Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Книга Бытия во времени и пространстве. ставлениями об огромных геологических эпохах, а в том, что на данный момент мы не располагаем точными тер­минами






ставлениями об огромных геологических эпохах, а в том, что на данный момент мы не располагаем точными тер­минами, с помощью которых мы могли бы вести эту ди­скуссию.

Возникает параллель с общей историей В стихе 11: 26 книги Бытия возникает совершенно новая ситуация, поскольку здесь упоминается определенный человек, Аврам, и мы можем уточнить даты его жизни. От библейской истории, которая не может быть сопоставле­на со всеобщей историей мира, мы переходим к такой би­блейской истории, которая уже обнаруживает эти парал­лели. Это не значит, что первая часть книги была менее исторической, чем то, что теперь последует, однако для Аврама мы можем приблизительно установить дату —

2000 год до н.э.

В стихе 11: 28 сообщается, что Аврам был родом из Ура Халдейского. Благодаря раскопкам, которые сэр Чарльз Вулли проводил в 1922 и 1934 году, мы знаем до­вольно много о том, что представлял собой Ур Халдей­ский во времена Ноя. К примеру, нам известно, что его обитатели поклонялись богине луны и что они далеко продвинулись в развитии цивилизации и культуры. Аврам отнюдь не был каким-то кочевником, невежественным бедуином из пустыни. Раскопки показывают, что дома строились из кирпича и ради красоты покрывались по­белкой. Они поднимались на два этажа над землей, в больших зданиях было от десяти до двадцати помещений, прекрасно оснащенные кухни, хорошо устроенный водо­провод и канализация. Судя по некоторым данным, часть специалистов считает, что школьники учились извлекать квадратные и кубические корни. Университету Пенсильвании принадлежит чаша, которая на двести лет


Ной — Вавилонская башня —

старше Авраама; этот сосуд демонстрирует удивительное ремесло создавших его мастеров, эта чаша так прекрасна, что вряд ли какое-нибудь современное изделие могло бы ее превзойти, и этот предмет — одно из свидетельств бо­гатства и роскоши Ура. Раскопки Вулли, вскрывшие цар­ские гробницы, обнаружили столь же прекрасные произ­ведения из золота и алебастра.

В книге Бытия 12: 1-3 мы читаем: «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе. И Я произве­ду от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвели­чу имя твое; и будешь ты в благословение... и благосло­вятся в тебе все племена земные». Апостол Павел в Послании к Галатам цитирует этот раздел книги Бытия, скрупулезно соединяя свою проповедь с произнесенным здесь обещанием: «Так Авраам поверил Богу, и это вмени­лось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: «в тебе благословятся все народы». Итак верующие благословля­ются с верным Авраамом» (Гал. 3: 6-9).

Обещание, прозвучавшее в стихе 3: 15 книги Бытия, ко времени Авраама уточняется: решение проблемы, ко­торое преодолеет раскол в человеке и устранит послед­ствия вины перед святым Господом, Который есть Су­щий, произойдет благодаря потомку Авраама. После Авраама ход истории продолжается, и обетование Ветхого Завета становится все яснее. Наконец мы доходим до по­следнего ветхозаветного пророка, до Иоанна Крестителя, который, когда явился Иисус и приблизился миг испол­нения пророчества, произнес: «Вот Агнец Божий, Кото­рый берет на Себя грех мира».



Книга Бытия во времени и пространстве

Поток истории. Роль человека

Поток истории имеет начало и цель, к которой стремит­ся. История где-то началась и чем-то завершится. Мы рождаемся не на пустом месте, и в потоке истории содер­жится решение и исцеление нынешней раздвоенности человека. Как сильно отличается наше положение от по­ложения современных умников, пришедших к ужасаю­щему выводу, будто история не имеет никакого смысла — а все потому, что люди перестали верить в истинность истории, изложенной в первых одиннадцати главах кни­ги Бытия. Но это касается всех нас — всем нам нужно по­чаще вслушиваться, чтобы не утратить понимание.

Многое произошло до нашего рождения, и много других событий, которых мы не можем запомнить, прихо­дится на начало нашей жизни. Чтобы мы узнали о них, нужны рассказы о них наших родителей и учителей. О множестве вещей, имеющих для меня огромное значение, но произошедших в прежние времена, я должен узнавать от других людей. Вот что такое история — события, кото­рые в самом деле произошли, но о которых я могу узнать только в пересказе. Вот что означает история для всего рода человеческого.

Наши знания об истории уходят все дальше в глубь веков, по мере того как мы находим все более древние ру­кописи и все больше сведений получаем благодаря рас­копкам и изучению предметов, дошедших до нас от преж­них эпох. «Светская», научная история может многое по­ведать нам о прошлом человечества и о нашем месте в ми­ре. Но сколько бы мы ни вчитывались в старинные тек­сты, сколько бы ни переводили их, сколько бы ни произ­водили раскопок, извлекая предметы материальной куль­туры, светская история так и не найдет ключ к объясне­нию смысла и конечного назначения всех этих находок. 164


 

Ной — Вавилонская башня — Авраам

Сколько бы мы ни продвигались к самому нижнему слою этих раскопок, человек остается человеком. Куда бы мы ни обратили свой взгляд — будь то пещеры в Пире­нейских горах, цивилизация шумеров или даже племя не­андертальцев, хоронивших покойников среди цветочных лепестков, — всегда мы видим одно и то же: своим искус­ством и всем своим поведением человек доказывает, что он помнит о своей уникальности. И люди в самом деле всегда и везде уникальны — они выделяются именно тем, что они люди. Но все эти племена, народы, эпохи, циви­лизации мучились той же самой проблемой раздвоенно­сти человека, какой и мы терзаемся ныне.

Ребенку нужно послушать о том, что было прежде его рождения; так и всему человечеству нужно узнать свою предысторию. Если мы не узнаем о своем проис­хождении — о том, о чем наука нам поведать не может, — мы не сможем постичь и нынешнюю ситуацию. Человек двадцатого столетия видит перед собой нечто — себя, факты истории. Он понимает, что нечто реально суще­ствует, но не может догадаться, что именно. Об этом и говорят ему первые главы книги Бытия. Эти главы при­дают истории то измерение, которое не может придать ей наука, и именно эта «доисторическая» история на­полняет смыслом нынешние дела и события, среди ко­торых мы живем. Представьте себе, как в сказке, ребен­ка, которому никто не говорил, что на самом деле он — наследник короны, и принц живет среди нищих, пока кто-нибудь не придет и не раскроет ему его личную предысторию; тогда принц взойдет на престол, заняв по­добающее ему от рождения место. И так обстоит дело со всеми нами — именно это дает нам начало книги Бытия: верную перспективу всем историческим знаниям, добы­тым наукой.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал