Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Сообщение темы и целей урока.






– Мы не случайно повторяли сегодня написание букв ь и ъ, потому что с ними связана тема сегодняшнего урока. Попробуйте сами догадаться, чем мы сегодня будем заниматься. (Заслушивание ответов детей, их корректировка.)

– Как всегда, Почемучка приготовил для нас вопросы. Прочитайте их на с. 31. Найти ответы на эти вопросы – наша задача.

IV. Наблюдение над словами с разделительными ъ и ь.

1. Актуализация опорных знаний учащихся о буквах ъ и ь.

– Чем интересны эти буквы и непохожи на все остальные? (Не обозначают звука в отличие от других.)

– Для чего они служат в русском языке? (ь – для смягчения согласных, для разделения гласного и мягкого согласного; ъ – для разделения гласного и твёрдого согласного.)

2. Работа со словами.

Под..езд, с..ёмка, об..явил, пред..юбилейный, вороб..и, в..юга, плат..е, сем..я.

– Прочитайте слова. Подумайте, какой знак нужно вставить в каждое слово. Запишите слова в тетрадь. Подготовьтесь к объяснению.

– Что ещё необходимо сделать, чтобы дать ответ Почемучке? (Сделать разбор слов по составу.)

На доске и в тетрадях получается запись:

3. Сравнение места расположения в слове разделительных ъ и ь.

– Где в словах пишется разделительный ь?

– Перед какими буквами?

– Что можете сказать о разделительном ъ?

4. Работа со схемами. Вывод.

(В первой схеме черный квадрат обозначает твёрдый согласный; во второй – заштрихованный – обозначает мягкий согласный.)

По схемам дети делают вывод о месте написания разделительных ъ и ь, а также о том, перед какими гласными эти буквы пишутся. Затем сопоставляют свои выводы с правилом в учебнике (с. 31).

5. Чтение правил-рифмовок.

Перед е, ё, и, ю, я

Я в словах стою, друзья.

Здесь моя семья, жильё –

перед я, ю, е, и, ё.

Было «сели», стало «съели».

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник? (Твёрдый знак.)

Эти знаки – буквы две –

Верно служат при письме.

Им почёт и уваженье

За примерное служенье.

Вот, как видишь, не пустяк

В алфавите каждый знак.

V. Упражнение в распознавании разделительных ь и ъ. Распределительный диктант.

– Запишите слова в три столбика: с разделительным ь, разделительным ъ и слова, в которых не пишется ни ъ, ни ь.

Объявление, отъезд, гостья, вход, угощенье, объём, изгородь, подъёмный, въезд, мытьё, варенье, объединение, вьюжная, разъярённый, братья, терпенье, взял.

Проверка.

– Какие слова записали в каждый столбик?

– Почему в словах третьего столбика (вход, изгородь, взял) нет разделительного ъ или ь?

Обоснуйте свой ответ.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал