цКЮБМЮЪ ЯРПЮМХЖЮ яКСВЮИМЮЪ ЯРПЮМХЖЮ йюрецнпхх: юБРНЛНАХКХюЯРПНМНЛХЪаХНКНЦХЪцЕНЦПЮТХЪдНЛ Х ЯЮДдПСЦХЕ ЪГШЙХдПСЦНЕхМТНПЛЮРХЙЮхЯРНПХЪйСКЭРСПЮкХРЕПЮРСПЮкНЦХЙЮлЮРЕЛЮРХЙЮлЕДХЖХМЮлЕРЮККСПЦХЪлЕУЮМХЙЮнАПЮГНБЮМХЕнУПЮМЮ РПСДЮоЕДЮЦНЦХЙЮоНКХРХЙЮоПЮБНоЯХУНКНЦХЪпЕКХЦХЪпХРНПХЙЮяНЖХНКНЦХЪяОНПРяРПНХРЕКЭЯРБНрЕУМНКНЦХЪрСПХГЛтХГХЙЮтХКНЯНТХЪтХМЮМЯШуХЛХЪвЕПВЕМХЕщЙНКНЦХЪщЙНМНЛХЙЮщКЕЙРПНМХЙЮ |
пРЕСТОЛОНАСЛЕДИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
(краткий очерк) 2004 год - год 250-ой годовщины со дня рождения Государя Императора Павла I Петровича. Отмечая этот славный юбилей, мы не можем не вспомнить о таком выдающемся событии к несчастью недолгого, но яркого царствования Императора Павла Петровича, как обнародование 5 апреля 1797 года, в день его Священного коронования в Успенском соборе Московского Кремля акта о наследовании Российского Императорского Престола. Почти девять веков монархия в нашей стране существовала без своего, писаного закона о престолонаследии. Зачастую это обстоятельство приводило к печальным последствиям и различного рода недоразумениям. Поэтому названный акт, составленный лично Императором Павлом Первым, акт настолько детально и в то же время достаточно ясно определяющий порядок перехода Верховной государственной власти в России, акт, связующий в Российском Императорском доме её прошлое, настоящее и будущее, акт исключающий всякую внутриполитическую борьбу, что немаловажно и для нашего времени, привлекает к себе и именно сегодня наше внимание. Некоторые, с позволения сказать, исследователи полагают, что акт явился результатом простого заимствования западно-европейских, в частности австро-германских, образцов. Однако при определенной схожести правил наследования императорской власти с иностранными, можно с полной уверенностью утверждать, что акт Императора Павла I является плодом тщательного изучения воплощавшей в себе неписаный закон традиции именно русского государственного порядка. Обратим свой взор к началу Русского государства. В 862 году согласно Несторовой летописи ильменские словене пригласили на княжение троих братьев-варягов: Рюрика, Трувора и Синеуса. Заметим, что на княжение приглашались именно три брата, род, а не один человек. В скором после призвания времени, Трувор, княживший в Изборске, и Синеус – в Белоозере, умерли, и во всей Новгородской земле единственным князем остался наследовавший братьям и правивший на Руси с самого начала в Новгороде Рюрик. Тем не менее, не будем забывать, что княжить наши предки пригласили всё-таки семью, Династию. Это будет иметь определенное значение для нашего дальнейшего повествования. Рюрику наследовал его единственный сын – Игорь, в первое время, по-видимому, при регентстве легендарного вещего Олега, также согласно летописи родственника первого русского князя – Рюрика. Затем на Престол вступил единственный внук Рюрика и сын Игоря – Святослав. Таким образом, во втором и третьем поколениях Рюриковичей наследование Престола не могло быть иным, кроме как по нисходящей прямой мужской линии. Однако уже в четвертом поколении – поколении святого равноапостольного Великого Князя Киевского Владимира возникает вопрос о порядке наследования. В результате усобицы, возникшей между наследовавшим отцу старшим сыном, Великим князем Ярополком, правившим в Древлянской земле князем Олегом и правившим в Новгороде Владимиром, первые двое братьев погибли. Это страшное событие потребовало установления четкого порядка престолонаследия. Поэтому уже в завещании Великого князя Киевского Ярослава Мудрого († 1054 г.), имевшего уже десять сыновей, была установлена вполне стройная система наследования Киевского Великокняжеского Престола, получившая название «лествичной». В соответствии с ней наследование Престола осуществлялось не по нисходящей линии – от отца к сыну, а, прежде всего, по боковой, от старшего брата к следующему за ним по старшинству. После того как умирал последний представитель одного поколения, Престол переходил к его старшему племяннику, т.е. старшему сыну старшего брата предыдущего поколения. Ему наследовал его следующий брат, после родных братьев – двоюродные, по старшинству отцов, затем троюродные и т.д. Таким образом, Русь являлась как бы совместным владением Ярославичей, каждый из которых в свое время теоретически должен был занимать Киевский Престол. Лествичная система упорядочивала замещение Великокняжеского Стола и, казалось, предотвращала недовольство младших членов рода, которым, по идее, в свой черед предстояло княжить в Киеве. Согласно той же лествичной системе осуществлялось перемещение членов княжеского рода с удела на удел. После того как ближайший наследник Великокняжеского Престола становился Великим Князем Киевским на его освободившийся удел переходил его следующий по старшинству наследник, на удел последнего – следующий и т.д. Однако теоретически стройная система, в которой, поднимаясь как по лестнице, члены Династии Рюриковичей должны были по очереди возглавлять Русь, на практике таила в себе ряд серьёзных недостатков. Во-первых, не приобретали прав ни на Киевский Престол, ни на удел те Рюриковичи, чьи отцы умерли раньше, чем до них дошла очередь наследования, так называемые князья-изгои. Во-вторых, уделы изначально совпадали с территориально- племенным разделением государства. Соответственно, совсем недавно, с историко-психологической точки зрения, объединенные единым княжеским родом и Православной Церковью восточнославянские племена, не понимали еще всей важности державно-этнического единства и принципиальной важности в этом аспекте занятия Престола и уделов по независящему от воли князей порядку. В результате различные части населения Древней Руси зачастую стремились призвать на княжение того или иного князя в нарушение лествичного порядка, побуждая тем самым и самих князей искать Великокняжеский Престол и уделы, не сообразуясь с завещанием Ярослава Мудрого. Это, а также то, что Династия численно увеличивалась – в ней появилось несколько самостоятельных ветвей, привело к тому, что порядок перемещения с уделов на уделы был пересмотрен на Любечском съезде в 1097 году. Его решения подтвердили сохранение прежней системы наследования власти в масштабах всей Киевской Руси – Киевский Престол переходил по наследству так же, как и прежде – от брата к брату. Но Киевский Князь был уже не вправе вмешиваться в дела других ветвей Династии, за каждой из которых закреплялись свои наследственные владения. Киевский князь считался «старшим» среди всех остальных князей, но власть его уже носила более нравственный, семейный, чем юридический характер. Таким образом, в каждом княжестве правила определенная княжеская линия (именно, княжеская – потомки Рюрика, что отличает Русь от феодальной системы Западной Европы). Члены этой линии получали уделы в рамках своего княжества, дробившегося из поколения в поколение на все большее количество все менее, соответственно, сильных в экономическом и военном отношении уделов. На Руси установилось удельная система государственного устройства, система очень тесно связанная с образом правления и порядком перехода верховной власти. К середине XII века Русь окончательно распалась на 10-15 княжеств, дробившихся в дальнейшем на еще большее число. Раздробленность, вызванная связью лествичного наследования с уделами, ослабила Русь настолько, что противостоять новым степным завоевателям, монголам, она уже не смогла. Южная и Западная Русь, спасаясь от татарского ига, перешла под руку Великого Князя Литовского, в связи с чем, при наличии в унитарной Литве собственной княжеской династии, вопрос о правах в ней Рюриковичей на Верховную государственную власть отпал. Северо-Восточная Русь медленно, но упорно восстанавливала свою мощь, полагая залогом возрождения единство территории и власти. Невиданные ранее бедствия и два с половиной века религиозной общности вызвали в Русском народе и его державных вождях острое сознание необходимости максимально возможной государственной целостности, объединения всей Руси в рамках неделимого государства. В этом отношении народ шел уже даже далее некоторых князей, которые, впрочем, сами уже стремились к занятию своей семьей старшего, Владимирского (впоследствии Московского) Великокняжеского Престола, но не к разделению страны. Стремление это было обусловлено тем, что, конечно же, Владимирское Великое Княжество, столица которого была не просто государственной, но и церковной столицей, наиболее соответствовало роли объединения русских земель. Поэтому ни Рязань, ни Тверь, ни Смоленск, а именно Владимир, а затем Москва, осуществила коренные изменения в порядке наследования Престола. Политика Владимирских Великих Князей была направлена, прежде всего, на нейтрализацию вредных последствий удельной системы. Поэтому вместо наследования по боковой линии, при наличии нисходящей, было введено правило перехода прав на Престол от отца к сыну. Лишь при отсутствии нисходящих линий, Престол переходил по боковой линии. Впоследствии этот принцип был принят и остальными княжествами. Примечательно, что к наследованию Престола призывались и дочери. Так, после смерти ярославского князя Василия († 1243 г.) престол перешел к его единственной дочери, Марии. Поскольку княжество перешло к Марии, после её смерти ярославский престол наследовал не её муж смоленский князь Федор, а их сын – Михаил, под опекой своей бабки, матери Марии - княгини Ксении. Как видим, дядья, братья и племянники Великого Князя становились его поданными, почитать которого и его наследника главою государства давали клятвенной обещание. И хотя члены той или иной ветви ещё наделялись по завещанию уделами, распределение последних осуществлялось уже иначе. Старшему сыну – наследнику Престола завещалась в удел гораздо бó льшая часть княжества, чем другим сыновьям, даже и вместе взятым. Так, Иоанн III разделил уделы таким образом: 66 городов получил старший сын Василий, а остальные четыре сына – всего 30 городов. При этом владения удельных князей не составляли уже единых территориальных комплексов, это были лишь отдельные города и волости, вкрапленные в государственную территорию. Власть удельных князей, не опиравшаяся на экономическую и территориальную мощь уделов, становилась чисто номинальной. Это позволило Великим Князьям Московским методами военной, дипломатической и матримониальной политики присоединять к своей вотчине всё новые и новые земли, переводя удельных князей, своих дальних родственников, но не членов Великокняжеской семьи, Династии, на положение великокняжеских наместников. Уделы, некогда бывшие основой местного сепаратизма, ликвидировались. Последний из них, Старицкий, был ликвидирован при первом и грозном Царе Иоанне IV Васильевиче, сын которого унаследовал Престол уже единого государства. После смерти последнего Рюриковича – Царя Феодора Иоанновича, учитывая, что потомки удельных князей уже не были членами Царского Дома, в соответствии с византийским сборником духовных и государственных правил, Номокононом, Царский Престол перешел к ближайшему свойственнику Федора Иоанновича – Борису Годунову, брату Царицы и шурину Царя. Таким образом, был закреплен принцип перехода прав на Престол по пресечении одной Династии - в род ближайших свойственников последнего представителя пресекшийся Династии. Этот принцип основывался на библейских словах «муж и жена одна плоть», согласно которым духовное родство приравнивается к кровному. 13 апреля 1605 года Борис Феодорович Годунов скончался и его наследником стал его сын Федор. Однако вскоре Царь Феодор Борисович и вдова Царя Бориса, Царица Мария, были убиты, а дочь Царя Бориса, Царевна Ксения была пострижена в монахини под именем Ольги. В июле 1605 года на Царство венчался самозванец, Лжедмитрий I, убитый 17 мая 1606 года. Через два дня на Царский Престол был избран потомок Рюрика, Василий Иоаннович Шуйский. Однако потомки Рюриковичей уже не воспринимались народом как члены правившей Династии. Все они стали лишь подданными, а некоторые даже утратили княжеский титул. Таким образом, «выкликнутый» Царь, да ещё и давший крестоцеловальную запись – грамоту, ограничивавшую его власть, многими законным Царем не считался. Это стало одной из причин так легко удавшегося переворота, в результате которого Василий Шуйский был в 1610 г. свергнут с Престола и пострижен в монахи. Исходя из того, что Царь «природный», должен иметь больше прав, чем бывший государев слуга, группа членов боярской думы, вошедшая в историю под именем Семибоярщина, пригласила на Престол польского королевича Владислава, поставив условием занятия Престола переход последнего в Православие. Однако, поскольку перехода Владислава в Православную веру не произошло, а на Московское Царство претендовал уже его отец, польский король Сигизмунд, Патриарх Гермоген снял присягу, данную королевичу, и призвал народ к сопротивлению и восстановлению Русской монархии. Восстановление монархии было осуществлено Земским 1613 года собором, призвавшим на Царство двоюродного племянника Царя Федора Иоанновича – Михаила Феодоровича Романова, подтвердив, тем самым, принцип, по которому на Престол всходил Борис Годунов. В соответствии с установившимся в России принципом Михаилу Феодоровичу наследовал его сын, Алексей Михайлович, а по его смерти на Престол взошел старший сын Царя Алексея, Феодор. После смерти Феодора Алексеевича Царем был провозглашен третий сын Алексея Михайловича, Петр. При этом, поскольку его родной брат, Иоанн Алексеевич, был старше Петра, был нарушен принцип престолонаследия, предусматривавший переход власти к следующему по старшинству брату (за неимением у Феодора Алексеевича сыновей). Данное нарушение вызвало известные волнения стрельцов, завершившееся курьезом – Царями одновременно были провозглашены оба брата, Иоанн и Петр. И только после смерти в 1696 году Иоанна Алексеевича, единственным Царем стал Петр Алексеевич, будущий Император Петр Великий. Наследником Петра I стал соответственно его сын, Царевич Алексей Петрович. Великий Реформатор не оставил без своего внимания и порядок престолонаследия. В 1722 году было объявлено, что «в воле правительствующего государя, кому оный хочет, тому и определяет наследство». Таким образом, был отменен порядок, в силу которого наследник Престола определялся самим рождением, независимо от человеческой, даже и Государевой воли, порядок, который не нарушался никем разве кроме Иоанна III, отдавшего Престол не внуку Дмитрию, сыну своего старшего сына, Ивана Младого, а следующему своему сыну. Но этот случай был как раз исключением из общего правила, о чем говорилось и в самом указе Петра. Реформа престолонаследия настолько противоречила народному правосознанию, что в некоторых местах к присяге на верность новому закону пришлось приводить насильно, а в Сибири несколько человек, не желая присягать, взорвали себя на воздух. Русские издревле смотрели на своих Государей не как на поставленных человеческим хотением, а как на получивших власть от Самого Промыслителя Бога. Вместе с тем, указ Петра I не предусматривал порядка престолонаследия в случае отсутствия завещания. Примечательно, что этот недостаток указа проявился сразу же после смерти Петра, не назначившего, как известно, преемника. Естественным наследником Престола по праву первородства должен был стать сын Царевича Алексея Петровича и внук Петра Великого, Царевич Петр Алексеевич, будущий Император Петр II, являвшийся в тот момент единственным мужским представителем Царского Дома. Однако в силу известных причин на престол взошла вдовствующая Императрица Екатерина I Алексеевна. Впрочем, она в свою очередь, следуя русской традиции, завещала престол именно Петру Алексеевичу. Вместе с тем в своем завещании Екатериною были определены следующие условия дальнейшего наследования Престола, «ежели Великий Князь без наследников преставится». В данном случае Петру II Алексеевичу должна была наследовать Цесаревна Анна Петровна, старшая дочь Петра I, со своими потомками, затем вторая дочь – Елизавета Петровна, со своими потомками, затем дочь Царевича Алексея Петровича, Наталья, со своими потомками. При переходе Престола должна были соблюдаться следующие правила: 1) наследники мужского пола имеют преимущество перед наследниками женского пола; 2) Российский Престол не мог занимать не исповедующий Православия и уже занимающий другой Престол. Иными словами в завещании Императрицы Екатерины I мы видим возвращение к исконному порядку Московской Руси. Однако в завещании из старого порядка первородства, согласно которому Петру II Алексеевичу при его бездетности и бездетности дочерей Петра Первого должна наследовать ближайшая родственница, сестра Наталья, было сделано исключение в пользу дочерей Петра I. Неясно было также, отменялось ли право царствующего Государя назначать себе преемника завещанием или нет. Император Петр II скончался четырнадцати лет от роду, в 1730 году. К этому времени согласно завещанию Екатерины I его наследником был сын цесаревны Анны Петровны, Петр, родившийся в 1728 году. Однако вопреки монаршей воле на Российский Престол была возведена, с намерением ограничения самодержавной власти, племянница Петра I, дочь его старшего брата Царя Иоанна, Анна. Последняя завещала Престол своему двоюродному внуку, свергнутому в результате переворота 1741 года Иоанну Антоновичу. Сменившая его на Престоле Елизавета Петровна завещала Престол своему племяннику, будущему императору Петру III, после смерти которого на Престол взошла, в нарушение прав сына, Павла Петровича, вдовствующая Императрица Екатерина II Алексеевна, намеревавшаяся, по некоторым данным, завещать Престол, минуя сына, внуку Александру Павловичу. Столь частые на протяжении всего восьми десятилетий нарушения хотя бы и неписаных правил наследования Престола подвигли будущего Императора Павла разработать четкий писаный закон о наследии Престола. Будущий Император ясно видел, сколько зла принесло России наследование не по определенному порядку, а по избранию, не по праву, а по нраву. Российская Империя остро нуждалась в том, чтобы наследник был назначен всегда самим законом, дабы не было ни малейшего сомнения кому царствовать. Нужно было, чтобы прекратил действие указ 1722 года, и наши Государи оставались вполне самодержавными. Именно такой порядок и был установлен актом о наследии Престола от 5 апреля 1797 года. Новый закон о престолонаследии представляет собой замечательный памятник государственного права. Несмотря на свою лаконичность, что, кстати, свидетельствует о высокой правовой культуре Императора Павла, установленный актом, если можно так выразиться, алгоритм наследования Императорского Престола просчитывает порядок перехода Российской Верховной государственной власти на много поколений вперед. Этим исключается, с одной стороны, возможность назначения преемников по завещанию и, соответственно, лишения члена Императорской Фамилии прав на Престол, а, с другой стороны, необходимость каких-либо избирательных соборов. Следует отметить также, что акт исключает занятие Престола вдовствующими Императрицами. Ещё одной особенностью установленного актом порядка наследования Престола, отличающего его от салических систем престолонаследия, является то, что Престол могут наследовать члены Российского Императорского Дома как мужского пола – в порядке первородства, так и женского – в порядке заступления, хотя первым принадлежит право на наследование преимущественно. О праве женщин на занятие Престола говорится в статьях 6, 27, 30, 31 и других статьях Основных Государственных Законов Российской Империи, этой оригинальной конституции Самодержавной России. Но, прежде всего, необходимо отметить, что акт закрепляет изначальный принцип династичности. Согласно ст. 25 Основных государственных законов Российской Империи, вторую главу которых под названием " О порядке наследия Престола" составил рассматриваемый акт, Императорский Всероссийский Престол есть наследственный в ныне благополучно царствующем Императорском Доме. В то же время актом предусмотрено и наследование в случае, не дай Бог, конечно, пресечения Дома Романовых. При таких обстоятельствах право на наследование Престола переходит к потомству членов Российского Императорского Дома женского пола, вступивших в брак с членами иных Династий. Это потомство в настоящее время включает в себя представителей Германского Императорского и Прусского Королевского Дома, Королевских Домов Великобритании, Дании, Нидерландов, Греции, Румынии, Югославии, а также некоторых германских владетельных Домов. Воистину, без какой-либо вселенской катастрофы Российский Престол вакантным стать не может. В то же время, для занятия Российского Престола потомками Павла I, принадлежащими уже к другим царствующим или владетельным Домам, в акте, памятуя принципы Земского 1613 года собора и завещание Екатерины I, поставлены два условия: такие лица, если они не являются православными, а также их наследники, должны перейти в Православие и, если другой Престол связан с иной верой, отречься от такого Престола. Поскольку согласно статьям 62, 63 и 64 Основных Государственных Законов Император, Престолом Всероссийским обладающий, не может исповедывать никакой иной веры, кроме Православной, и является Главою Церкви, т.е. верховным защитником и хранителем догматов господствующей Христианской Православной Кафолической Восточного Исповедания веры, и блюстителем правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния, это условие, безусловно, неотменяемо и неизменяемо. Впрочем, неотменяем и весь установленный Императором Павлом I закон о престолонаследии – согласно ст. 39 Основных Государственных Законов Император или Императрица, Престол наследующие, при вступлении на оный и миропомазании, обязуются свято наблюдать, т.е. соблюдать, говоря современным языком, «вышепоставленные законы о наследии Престола». В Верности закону престолонаследия, принимая по достижении совершеннолетия присягу, клянутся и все вообще члены Императорского Дома. Говоря о принципе династичности в наследовании Престола, нельзя не отметить следующее обстоятельство. Согласно ст. 36 Основных Государственных Законов дети, происшедшие от брачного союза лица Императорской Фамилии с лицом, не имеющим соответственного достоинства, т.е. не принадлежащим ни к какому царствующему или владетельному дому, на наследование Престола права не имеют. Таким образом, потомство членов Российского Императорского Дома от неравнородных, так называемых морганатических браков в состав членов Династии не входят. В том виде, в каком данное правило изложено в статье 36, оно было введено в 1820 году Императором Александром I. Но, несомненно, что это, учитывая положения ст. 35, в которой говориться, как мы видели, о переходе права на Престол к лицам, царствующим на другом Престоле, требование равнородства является не нарушением, а дополнением, разъяснением Акта, изданного Императором Павлом I. Но вернемся, всё-таки, к порядку наследования Престола в Российском Императорском Доме. Следуя старой традиции Московского Царства, Акт устанавливает наследование, прежде всего, в мужском роде по прямой нисходящей линии. Иными словами почившему Императору наследует сначала его старший сын, затем старший сын старшего сына и т.д. Лишь по пресечении мужских поколений этой линии наследование переходит в род второго сына Императора. По пресечении мужских поколений рода второго сына наследство переходит в род третьего сына и т.д. В случае пресечения нисходящей линии, Престол переходит по боковой, в непрерывные мужские поколения рода брата Императора, а при отсутствии или пресечении такового, в непрерывные мужские поколения рода его ближайшего дяди с соблюдением принципа старшинства. Затем наследует мужское потомство следующего по старшинству дяди и т.д. Затем наследуют непрерывные мужские поколения рода старшего двоюродного деда и т.д. Таким образом, боковые линии в порядке престолонаследия определяются по восходящей. Лишь по пресечении мужских поколений линий всех членов Императорского Дома мужского пола, непосредственно происшедших также от членов Императорского Дома мужского пола, Престол переходит к женщинам. Наследство остается в женском поколении последне-царствовавшего Императора (Главы Российского Императорского Дома), как в ближайшем к Престолу. В таком поколении наследование происходит в том же порядке, что и в мужских, т.е., сначала по нисходящим, потом по женским боковым, в том числе, с восхождением к потомству членов Российского Императорского Дома женского пола старших поколений. После сего наследие переходит в женский род старшего сына Императора-Родоначальника, в род Императора Александра I. Сразу оговоримся, что под Императором-Родоначальником Основные государственные законы подразумевают, безусловно, самого Императора Павла I Петровича, а не Императора Петра Великого или Петра III Федоровича. В акте говориться о нескольких сыновьях Императора-Родоначальника и их потомстве, тогда как у первого к моменту обнародования акта потомства по мужской линии не оставалось, а у второго был единственный сын – сам Император Павел. Данное утверждение верно также и потому, что подлинник акта написан от первого лица и в нем буквально Император Павел говорит о своих сыновьях. Так вот, при пресечении предшествующих линий право на Престол согласно акту должно перейти в женский род Императора Александра Павловича или его сына по старшей нисходящей, а при отсутствии таковой, по боковой линии. Сыновей у Императора Александра I не было, а дочери скончались в детстве. Таким образом, Престол должен наследоваться, когда настанет очередь, по боковой женской линии, т.е. потомками сестер Александра Павловича или, что то же самое, дочерей Павла Петровича. При наследовании по женским линиям женское лицо, от которого право на Престол беспосредственно, как говорится в ст. 30, пришло, даже при наличии у него наследников мужского пола, права на Престол не теряет. В потомстве же такового лица мужской пол предпочитается, естественно, женскому. При этом младшая сестра, хотя бы и сыновей имела, не отъемлет права у старшей, хотя бы и незамужней, но брат младший наследует раньше старших своих сестер. Подводя итоги установленной Императором Павлом I системе наследования Престола, следует отметить, что четкая регламентация порядка перехода Верховной государственной власти позволила уже на протяжении шести поколений неукоснительно следовать закону. Императору Павлу I наследовал его старший сын Александр Павлович, ему, в связи отсутствием нисходящих линий и с отречением Великого Князя Константина, - третий сын Императора Павла, Николай Павлович, за ним - его старший сын Александр II Николаевич. Ему наследовал в связи со смертью старшего сына, Великого Князя Николая Александровича, второй сын Императора-Освободителя, Александр III. Ему наследовал старший сын Императора-Миротворца Николай II, ближайшими наследниками которого до возникновения мужской нисходящий линии были Великий Князь Георгий Михайлович, а после его смерти в 1899 г., - третий сын Александра III, Великий Князь Михаил Александрович. После рождения у Императора Николая II Александровича в 1904 году сына, Цесаревича Алексея Николаевича, ближайшим наследником Престола стал он. Кровавая буря революции пресекла нисходящую и боковую линии Императора Николая II. Сначала был убит Великий Князь Михаил Александрович, затем сам Император Николай II и Цесаревич Алексей. Род Императора Александра III Александровича прекратился. Согласно ст. 53, гласящей «по кончине Императора, Наследник Его вступает на Престол силою самого закона о наследии, присвояющего Ему сие право. Вступление на Престол Императора считается со дня кончины его наследника», Российским Императором 17 июня 1918 года стал двоюродный брат Императора Николая II, племянник Императора Александра III, второй сын (первый, Александр умер в 1877 г.) Великого Князя Владимира Александровича и внук Императора Александра II, Кирилл Владимирович. Здесь следует отметить, что Император Кирилл I стал Императором именно в 1918 году, в силу закона, хотя и, подавая пример верности подданства, объявил, о принятии Императорского титула только 31 августа 1924 года, после того, как угасла надежда на спасение кого-либо из лиц, имевших право на Престол прежде него. После кончины в 1938 году Императора Кирилла Владимировича, первого Императора Всероссийского в изгнании, Российский Императорский Дом возглавил его единственный сын, Владимир. Государь Владимир Кириллович был Главой Российского Императорского Дома с 1938 г. по 1992, т.е. почти 54 года. За это время пресеклись линии четырнадцати членов Российского Императорского Дома – мужчин, наследовавших Престол в соответствующем порядке после Владимира Кирилловича. Все они скончались ранее Государя Владимира Кирилловича, не оставив потомства от равнородных браков. В связи с этим Государю Владимиру Кирилловичу наследовала его дочь, Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна, которой наследует её сын, Великий Князь Георгий Михайлович. В заключение, хотелось бы сказать несколько слов об отречении. Согласно ст. 37 Основных Государственных Законов Российской Империи лицо, имеющее на Престол право, может отречься от такого права. Но здесь следует иметь в виду, что такая возможность не распространяется на царствующего Императора, поскольку возможность отречения предоставлена «при действии правил… о порядке наследия Престола», т.е. лицам не занимающим, а наследующим Престол. Да и таковые могут отречься, только если «засим не предстоит никакого затруднения в дальнейшем наследовании Престола». При этом по ст. 38 " отречение таковое, когда оно будет обнародовано и обращено в закон, признается потом уже невозвратным". Помятуя об отречении Императора Петра III, а также о последствиях необнародованного вовремя отречения Великого Князя Константина Павловича, данное положение является также весьма важным в порядке наследования Российского Императорского Престола. Оно является также одним из оснований для признания юридической ничтожности так называемого отречения Императора Николая II, ничтожности, подтверждающей до сего дня непрерывность в преемственности и правовую действительность таковой в Российском Императорском Доме, да сохранит Его Господь во благо России на многие лета.
|