Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дифференциация мира и творение человека
чен призывом «Да будет». К примеру: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1: 3); «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды... И стало так» (Быт. 1: 6-7). Бог говорит: «Пусть это будет так» — и этот акт отличается от самого акта творения. В некоторых стихах призыв «Да будет» получает еще более специфическое значение. К примеру, в стихе 1: 14, сказав: «Да будут светила на тверди небесной», Господь продолжает: «(Да будут они) для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов». В этих случаях Бог не призывает нечто новое к бытию и даже не отделяет этот вид бытия от другого, а указывает, для чего предназначен данный вид бытия. И все же отметим, что в большинстве случаев в этой главе «Да будет» остается орудием творения, как это было в самом начале. Бог говорит: «Да будет то-то и то-то» — и оно начинает существовать. Истинная информация и исчерпывающая информация Здесь мы обсуждаем события, произошедшие в далеком прошлом и охватывающие весь космос. Возникает вопрос: можем ли мы вообще сколько-нибудь осмысленно обсуждать эти проблемы? Было бы полезным сразу разграничить понятия истинной информации и исчерпывающей информации. Будучи христианами, мы вправе утверждать, что, с учетом всех известных фактов, Библия дает нам истинное, но отнюдь не исчерпывающее знание. Человек — существо конечное — в любом случае не в состоянии воспринять всю полноту знания. Мы можем сослаться на похожее явление в знакомой нам ситуации общения между людьми: мы стараемся сообщить друг другу истину, но не можем сообщить ее полностью. При всей глубочайшей вере в откровение христианин отнюдь не Книга Бытия во времени и пространстве претендует на обладание исчерпывающим знанием в какой бы то ни было сфере. Библия написана с определенной целью, и нам не следует забывать эту цель: эта книга — обращение Бога к падшему человечеству. Ветхий Завет давал людям то, что им было нужно, от грехопадения до первого пришествия Христа. Ветхий и Новый Заветы в совокупности дают людям все, в чем они нуждаются и будут нуждаться от грехопадения до второго пришествия Христа. Мы узнаем множество подробностей, которые также могут нам пригодиться, но основная тема выделена и ничем не заслонена. К примеру, достаточно часто упоминаются ангелы, но Библию невозможно использовать в качестве пособия по «ангелологии». Все, что сообщается нам об ангелах, истинно (и вполне правдоподобно), но сообщается лишь то, что имеет значение для человека. Так же обстоит дело и с небом: мы получаем фактические сведения, мы получаем те знания о небе, которые нам нужны, но всех подробностей мы не знаем. История творения разворачивается перед нами, поскольку нам важно понять, что было до грехопадения, но опять же Библия, сообщая нам положительную, фактографическую, подлинную истину, рассказывает лишь то, что нужно человеку. Можно относиться к Писанию как к учебнику — в том смысле, что вся эта информация о космосе является положительной и подлинной истиной. Попав на небеса и обретя там новые знания, мы не увидим ничего, противоречащего фактам, вычитанным сегодня в Библии; так и Новый Завет не содержит в себе ничего, противоречащего Ветхому. Однако Библия не может служить учебником, если под этим подразумевается, что задача этой книги — снабдить нас исчерпывающей информацией или что научные факты составляют центр и смысл ее повествования. 32 Дифференциация мира и творение человека Итак, утверждая, что мы постигли ход истории, мы не забываем сделать оговорку: с одной стороны, мы отнюдь не считаем науку бессмысленной или бесполезной, а с другой стороны, мы вовсе не утверждаем, будто все выводы, сделанные нами на основании Писания, абсолютно верны или что они столь же надежны, как слова самого Писания. Но эта оговорка не отменяет главного: библейское откровение содержит положительную истину, которую можно воспринять разумом и соотнести с данными науки. Содержание Библии — не сказка и не вымысел, и весь текст Писания представляет собой откровение6. Внимая последовательности дифференциации, которую проводил Господь, произнося «Да будет», мы можем быть уверены, что это — подлинная история, хотя данный вывод вовсе не означает, что мы полностью узнали обо всем, что имело место, или что на все наши вопросы был дан ответ. Так воспринимали это наши предки, так считаем мы, в таком же положении будут все, кто придет после нас. Даже когда мы в свое время предстанем перед Господом лицом к лицу, Его весть нам — хотя она, несомненно, вместит гораздо больше, чем нам известно сейчас, — все же не будет совершенно исчерпывающей, поскольку мы, являясь существами конечными, никогда не сможем исчерпать бесконечное. Все, что нам известно, может быть истинным и обязательным для нас, но не следует путать этот рисунок с подробным путеводителем по всему знанию, которое принадлежит Богу. Бог отделил После первоначального акта творения из ничего наступает период дифференциации. Первое разделение происходит в стихах 1: 3-4: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет
|