Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дифференциация мира и творение человека






чен призывом «Да будет». К примеру: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1: 3); «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды... И стало так» (Быт. 1: 6-7). Бог гово­рит: «Пусть это будет так» — и этот акт отличается от са­мого акта творения.

В некоторых стихах призыв «Да будет» получает еще более специфическое значение. К примеру, в стихе 1: 14, сказав: «Да будут светила на тверди небесной», Гос­подь продолжает: «(Да будут они) для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов». В этих случаях Бог не призывает нечто новое к бытию и даже не отделяет этот вид бытия от другого, а указывает, для чего предназначен данный вид бытия. И все же отметим, что в большинстве случаев в этой главе «Да будет» остается орудием творения, как это было в самом начале. Бог го­ворит: «Да будет то-то и то-то» — и оно начинает суще­ствовать.

Истинная информация и исчерпывающая информация Здесь мы обсуждаем события, произошедшие в далеком прошлом и охватывающие весь космос. Возникает во­прос: можем ли мы вообще сколько-нибудь осмысленно обсуждать эти проблемы? Было бы полезным сразу раз­граничить понятия истинной информации и исчерпыва­ющей информации. Будучи христианами, мы вправе утверждать, что, с учетом всех известных фактов, Библия дает нам истинное, но отнюдь не исчерпывающее знание. Человек — существо конечное — в любом случае не в со­стоянии воспринять всю полноту знания. Мы можем со­слаться на похожее явление в знакомой нам ситуации об­щения между людьми: мы стараемся сообщить друг другу истину, но не можем сообщить ее полностью. При всей глубочайшей вере в откровение христианин отнюдь не


Книга Бытия во времени и пространстве

претендует на обладание исчерпывающим знанием в ка­кой бы то ни было сфере.

Библия написана с определенной целью, и нам не следует забывать эту цель: эта книга — обращение Бога к падшему человечеству. Ветхий Завет давал людям то, что им было нужно, от грехопадения до первого пришествия Христа. Ветхий и Новый Заветы в совокупности дают лю­дям все, в чем они нуждаются и будут нуждаться от грехо­падения до второго пришествия Христа. Мы узнаем мно­жество подробностей, которые также могут нам приго­диться, но основная тема выделена и ничем не заслонена. К примеру, достаточно часто упоминаются ангелы, но Библию невозможно использовать в качестве пособия по «ангелологии». Все, что сообщается нам об ангелах, ис­тинно (и вполне правдоподобно), но сообщается лишь то, что имеет значение для человека. Так же обстоит дело и с небом: мы получаем фактические сведения, мы получаем те знания о небе, которые нам нужны, но всех подробно­стей мы не знаем. История творения разворачивается пе­ред нами, поскольку нам важно понять, что было до гре­хопадения, но опять же Библия, сообщая нам положи­тельную, фактографическую, подлинную истину, расска­зывает лишь то, что нужно человеку. Можно относиться к Писанию как к учебнику — в том смысле, что вся эта ин­формация о космосе является положительной и подлин­ной истиной. Попав на небеса и обретя там новые знания, мы не увидим ничего, противоречащего фактам, вычи­танным сегодня в Библии; так и Новый Завет не содержит в себе ничего, противоречащего Ветхому. Однако Библия не может служить учебником, если под этим подразумева­ется, что задача этой книги — снабдить нас исчерпываю­щей информацией или что научные факты составляют центр и смысл ее повествования. 32


Дифференциация мира и творение человека

Итак, утверждая, что мы постигли ход истории, мы не забываем сделать оговорку: с одной стороны, мы от­нюдь не считаем науку бессмысленной или бесполезной, а с другой стороны, мы вовсе не утверждаем, будто все вы­воды, сделанные нами на основании Писания, абсолютно верны или что они столь же надежны, как слова самого Писания. Но эта оговорка не отменяет главного: библей­ское откровение содержит положительную истину, кото­рую можно воспринять разумом и соотнести с данными науки. Содержание Библии — не сказка и не вымысел, и весь текст Писания представляет собой откровение6.

Внимая последовательности дифференциации, ко­торую проводил Господь, произнося «Да будет», мы мо­жем быть уверены, что это — подлинная история, хотя данный вывод вовсе не означает, что мы полностью узна­ли обо всем, что имело место, или что на все наши вопро­сы был дан ответ. Так воспринимали это наши предки, так считаем мы, в таком же положении будут все, кто придет после нас. Даже когда мы в свое время предстанем перед Господом лицом к лицу, Его весть нам — хотя она, несо­мненно, вместит гораздо больше, чем нам известно сей­час, — все же не будет совершенно исчерпывающей, по­скольку мы, являясь существами конечными, никогда не сможем исчерпать бесконечное. Все, что нам известно, может быть истинным и обязательным для нас, но не сле­дует путать этот рисунок с подробным путеводителем по всему знанию, которое принадлежит Богу.

Бог отделил

После первоначального акта творения из ничего наступа­ет период дифференциации. Первое разделение проис­ходит в стихах 1: 3-4: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет




Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал