Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ной и потоп. Ною не приходится выяснять различие между «чистым» и «нечистым»
Ною не приходится выяснять различие между «чистым» и «нечистым». Другой стих (Быт. 8: 20) также предполагает, что люди умели различать «чистое» и «нечистое». Это интересный момент, поскольку он наводит на мысль о том, что человеческие знания тогда могли быть гораздо обширнее, чем мы предполагаем. Наконец, наступает время Ною со всеми спутниками перейти в ковчег. Бог предупреждает его: «Ибо, чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли» (Быт. 7: 4). Стих 7: 10 продолжает: «Чрез семь дней, воды потопа пришли на землю». Бог говорит избранным: ваше судно готово; вы много молились, но теперь все кончено. Вам придется войти в ковчег и оставаться там семь дней. Мне кажется, Ной должен был обладать очень сильной верой, чтобы сразу же повиноваться этому приказу. Вспомните — судно по-прежнему стоит посреди суши. Мы не можем с точностью указать, на какой высоте над уровнем моря оно оказалось, но очевидно, что выглядело оно нелепо, словно океанский лайнер в пустыне. Странное и чудовищное зрелище! Люди есть люди, и психология их меняется мало. Можно себе представить, как они подходили поближе, тыкали пальцами в лодку и, мягко говоря, не верили глазам своим. Чернокожие проповедники стараются потрясти воображение своих слушателей, изображая, как Ной строил и молился, а люди подходили, таращились на его ковчег и хохотали. Разумеется, в этой картине немалая доля фантазии, и все же как странно было войти в это стоящее на земле судно и сидеть там, ничего не делая, целых семь дней. Какой образец для христианской веры! Да, мы получаем вполне приемлемое с точки зрения разума повеле- ние, да, у нас хватает хороших и разумных причин верить в истинность окружающего нас мира. Но вера готова отречься от того, что кажется наиболее соответствующим здравому смыслу (на данный момент), вера идет до конца в стремлении довериться Господу. Нас никто не призывает к свершению экзистенциального скачка, и совершенно не нужно отрекаться от собственного разума. Но вера требует от нас сидеть в корабле посреди суши и вдали от моря, когда все вокруг твердят, что поведение наше — бессмысленно. Нас окружает общество, монолитно спаянное убеждением: «Нет никакого смысла в ваших ожиданиях: они противоречат единообразию причин и следствий в замкнутой системе». Книга Бытия (7: 7) подтверждает, что спаслось восемь человек: «И вошел Ной, и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа». Здесь обнаруживается любопытное сходство с разрушением Содома и Гоморры (эту параллель проводит Сам Христос), когда благочестием одного спасется вся семья: не только Лот был выведен из города, но и те дочери, которые прислушались к его предупреждению. Есть здесь сходство и с Пасхой, потому что, когда сыны Израиля приносили пасхальную жертву в Египте и мазали кровью косяки дверей, это спасало от смерти не только первородных детей, но и первенцев животных, принадлежавших этим еврейским семьям. Стихи 11 и 12, как бы забегая вперед, описывают весь сорокадневный период: «В шестисотый год жизни Ноевой, во вторый месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились» (ст. 11). Здесь очевидно стремление соблюсти историческую точность. Генеалогии не предназначались на роль хронологии, но ключевое со-
|