие, синие полоски». Он подбирает синие полоски, выкладывает ручейки. Спросите: «Что это?» — «Ручейки». Скажите: Потянулись лучики. (покажите лучики вокруг кружочка) Побежали ручейки. (покажите ручейки из синих полосок) Скажите: «Весна пришла». АПРЕЛЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Дорожки—сапожки» Чему учится ребенок: различать сходные по звучанию слова; договаривать последнее слово в стихотворной строке в рифму; знать и называть предметы обуви; понимать и употреблять в речи глагол «обували». Оснащение: картинка с изображением различной обуви, наборное полотно. Ход игры: прочтите рифмовку: Были маленькие детки, Обували им пинетки, (покажите картинку с изображением пинеток) Побежали по дорожке — Обуваем им сапожки. Повторите стихотворение, не договаривая последнее слово в строке, показывая соответствующую картинку: Были маленькие детки, обували им... Побежали по дорожке, обували им... Ребенок договаривает нужное слово. Спросите: «Какую обувь еще надевают на ножки?» Дайте малышу картинки с изображением предметов одежды и обуви. Он сам выбирает только предметы обуви, выставляет на наборное полотно, называет обувь, изображенную на картинках. МАЙ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Обед» Чему учится ребенок: различать близкие по звучанию слова: «ложка—Алешка», «суп—зуб»; договаривать подходящее по смыслу слово в конце строки; знать и называть предметы посуды; отвечать на вопросы косвенных падежей. Оснащение: предметы игрушечной посуды. Ход игры: поставьте перед ребенком предметы игрушечной посуды: кастрюльку, тарелку, ложку, поварешку. Называйте и показывайте их: Это кастрюля. (показывая) Это тарелка. (показывая) Это поварешка. (показывая) Это ложка. (показывая) Покажи кастрюлю. Что это? (показывая отдельно каждый пред- мет посуды) Надо сварить малышу Алеше суп. В чем будем варить суп? — В кастрюле. Чем будем наливать суп? — Поварешкой. Куда нальем суп? — В тарелку. Что дадим Алеше к супу? — Хлеб. Алеша будет кусать хлеб зубками. Прочтите рифмовку: За столом Алешка, У Алешки ложка. Очень вкусный суп, суп. Хлеб кусает зуб, зуб. Попросите ребенка помочь вам прочесть стихотворение. Малыш договаривает последнее слово в строке. За столом... У Алешки... Очень вкусный... Хлеб кусает... Скажите: «Наелся, встал, спасибо сказал». МАЙ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Жуки—комары» Чему учится ребенок: различать оппозиционные звуки «ж-з» (изолированные); знать и по возможности называть насекомых; соотносить звук с соответствующим насекомым. Оснащение: картинки с изображением жука и комара. Ход игры: прочтите рифмовку: Солнышко греет, Трава зеленеет, Птички поют, Уснуть не дают. Предложите ребенку поехать на полянку. Спросите: «На чем поедем?» — «На поезде». Встаньте друг за другом, двигайтесь топающим шагом с ускорением, затем замедляйте движение, останавливайтесь. Скажите: «Приехали на полянку. Давай полежим на травке». Ребенок ложится на животик. Расскажите ребенку: «Послушай, кто-то летит, грозно жуж- жит: ж-ж-ж. Это жук (покажите картинку с изображением жука). Кто-то летит, звонко звенит: з-з-з. Это комар (покажите картинку с изображением комара)». Прочтите рифмовку: Слушайте внимательно, Думайте старательно: Кто это? Скажите: «Жужжит, как жук» или «Звенит, как комар». Ребенок показывает соответствующую картинку и называет насекомое. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ Одним из показателей положительного эмоционального состояния — радости — является улыбка. Когда и в связи с чем она появляется? Большинство исследователей, изучавших генезис улыбки у новорожденных, считают, что улыбка первоначально имеет безусловно рефлекторную природу и что ее функция — установление эмоциональной связи между матерью и ребенком. Движения лица, внешне напоминающие улыбку, появляются в первые часы после рождения, обычно во время сна, и по сути своей являются рефлекторными. В целом эмоциональная шкала новорожденного достаточно узка, самочувствие его колеблется между двумя полюсами — либо он благодушен и спокоен, либо беспокоен, раздражен, криклив. Его крик — сигнал о помощи: он голоден, у него что-то болит, мокрые пеленки. После удовлетворения той или иной органической потребности малыш успокаивается и засыпает, но положительных эмоциональных состояний (радости, возбуждения) у него при этом не возникает. К концу первого месяца для того, чтобы вызвать улыбку и двигательное возбуждение, необходима зрительная и слуховая стимуляция — человеческий голос и лицо. К двум месяцам малыш широко улыбается после двух-трех обращений к нему. К трем месяцам формируется «комплекс оживления»: реакция на человека, на человеческое общение. Он характеризуется положительным эмоциональным состоянием: улыбкой, двигательным возбуждением, гулением. После того как «комплекс оживления» как реакция на человека сформирован, малыш начинает эмоционально положительно реагировать на красочные игрушки. Сначала после длительного сосредоточения (не менее четырех минут); на втором и третьем месяце жизни значительно быстрее; к 2, 5-3 месяцам у правильно воспитываемого ребенка преобладает радостное состояние. При воздействии на него стимулов, которые стали для него условными сигналами (лицо мамы, звуки ее голоса), эмоционально-положительный комплекс оживления возникает сразу во всей полноте. К середине первого года жизни ребенок проявляет стремление к эмоциональному общению: старается привлечь внимание взрослого, положительно реагирует на доброжелательный тон голоса, улыбку. К году (у некоторых детей несколько позже) начинает развиваться собственное речевое общение ребенка. Эмоциональные мотивы общения сохраняются. Наряду с эмоциональными появляются мотивы делового общения и познавательные. В возрасте около двух лет ребенок стремится к совместным действиям со взрослыми, охотно участвует в совместной игре, проявляет активный интерес к окружающим предметам и явлениям. Исследования развития ребенка раннего возраста показывают, что своевременное появление положительных эмоций и соответствующих им реакций имеет большое значение для неврологического, психического и физического развития малыша. В противном случае обнаруживаются задержки и нарушения в развитии. Чтобы этого не произошло, необходимо следить за соответствием умений малыша его возрасту. От 0 до 3 месяцев Эмоциональное развитие ребенка должно осуществляться преимущественно в ситуациях общения со взрослыми. Дефицит общения приводит к фиксации новорожденного на отрицательных эмоциональных переживаниях и способствует формированию комплексов тревожности, эмоциональной черствости, что сказывается на последующем развитии. Общение протекает наиболее эффективно, если новорожденный находится на руках у взрослого. Кормление также должно происходить только на руках (даже если вы кормите из бутылочки). Благодаря этому усиливается привязанность, расширяется ориентировка у малыша. Важен физический (тактильный) контакт и контакт «глаза в глаза». У новорожденного необходимо блокировать отрицательные переживания. Это достигается своевременным удовлетворением нужд и потребностей ребенка. Только на фоне нейтрального эмоционального состояния, вызванного удовлетворением основных органических потребностей, в ситуациях общения у новорожденного начинают формироваться положительные эмоции, укрепляется ощущение безопасности. Помните, что новорожденный автоматически «впитывает» то эмоциональное состояние, в котором находитесь вы. Наблюдения за новорожденными показывают, что они достаточно адекватно дифференцируют эмоциональное отношение ухаживающего за ними взрослого. Уже в родильном доме новорожденный положительно реагирует на ласковое обращение няни или плачем — на холодное, безразличное или недостаточно ласковое обращение. Мать, которая чем-то обеспокоена, хотя внешне и не проявляет своего беспокойства, тем не менее вызывает у ребенка тревогу. Новорожденный восприимчив не только к эмоциональному состоянию матери, но и к эмоциональной атмосфере в семье. Конфликтная, тревожная, неблагоприятная семейная атмосфера обычно способствует формированию у малыша повышенной тревожности, фиксации на отрицательных эмоциональных состояниях, раздражительности, что приводит к задержке и деформации развития. Замечено, что если ребенок отделен от матери в первый месяц после рождения, то в дальнейшем установление биопсихической связи между ребенком и матерью происходит с большими трудностями. Если такая связь не формируется, возникает тяжелое психическое расстройство. Дефицит любви и заботы, нежности, ласковых слов, эмоционального тепла, объятий с неизбежностью ведет к формированию такого поведения личности, при котором человек не способен ни любить, ни быть любимым. Важно постоянно говорить с малышом, со сменой интонации и мимики. Ребенок должен слышать ваш смех, пение. Важно поощрять исследовательскую деятельность малыша: давайте ему и подвешивайте яркие, блестящие игрушки, чаще меняйте положение ребенка в кроватке, подвязывайте к его ножкам (пинеткам) колокольчики (бубенчики). С 3 до 6 месяцев Расширяйте жизненное пространство малыша: катайте его в коляске, носите на руках, опускайте на ковер. Подносите малыша к зеркалу, это важно для развития его самосознания. Развивайте врожденную способность к имитации. Учеными точно установлено, что дети всего лишь 12 дней от роду имитируют взрослых, когда те показывают им язык. Продолжайте поощрять исследовательскую деятельность: знакомьте с новыми игрушками и предметами. Продолжайте укреплять чувство привязанности к взрослому: покачивайте, поглаживайте, обнимайте. С 6 до 9 месяцев Развивайте совместную деятельность (учите катать мяч, снимать крышку с кастрюли, вынимать оттуда игрушки). Не ограничивайте малыша в пространстве, но-позаботьтесь о его безопасности. Создавайте возможность выбора общения с незнакомыми людьми. Разрешайте малышу играть самостоятельно. Поощряйте развитие подражания при выполнении простых действий («Ладушки», «Дай ручку»). Учите новым действиям с игрушками по подражанию (пирамидками, кубиками, мячами). С 9 до 12 месяцев Отвечайте на стремление ребенка к общению. Поощряйте любопытство, активность. В целях стимуляции речи поддерживайте разговоры с ребенком, продолжайте поощрять развитие подражательности (игры «Сорока-ворона», «Догоню-догоню»). Для преодоления чувства страха играйте в «Ку-ку» (сначала прячете игрушку, затем накрываете свое лицо косынкой, затем лицо или голову малыша). С 11 месяцев играйте с малышом «В поручения»: «Покорми собачку», «Поводи мишку», «Покачай лялю», «Дай мяч». Оценивайте достижения ребенка, внимательно относитесь к результатам, хвалите малыша. 1-2 года Оценивайте деятельность малыша, а не его промахи, действия малыша, а не его личность. Оценка должна быть подробной (почему не так, как надо), эмоционально окрашенной. Речь взрослого должна быть образцом для подражания. Говорите с малышом неторопливо, отчетливо. Произносите все слова, четко отделяя одно от другого паузой. Не пользуйтесь только упрощенными предложениями. Используйте не только законченные фразы, но и развернутые высказывания. Постепенно побуждайте ребенка к активной речи. Это достигается путем включения вопроса, ответ на который малыш может позаимствовать из только что услышанного \ образца вашей речи, например: «Дай большое колечко!» Когда ребенок его нашел, спросите: «Какое колечко ты нашел?» Нельзя настойчиво требовать от ребенка, чтобы он повторял сказанное, так как у него может появиться негативное отношение к речи, что увеличит срок ее появления. В этом возрасте не следует требовать от малыша правильного воспроизведения звукового и слогового состава слова, так как повторить правильно малыш еще не может из-за несовершенства произносительных навыков. Малыш должен общаться со сверстниками, благодаря этому происходит дальнейшее формирование механизмов коммуникации с внешним миром и другими людьми. Продолжайте поощрять исследовательскую деятельность малыша: учите его играть с мячом, пирамидками, различными вкладышами, с куклами и другими образными игрушками. Сочетайте их с двигательными играми, с посудой, одеждой, мебелью, создавая предпосылки для развития сюжетной игры. В заключение предлагаем подробные описания нескольких игр на формирование эмоционального контакта между взрослым и ребенком.
|