Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
IV. Наблюдение за изменением имен существительных по падежам.
1. Работа с текстом. – Прочитайте стихотворение, изменяя слово кот по смыслу в каждом предложении. Раз, два, три, четыре, пять, Будем слово «кот» склонять. У норы добычи ждёт, Притаившись, серый… (кот). Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от… (кота). А теперь и за версту Не приблизится к… (коту). Крыса старая – и та, Видя грозного… (кота), Удерёт в нору, под дом, Чтоб не встретиться с… (котом). Там сидит и в темноте Вспоминает о… (коте). 2. Повторение понятий «склонение», «падеж». – Как изменялось слово кот в стихотворении? (По вопросам, то есть по падежам.) – Какая часть слова при этом изменяется? (окончание.) – Что значит – склонять слово? (изменять по падежам.) – Сколько падежей в русском языке? Назовите их. – Послушайте забавное стихотворение о падежах. У слова есть шесть падежей, Шесть верных маленьких пажей. Они проходят чередой, За слово в бой готов любой! Вверяют окончаниям Судьбу и жизнь свою!.. И про своё призвание На ушко им поют. – Я – именительный падеж, И нет на мне чужих одежд. Меня легко все узнают И в подлежащие зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы – кто? и что? Ни с чем не спутает никто. – А я – падеж родительный. Характер мой – общительный. Кого? чего? – и вот он я! Предлоги часто мне друзья: И с, и до, и у, и из – До неба вверх и с неба вниз. Похож я на винительный Бываю иногда, Но в тексте различите вы Два падежа всегда. – Я – называюсь дательным, Работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? – Лишь только я могу сказать. С предлогом к порой дружу, Но и один гулять хожу. –А я – винительный падеж, И я во всём виню невежд. Зато отличников – люблю, Для них «пятерки» я ловлю. Кого назвать, во что играть, Готов ребятам подсказать. Не прочь с предлогами дружить, Но и без них могу прожить. – А я – творительный падеж, Исполнен всяческих надежд. Творите! – Чем? Творите! – С кем? Я подскажу вам – нет проблем! Предлогам перед, под и над В любой момент я очень рад. – А я – падеж предложный. Со мною случай сложный. Мне без предлогов свет не мил. О ком, о чём я говорил? Ах да, нужны предлоги. Без них мне нет дороги. Пусть будет в, и о, и при – Ты их случайно не сотри! Тогда смогу я рассказать, О чем мечтать и в чем гулять. 3. Чтение вывода в учебнике на с. 36–37.
|