Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Книга Бытия во времени и пространстве. ставлениями об огромных геологических эпохах, а в том, что на данный момент мы не располагаем точными терминами
ставлениями об огромных геологических эпохах, а в том, что на данный момент мы не располагаем точными терминами, с помощью которых мы могли бы вести эту дискуссию. Возникает параллель с общей историей В стихе 11: 26 книги Бытия возникает совершенно новая ситуация, поскольку здесь упоминается определенный человек, Аврам, и мы можем уточнить даты его жизни. От библейской истории, которая не может быть сопоставлена со всеобщей историей мира, мы переходим к такой библейской истории, которая уже обнаруживает эти параллели. Это не значит, что первая часть книги была менее исторической, чем то, что теперь последует, однако для Аврама мы можем приблизительно установить дату — 2000 год до н.э. В стихе 11: 28 сообщается, что Аврам был родом из Ура Халдейского. Благодаря раскопкам, которые сэр Чарльз Вулли проводил в 1922 и 1934 году, мы знаем довольно много о том, что представлял собой Ур Халдейский во времена Ноя. К примеру, нам известно, что его обитатели поклонялись богине луны и что они далеко продвинулись в развитии цивилизации и культуры. Аврам отнюдь не был каким-то кочевником, невежественным бедуином из пустыни. Раскопки показывают, что дома строились из кирпича и ради красоты покрывались побелкой. Они поднимались на два этажа над землей, в больших зданиях было от десяти до двадцати помещений, прекрасно оснащенные кухни, хорошо устроенный водопровод и канализация. Судя по некоторым данным, часть специалистов считает, что школьники учились извлекать квадратные и кубические корни. Университету Пенсильвании принадлежит чаша, которая на двести лет Ной — Вавилонская башня — старше Авраама; этот сосуд демонстрирует удивительное ремесло создавших его мастеров, эта чаша так прекрасна, что вряд ли какое-нибудь современное изделие могло бы ее превзойти, и этот предмет — одно из свидетельств богатства и роскоши Ура. Раскопки Вулли, вскрывшие царские гробницы, обнаружили столь же прекрасные произведения из золота и алебастра. В книге Бытия 12: 1-3 мы читаем: «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение... и благословятся в тебе все племена земные». Апостол Павел в Послании к Галатам цитирует этот раздел книги Бытия, скрупулезно соединяя свою проповедь с произнесенным здесь обещанием: «Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: «в тебе благословятся все народы». Итак верующие благословляются с верным Авраамом» (Гал. 3: 6-9). Обещание, прозвучавшее в стихе 3: 15 книги Бытия, ко времени Авраама уточняется: решение проблемы, которое преодолеет раскол в человеке и устранит последствия вины перед святым Господом, Который есть Сущий, произойдет благодаря потомку Авраама. После Авраама ход истории продолжается, и обетование Ветхого Завета становится все яснее. Наконец мы доходим до последнего ветхозаветного пророка, до Иоанна Крестителя, который, когда явился Иисус и приблизился миг исполнения пророчества, произнес: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Книга Бытия во времени и пространстве Поток истории. Роль человека Поток истории имеет начало и цель, к которой стремится. История где-то началась и чем-то завершится. Мы рождаемся не на пустом месте, и в потоке истории содержится решение и исцеление нынешней раздвоенности человека. Как сильно отличается наше положение от положения современных умников, пришедших к ужасающему выводу, будто история не имеет никакого смысла — а все потому, что люди перестали верить в истинность истории, изложенной в первых одиннадцати главах книги Бытия. Но это касается всех нас — всем нам нужно почаще вслушиваться, чтобы не утратить понимание. Многое произошло до нашего рождения, и много других событий, которых мы не можем запомнить, приходится на начало нашей жизни. Чтобы мы узнали о них, нужны рассказы о них наших родителей и учителей. О множестве вещей, имеющих для меня огромное значение, но произошедших в прежние времена, я должен узнавать от других людей. Вот что такое история — события, которые в самом деле произошли, но о которых я могу узнать только в пересказе. Вот что означает история для всего рода человеческого. Наши знания об истории уходят все дальше в глубь веков, по мере того как мы находим все более древние рукописи и все больше сведений получаем благодаря раскопкам и изучению предметов, дошедших до нас от прежних эпох. «Светская», научная история может многое поведать нам о прошлом человечества и о нашем месте в мире. Но сколько бы мы ни вчитывались в старинные тексты, сколько бы ни переводили их, сколько бы ни производили раскопок, извлекая предметы материальной культуры, светская история так и не найдет ключ к объяснению смысла и конечного назначения всех этих находок. 164
Ной — Вавилонская башня — Авраам Сколько бы мы ни продвигались к самому нижнему слою этих раскопок, человек остается человеком. Куда бы мы ни обратили свой взгляд — будь то пещеры в Пиренейских горах, цивилизация шумеров или даже племя неандертальцев, хоронивших покойников среди цветочных лепестков, — всегда мы видим одно и то же: своим искусством и всем своим поведением человек доказывает, что он помнит о своей уникальности. И люди в самом деле всегда и везде уникальны — они выделяются именно тем, что они люди. Но все эти племена, народы, эпохи, цивилизации мучились той же самой проблемой раздвоенности человека, какой и мы терзаемся ныне. Ребенку нужно послушать о том, что было прежде его рождения; так и всему человечеству нужно узнать свою предысторию. Если мы не узнаем о своем происхождении — о том, о чем наука нам поведать не может, — мы не сможем постичь и нынешнюю ситуацию. Человек двадцатого столетия видит перед собой нечто — себя, факты истории. Он понимает, что нечто реально существует, но не может догадаться, что именно. Об этом и говорят ему первые главы книги Бытия. Эти главы придают истории то измерение, которое не может придать ей наука, и именно эта «доисторическая» история наполняет смыслом нынешние дела и события, среди которых мы живем. Представьте себе, как в сказке, ребенка, которому никто не говорил, что на самом деле он — наследник короны, и принц живет среди нищих, пока кто-нибудь не придет и не раскроет ему его личную предысторию; тогда принц взойдет на престол, заняв подобающее ему от рождения место. И так обстоит дело со всеми нами — именно это дает нам начало книги Бытия: верную перспективу всем историческим знаниям, добытым наукой.
|