Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
III. Сообщение темы и целей урока.
– Мы не случайно повторяли сегодня написание букв ь и ъ, потому что с ними связана тема сегодняшнего урока. Попробуйте сами догадаться, чем мы сегодня будем заниматься. (Заслушивание ответов детей, их корректировка.) – Как всегда, Почемучка приготовил для нас вопросы. Прочитайте их на с. 31. Найти ответы на эти вопросы – наша задача. IV. Наблюдение над словами с разделительными ъ и ь. 1. Актуализация опорных знаний учащихся о буквах ъ и ь. – Чем интересны эти буквы и непохожи на все остальные? (Не обозначают звука в отличие от других.) – Для чего они служат в русском языке? (ь – для смягчения согласных, для разделения гласного и мягкого согласного; ъ – для разделения гласного и твёрдого согласного.) 2. Работа со словами. Под..езд, с..ёмка, об..явил, пред..юбилейный, вороб..и, в..юга, плат..е, сем..я. – Прочитайте слова. Подумайте, какой знак нужно вставить в каждое слово. Запишите слова в тетрадь. Подготовьтесь к объяснению. – Что ещё необходимо сделать, чтобы дать ответ Почемучке? (Сделать разбор слов по составу.) На доске и в тетрадях получается запись: 3. Сравнение места расположения в слове разделительных ъ и ь. – Где в словах пишется разделительный ь? – Перед какими буквами? – Что можете сказать о разделительном ъ? 4. Работа со схемами. Вывод. (В первой схеме черный квадрат обозначает твёрдый согласный; во второй – заштрихованный – обозначает мягкий согласный.) По схемам дети делают вывод о месте написания разделительных ъ и ь, а также о том, перед какими гласными эти буквы пишутся. Затем сопоставляют свои выводы с правилом в учебнике (с. 31). 5. Чтение правил-рифмовок. Перед е, ё, и, ю, я Я в словах стою, друзья. Здесь моя семья, жильё – перед я, ю, е, и, ё. Было «сели», стало «съели». Догадаться вы сумели, Почему случилось так? Кто виновник? (Твёрдый знак.) Эти знаки – буквы две – Верно служат при письме. Им почёт и уваженье За примерное служенье. Вот, как видишь, не пустяк В алфавите каждый знак. V. Упражнение в распознавании разделительных ь и ъ. Распределительный диктант. – Запишите слова в три столбика: с разделительным ь, разделительным ъ и слова, в которых не пишется ни ъ, ни ь. Объявление, отъезд, гостья, вход, угощенье, объём, изгородь, подъёмный, въезд, мытьё, варенье, объединение, вьюжная, разъярённый, братья, терпенье, взял. Проверка. – Какие слова записали в каждый столбик? – Почему в словах третьего столбика (вход, изгородь, взял) нет разделительного ъ или ь? Обоснуйте свой ответ.
|