Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Не беритесь за все сразу






Я часто слышу, как люди хвалятся своей способностью делать несколько дел одновременно. Уверен, что вы не исключение. Если сами этим не страдаете, то наверняка знаете кого-нибудь парня, работающего сразу над тремя проектами; еще он лю­бит болтать по сотовому за рулем, считает себя самым талант­ливым и обычно громко жалуется на кучу дел, которыми ему ежедневно приходится буквально жонглировать. Кичиться соб­ственной занятостью стало частью нашей рабочей культуры. Сегодня в описаниях вакансий мы нередко видим такие тре­бования, как «способность сбалансированно вести пять про­ектов одновременно».

Умение жонглировать кажется очень привлекательным, осо­бенно во времена, когда информация поступает сразу из сотни источников, а количество важных и срочных дел растет как на дрожжах. Мы все хотим быть тем парнем, этаким Суперфо­кусником. Мы уверяем себя, что тоже так сможем. К сожалению, мы не можем. И чем сильнее мы верим в собственное «можем», тем хуже на самом деле справляемся. Наиболее ярким приме­ром является ежедневно практикуемые разговоры по телефону за рулем. Исследования дают однозначную оценку этому ре­жиму деятельности, когда человек пытается одновременно вы­полнять несколько задач. Люди, разговаривающие по телефону, сидя за рулем, — даже если они пользуются гарнитурой — чаще других попадают в аварии.[184] Проблема видится еще более серьез­ной, если принимать во внимание, что, по данным Национального управления безопасностью движения на трассах, в каждый момент времени восемь процентов водителей на дорогах гово­рят по телефону.[185]

Вот какое наследство оставила нам хваленая «многозадач­ность».

Приведу выдержку из статьи, опубликованной в моем люби­мом журнале Human Factors:

...Даже если участники дорожного движения, говорящие в этот момент по телефону, удосужатся взглянуть на дорогу, они чаще всего «не видят» объекты вокруг себя, поскольку их внимание не воспринимает внешнего окружения — оно направлено на внутренний когнитивный контекст, свя­занный с темой телефонной беседы.[2]

 

Все так и есть, люди действительно будут смотреть на объ­ект — машину, которую сейчас протаранят, или дерево, в кото­рое они собираются врезаться, — и не видеть его. Тем не менее, мы продолжаем в этом упорствовать: одновременно вести и ма­шину, и телефонные разговоры.

Сейчас я угадаю ваши мысли и окажусь прав. Вы наверняка думаете: «Ну, может, другие так и не умеют. Но я... Я так энер­гичен, и вообще я занимаю такой пост...» или «Я умный. Я смогу, а те не могут». Однако во всех исследованиях красной нитью проходит довольно однозначный вердикт: «Если вы думаете, что у вас это хорошо получается, то на самом деле у вас это полу­чится гораздо хуже, чем у других». Группа американских иссле­дователей Университет а штата Юта, где было проведено немало интересных экспериментов в этой области, опросили студентов, чтобы выяснить, насколько те, по их мнению, хорошо справля­ются с несколькими делами одновременно, например говорить по телефону за рулем автомобиля. После получения ответов сту­дентов проверяли в действии, чтобы посмотреть, насколько ис­пытуемые оказались правы.[186] Предоставляю вашему вниманию выводы исследователей:

Оценки собственной способности заниматься несколькими делами одно­временно были крайне завышены. По сути, большая часть респондентов оценила свои возможности выше среднего. Их оценки имели мало общего с реальностью. Таким образом, получается, что люди, которые с большой уверенностью берутся за несколько дел одновременно и которые наибо­лее склонны разговаривать по телефону за рулем, имеют абсолютно не­адекватное представление о собственных способностях.[187][3]

Профессор психологии Дэвид Санбонмацу, руководитель ис­следования, разместил в блоге Shots радиостанции NPR (24 ян­варя 2013 года) заметку об этом эксперименте:

Люди стремятся быть многозадачными не потому, что это им хорошо уда­ется. Они делают это из-за своего непредсказуемого темперамента. Они не в состоянии себя обуздать, так как у них проблемы с подавлением из­лишней импульсивности.

Другими словами, люди, делающие много дел одновременно, в большинстве случаев просто не могут сосредоточить внима­ние на чем-то одном. Кстати, при таком импульсивном поведе­нии они не в состоянии сами себе помочь.

Пожалуй, не следует мне говорить «они». Лучше всего — «мы». Так поступаем мы все. Заставить вести себя иначе очень непросто. Главное — помнить, что подобное поведение довольно глупо. Мне хотелось бы, чтобы вы сделали небольшое упражнение. Я всегда прошу его выполнить участников своих семинаров. Оно простое, но показывает огромное значение концентрации внимания и по­токового состояния, то есть полного вовлечения в процесс дея­тельности. Кроме того, оно, убеждает, что ваша якобы способность к многозадачности крайне болезненна для сознания, что она за­медляет ваши действия, даже если вам кажется обратное. Упраж­нение демонстрирует, насколько ваше поведение нерационально.

Задание состоит в том, чтобы записать по порядку в столбик числа от единицы до десяти арабскими и римскими цифрами и так же в столбик — латинские буквы от А до L. Обратите вни­мание, сколько времени вам на это потребуется. Ваша цель — сделать это как можно быстрее. Вот как я попрошу сделать это в первый раз: вы пишете арабскую цифру, римскую цифру, а по­том букву.[188] Это должно выглядеть так:

 

  I A
  II B
  III C

 

Мы делаем это ряд за рядом. Засеките время. У меня получи­лось 39 секунд. А теперь мы делаем это по столбцам. Сначала мы пишем все арабские цифры, потом — римские, затем — буквы. Засекаю. У меня — 19 секунд. Выполняя однородное задание, вместо того чтобы переключаться из одного контекста в другой, я вдвое сократил потребовавшееся мне время.

Слышу ваши возражения: «Ладно, Сазерленд, вы замечательно все объяснили. И эти составления дурацких табличек тоже до­вольно занимательны. Все это отлично объясняет вред от раз­говоров по сотовому... но я управляю целой компанией. Я должен одновременно делать кучу вещей — мои группы вынуждены справ­ляться одновременно с пятью проектами. Я обязан сохранять кон­курентоспособность. Я не могу себе позволить работать иначе».

Снова весьма кстати придется огромная библиотека на тему проектов по разработке программного обеспечения. Вы ведь помните, зачем исследователи занимались этой проблемой, за­чем многие программисты стали изучать данные проектов и со­поставлять самые разные показатели? Потому что ежегодно тра­тились сотни миллионов долларов, а программные продукты устаревали, не успев выйти на рынок. Джеральд Вайнберг в од­ном из своих трудов Quality Software Management («Управление качеством программного обеспечения») [4] приводит таблицу[189], ко­торая говорит о многом:

 

Количество параллельных проектов Количество времени, доступного на каждый проект, % Потери при переключении на другой контекст, %
     
     
     
     
     

 

Колонка «Потери при переключении на другой контекст» — это потери в чистом виде. Все верно. При пяти параллельных проектах целых 75 процентов вашей работы уходит в никуда — три четверти рабочего дня коту под хвост. Именно поэтому вы не могли писать ряды и столбики с одинаковой скоростью. Ска­зываются ограничения возможностей нашего мозга. В начале 1990-х годов психолог Гарольд Пашлер показал, что когда люди выполняют одновременно две задачи, их мыслительные воз­можности снижаются. Он назвал это явление «столкновением двух задач». Пашлер провел несколько простых экспериментов. Одну группу испытуемых он просил производить совсем про­стое действие, например нажимать на кнопку, когда загорался свет. Другой группе он давал такое же задание и еще одно в до­полнение, скажем, нажимать на другую кнопку в зависимости от цвета загоревшейся лампочки. Стоило добавить вторую за­дачу — неважно, насколько простой она была, — и необходи­мое время увеличивалось вдвое. Пашлер предположил, что есть некое узкое место в обработке информации — на самом деле люди способны одновременно думать только об одной вещи. Чтобы прервать один мыслительный процесс, обратиться к па­мяти, выбрать нужную ассоциацию, связанную со вторым про­цессом, а затем начать осуществлять новую работу — для всего этого требуются определенные усилия. Каждый раз, когда мы переключаемся на другое задание, требуется дополнительное время. [5]

В результате вы не прерываете мыслительного процесса, не ищете нужной ассоциации и не переключаетесь на второе действие. Ваше внимание остается полностью в контексте пер­вого. Поэтому, когда вы говорите по телефону — допустим, всего лишь о покупке молока, — вы в буквальном смысле не видите машину перед собой. Ваш мозг не может осуществлять эти два действия одновременно.

Недавно в рамках одного исследования с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии была на­рисована схема мозга в процессе мышления. Данные свидетель­ствуют, что думать о двух задачах одновременно можно, только если каждый процесс происходит в своем полушарии.[190] Но даже в этом случае, как показывают снимки, мышление не происхо­дит одновременно, а, скорее, мозг постоянно переключается с од­ной задачи на другую.[191] Упрощенно говоря, мозг включает функ­цию контроля, чтобы мы не начинали пререкаться сами с собой слишком рьяно. [6]

Вернемся от физиологии к нашим проектам. Что означает для нас понятие «выполнить задачу»? Возьмем для примера типич­ную группу. В этом году они решили взять три проекта. Назо­вем их А, В, С. Планируя свой год, группа заявила, что сначала немножко поработает над одним проектом, потом над другим, потом над третьим. Как выглядит их план на год, показано на рисунке.[192]


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2026 год. (0.667 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал