Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В хаосе и из него
Драматерапия как символ жизненных изменений
Любые глубокие изменения в жизни человека связаны с переживанием таких состояний, когда окружающий мир представляется лишенным какого-либо смысла, и для того чтобы его увидеть, человек должен связать воедино разные элементы реальности. Для этого, однако, необходимо не просто изменить картину реальности, но фактически “построить ее заново”. Лишь в этом случае можно говорить о достижении подлинно глубоких изменений в мироощущении. Прежде чем это случится, человек переживает состояние полной растерянности. Приложив немалые усилия, ему, возможно, удастся восстановить утраченное психическое равновесие. Для этого необходимо проигнорировать одно и обратить больше внимания на другое, а также научиться концентрировать усилия на чем-то одном и отвлекаться от чего-то другого. И все-таки нам гораздо проще находить умозрительные способы решения наших проблем, чем решать их реально. Во многих случаях переживающие состояние растерянности и хаоса оказываются перед необходимостью решения одних и тех же проблем, но никак не могут найти приемлемых способов их решения. Какой бы способ они ни использовали, он оказывается неэффективным. Иногда людям даже кажется, что, чем больше сил они прилагают для поиска выхода из затруднительного положения, тем более призрачным он становится. Жизнь продолжает течь так же, как и раньше, однако человек утрачивает ощущение какого-либо смысла существования и теряет надежду на его обретение. Он ощущает себя в роли Сизифа — легендарного героя греческого мифа, который был вынужден вновь и вновь поднимать на вершину горы огромный камень. Всякий раз, когда Сизиф, наконец, поднимал его на вершину горы, камень скатывался вниз. Многие люди оказываются в подобном положении: несмотря на огромные усилия в их жизни ничего не меняется. Когда человек не видит в жизни никакого смысла, она воспринимается им как сплошной хаос. Помощь людям, оказавшимся в подобном положении, I сопряжена с большими проблемами. Для того чтобы им помочь необходимо кардинально изменить их мировоззрение. Простая “перестановка слагаемых” ничего не даст. Она оказывается столь же неэффективной, когда человек сам пытается что-то изменить в своей жизни и когда кто-то другой это делает за него. Единственное, что может ему действительно помочь, это возможность получить непосредственный опыт новизны. Необходимо, однако, подчеркнуть, что этот опыт не может быть получен на основе тех мировоззренческих ресурсов, которые имеются в распоряжении людей. Что бы они ни делали, пытаясь вращать “калейдоскоп своего сознания”, им не удается увидеть в нем ничего действительно нового. Чтобы это увидеть, необходим некий внешний импульс. По крайней мере, это воспринимается людьми именно так: ощущение новизны возникает лишь тогда, когда в их жизни происходит нечто непредвиденное, причем это часто сопряжено с негативными событиями, вызывающими состояние непереносимого страдания. Избавление от страданий, так же как и ощущение полного хаоса, тесно; друг с другом связаны; облегчение наступает, как только человек достигает пика своего страдания. Чувство “загнанности в угол” и “пребывания в клетке” внезапно сменяется чувством полной свободы. Тот мир, в котором человек себя обнаруживает, воспринимается им как парадоксальная смесь старого и нового. Он представляется ему как нечто, где он никогда раньше не был. В то же время этот мир кажется ему давно знакомым. Словно рождаясь заново, человек постигает свою подлинную идентичность, которая пребывала в нем задолго до этого момента. “Прорыв в новое” никогда не представлял собой следствие постепенного роста, так же как новизна не являлась логическим продолжением старого. В случае, когда речь идет о человеческом опыте, для того чтобы создать нечто подлинно новое и оригинальное, необходим момент качественного скачка, решительного отделения будущего от прошлого. Сам же этот момент отличен как от первого, так и от второго; это момент полного хаоса, поскольку для возникновения нового порядка вещей необходимо разрушение старого. Момент же перехода от одного к другому подобен “плаванию без руля и ветрил”, когда человек пребывает в состоянии полной растерянности и безнадежности.
“Изменения могут наступить лишь когда человек утрачивает состояние психического равновесия, и возникающий внутренний дисбаланс толкает его к поиску чего-то нового. Психотерапия часто связана с помощью людям, переживающим подобный внутренний дисбаланс. Ее целью является достижение состояния нового психического равновесия, которое отличается большей устойчивостью, поскольку связано с возможностью более полного удовлетворения внутренних потребностей человека и более эффективной адаптацией к внешней реальности” (Foulkes and Anthony, 1957, p. 70).
Если нам дано когда-либо пережить подлинное потрясение, мы должны воспользоваться этим, чтобы построить свою жизнь заново — найти новый способ существования, который может показаться странным и совершенно необычным, но на самом деле обладает одним уникальным и совершенно бесценным достоинствам, а именно тем, что он имеет свой собственный смысл. Чем более тотальны и разрушительны наступающие изменения, тем более благодатен момент “возрождения из хаоса”. Хаос и возрождение взаимосвязаны — одно черпает энергию в другом. Когда они нерасторжимы, мы постигаем мир в подлинно новом свете. “Жизнь до хаоса” и “жизнь после хаоса” отделены друг от друга пропастью, и эта пропасть пролегает через наш внутренний опыт. Срываясь в нее, мы ощущаем полную пустоту и безнадежность. Мысленно возвращаясь к состоянию растерянности и хаоса, мы чувствуем, однако, что оно имеет некий смысл, что хаос служит достижению одной важной цели, а именно — нашему “прорыву” в будущее путем решительного и драматического отмежевания от прошлого. Иными словами, хаос ускоряет кончину прошлого для того, чтобы сделать возможным рождение будущего. Именно такой смысл заключают в себе мифы творения, позволяющие понять, что “хаос является семенем жизни” (Eliade, 1958, 1968). Как отмечает М. Элиэйд, в большинстве мифов хаос связывается с состоянием творчества. Во всех культурах возвращение в состояние хаоса означает начало нового творения. Двумя сферами человеческого опыта, демонстрирующими действие этого закона, являются ритуалы инициации и ритуалы, связанные с проводами усопших — последние также можно рассматривать в качестве инициации особого рода, поскольку души умерших при этом должны совершить переход в иной мир. У полинезийцев на очередной стадии традиционного погребального ритуала мертвые отправляются в путешествие, предполагающее ряд опасных ситуаций, призванных сделать невозможным их возвращение в мир живых. Мертвые, в частности, должны пройти лабиринт, движение по которому сопряжено с переживанием полной растерянности и символизирует переход из мира живых в мир мертвых. Аналогичные церемонии, касающиеся прощания с умершими, имеются во многих других культурах. Независимо от времени и места совершения ритуалов инициации, все они предполагают переживание состояния хаоса. Это включено в структуру ритуала и занимает в нем центральное место. Такие ритуалы предполагают также создание условий, позволяющих “удержать хаос” и совершить переход из состояния, в котором человек пребывал до начала ритуала - в другое, в котором он находится после его завершения. Хаос является квинтессенцией подобных ритуалов. Участвующие них люди должны пережить своего рода опыт, связанный с ощущением разрушения и аннигиляции всех прежних форм бытия. Ряд антропологов, таких как, например, Арнольд Ball Геннеп (Van Gennep, 1960) и Виктор Турнер (Turner, 1974 описывают ни с чем не сравнимое переживание ужаса, связанного с “пребыванием на пороге” — когда участники ритуала перехода должны ступить в неведомое и оказаться в полной пустоте, где отсутствуют какие-либо ориентиры. После блуждания в пустоте они, наконец, оказываются в совершенно новом для них мире. Цель таких ритуалов заключается не в том, чтобы вовлечь участников в некую драму, благодаря чему состояние хаоса и творчества может быть не столько постигнуто умозрительно, сколько прожито непосредственно (Lewis, 1980). Один из участников драматерапевтического процесса признался: “Когда вы оказываетесь в новом месте, то можете мысленно вернуться в прошлое и вспомнить, что тогда произошло. Однако для того чтобы действительно найти себя в этом новом месте, вы должны навсегда расстаться с прошлым. И это единственно возможный способ войти в будущее. Это нельзя сделать иначе”. Драматерапия, как и ритуал, служит безопасным средством, позволяющим пережить состояние хаоса. Мы уже отмечали, что драма связана с активизацией воображения, а это позволяет ослабить защиты и сделать возможным выражение тех сторон нашей личности, которые нас беспокоят. Используя с этой целью драму и привлекая других людей, чтобы они воплотили эти качества нашей личности, мы делаем их частью нашей внутренней реальности. Драматерапия позволяет установить над ней контроль и дает возможность безопасного самораскрытия. Дженнингс (Jennings, 1990) обращает внимание на то, что драматерапевтическая сессия может рассматриваться в качестве своеобразного ритуала перехода. На то, что драматерапия служит своеобразным инструментом инициации и возрождения человека к новой жизни, указывают также Грэйнджер (Grainger, 1995), Дагган и Грэйнджер (Duggan and Grainger, 1997). Как было отмечено в первой главе, драматерапевтический процесс является метафорой жизненных изменений; он имеет начало, середину и завершение. Реальные изменения происходят на среднем этапе трехчастного цикла, первая часть которого связана с актуализацией опыта, отражающего прошлые события и определяющего наши реакции в настоящем. Третья часть касается нового опыта и нового типа реакций. Между первой и третьей частями происходят непредвиденные и незапланированные события; использование драматической структуры дает нам возможность соприкоснуться с воображаемой реальностью, которая во многом расходится с той, к которой мы привыкли. Благодаря этому мы можем отказаться от сдерживающих и ограничивающих нас форм реагирования. Данное состояние порождает страх, растерянность, и вызывает ощущение утраты “почвы под ногами”. Это продолжается до тех пор, пока не возникнут очертания новой будущей реальности. Хаос составляет основу всего драматерапевтического процесса и является предпосылкой подлинных изменений. Конечно же, далеко не каждая драматерапевтическая сессия сопровождается подобным эффектом. Тем не менее, возможность участия в совместных действиях и проявление людьми своей фантазии позволяют абстрагироваться от привычной реальности и связанных с ней переживаний, поэтому даже те, для кого мир представляется аморфным и хаотичным, начинают ощущать определенное облегчение, представлять способы вы- хода их тупика, а в конце концов и видеть в собственной жизни некий смысл. Таковы возможности драматерапии. Драматерапевты понимают, что единственным способом сформировать в человеке новое отношение к жизни является тот, который сопряжен с отказом от прежней системы отношений или с ее разрушением. Сью Дженнингс постоянно подчеркивает необходимость “проживания” хаоса и отказа от попыток находить какие-либо объяснения чувству страха и растерянности, которое, воплощаясь в совместном драматическом переживании, рано или поздно само находит себе объяснение, причем такое, какое является для человека наиболее понятным. В данном случае можно с полным основанием использовать введенное Дороти Лэнгли (Langly, 1983) словосочетание “доверие к методу”. Подобное отношение ко всему, что происходит в драматерапии, является далеко не простым делом и требует от драматерапевта большой самодисциплины. Гораздо проще действовать в соответствии с неким заранее разработанным планом и изначально знать, что может произойти. Попытка создавать подобные планы является вполне объяснимой реакцией в случаях, когда предполагается усиление хаотических проявлений, с одной стороны отражающих переживания, привносимые людьми в драматерапевтический процесс, а с другой — то, что может возникнуть непосредственно в ходе взаимодействия между ними, когда происходит активизация воображения. Как мы уже отмечали драматерапия обязательно связана с созданием безопасных условий, необходимых для того, чтобы даже переживающие состояние растерянности и хаоса ощущали, что их состояние понимают и принимают. Это означает, что первая часть сессии требует тщательного планирования и учета личных переживаний и обстоятельств жизни каждого участника. Аналогичным образом, третья часть сессии также строится в соответствии с неким “сценарием”, обеспечивающим возвращение в реальный мир. Однако даже в первой и третьей частях драматерапевтической сессии практически невозможно предусмотреть все заранее, поскольку, учитывая, что создаваемая атмосфера способствует спонтанным проявлениям, в ходе ее могут происходить совершенно неожиданные вещи. Необходимо подчеркнуть, что именно со второй частью сессии и состоянием хаоса связаны исцеляющие эффекты драматерапии, позволяющие не только излечивать психические расстройства, но и преодолевать разнообразные эмоциональные нарушения, сопровождающие любые, достаточно глубокие изменения в мироощущении и жизни человека. С учетом равновесия между структурой и свободой, характерного для всех видов творческой деятельности (McNiff, 1998; May, 1975) и являющегося основой арт-терапевтических практик, драматерапия способна оказывать организующее воздействие на мышление и чувства. В то же время, представляясь статичной и неизменной, она способствует преодолению излишне жестких форм восприятия действительности (Grainger, 1990, 1995, pp. 125-129). Для тех, кто переживает тревогу, растерянность, депрессию или эмоциональное опустошение, драматерапия является средством получения опыта, кардинально отличающегося от всего, к чему они привыкли и без чего они не представляют своей жизни. Какое-то время по ходу каждой сессии эти люди соприкасаются с реальностью, которая живо откликается на их присутствие и предстает не как некая абстрактная идея, но как живой процесс, соучастником которого они являются, привнося в него личный опыт, причем не только в форме воспоминаний, но и в форме ожиданий. Благодаря этому драматерапевтические сессии становятся для них средой, где они чувствуют себя более целостными человеческими существами и ощущают, что все произошедшее с ними во время какой-либо сессии повторится еще не раз. Хаос, возникающий и “удерживающийся” в безопасной среде драматерапевтического процесса, напоминает хаос, характерный для творчества и описанный психологами. И тот, и другой связаны с организацией различных элементов сознания в единую систему, с постижением смысла человеческих переживаний. Это само по себе является творческим актом и характеризует не только художников, но и всех людей. Как полагает когнитивный психолог Джордж Келли (Kelly, 1955), решение любых проблем предполагает погружение в хаос, формирующее “творческий цикл”, и последующий выход из него. Он “начинается с ослабления жесткости конструкции”, когда составляющие ее элементы утрачивают прежнюю связь друг с другом и теряют свой смысл, а “завершается образованием новых связей и смыслов”, благодаря чему человек решает проблемы, с которыми он столкнулся (Kelly, 1955, р. 528). Любые формы психотерапии, учитывающие динамику постижения человеком смысла своей жизни, так или иначе, признают хаос в качестве важнейшей составляющей человеческого опыта. Это, несомненно, характерно и для драматерапии. Используя терминологию Келли, можно сказать, что драматерапия выступает в качестве эффективного инструмента “валидизации личностного опыта”. Драматерапия предполагает погружение в состояние хаоса, однако она делает это опосредованно и весьма постепенно. Это не означает того, что она не оказывает клиенту реальную помощь и не решает его проблемы, однако данная помощь и решение проблем оказываются чаще всего неожиданными. Переживающие эмоциональный дистресс весьма болезненно относятся к попыткам прямого вторжения в свой внутренний мир, даже если те исходят от людей, искренне желающих помочь. Создается впечатление, что, чем более настойчиво мы стремимся помочь этим людям, тем менее охотно они принимают нашу помощь. Объяснить это несложно. Страдание усиливает потребность в защите, и мы должны это учитывать всегда, когда пытаемся навязать кому-то свою помощь. В драматерапии, однако, сама форма сессии и виды деятельности, которые используются как на начальной, так и на завершающей ее стадии, выполняют функцию “контейнера”, позволяющего участникам вести себя и взаимодействовать друг с другом совершенно свободно. Если речь идет о лицах с повышенной уязвимостью, психологически хрупких, то внешняя структура драматерапевти-ческой сессии является фактором их поддержки, в особенности с учетом отсутствия какой-либо структуры и стабильности на среднем этапе сессии. В ходе сессии такие люди могут позволить себе самовыражаться совершенно свободно. Им не навязываются никакие мысли и чувства, благодаря чему они ощущают себя в достаточной безопасности. Ни один из психотерапевтических подходов не реализует данный принцип так же последовательно, как это делает драматерапия. И ни один из них не признает открыто, что переживаемый людьми эмоциональный хаос является закономерным и необходимым элементом процесса исцеления. Существуют, однако, глубокие различия между хаосом, характеризующим нарушение привычных связей человека с другими людьми, миром в целом, делающим наше существование лишенным какого-либо смысла, и тем хаосом, который переживается участниками драматерапевтических сессий на их средней стадии. В первом случае хаос не может быть “удержан”, в то время как во втором — может. Хаос, характерный для драматерапии, ощущающийся иногда как вполне реальный (поскольку напоминает нам о вещах, которые нас беспокоят), может быть не только “прожит”, но преодолен. Он воспринимается под новым углом зрения. Когда же хаос воспринимается извне, он теряет свою силу. По крайней мере, он уже не способен повергать нас в отчаяние. Завершающая часть драматерапевтической сессии связана с “закрытием хаоса” — это дает ее участникам возможность оглянуться назад, на состояние растерянности, которое было пережито ими на средней стадии сессии и из которого они благополучно вышли, возможно, решив при этом некоторые важные для себя проблемы. То есть внешний мир остается неизменным, но внутренний мир людей и их самовосприятие определенно изменяются. Наше самовосприятие во многом определяет понимание внешнего мира и качество нашего взаимодействия с ним. Драматерапевты стремятся защитить своих клиентов от опасностей, возникающих во время конфронтации с личным хаосом, с теми идеями и переживаниями, которые могут нарушать их психическое равновесие и сделать их неспособными решать проблемы повседневной жизни. В то же время драматерапевты побуждают своих клиентов “осваивать” хаос, предлагая им, прежде всего, участвовать в исполнении драм, основанных на использовании наиболее сложного и травматичного для них материала. Драматерапевты делают это, поскольку на своем опыте убедились в том, что, используя возможности воображения драматическим образом, можно не только “обжить” хаос, но и “подчинить” его творчеству. Драматерапевты также знают, что единственным способом увидеть в хаосе какой-либо смысл является “пребывание вместе с ним”. В тех случаях, когда речь идет об эмоциональном дистрессе, мы используем понятие “эмоциональная рана”. Эта рана может сохраняться с детства. Человек далеко не всегда способен вспомнить, когда и при каких обстоятельствах она возникла, однако это отнюдь не делает ее менее болезненной. Вики Гердинер (Gardiner, 1987) и Энн Кеттанах (Cattanach, 1992) разработали метод работы с жертвами сексуального насилия, основанный на аналогии с лечением раны. Хотя приведенная ниже модель работы не связана напрямую с их методом, использование нами образа раны в какой-то мере было навеяно прохождением нами обучающих курсов у этих авторов.
Сессия 1 (соединения) • Члены группы становятся в круг, оставляя между собой достаточное пространство. Ведущий встает в круг вместе со- всеми, держа при этом моток шерстяной или синтетической нити. Держа конец нити, он передает моток стоящему рядом, тот — дальше, и так пока нить не образует круг. Затем моток передается по кругу второй раз, чтобы укрепить первую нить. Когда нить замыкает круг, ведущий, не обрезая нить, завязывает узел, после чего моток перебрасывается на другую сторону круга. При этом ведущий обращается к стоящему там человеку с какими-либо словами (например, “мне нравятся твои ботинки” или “у тебя дружелюбное лицо”). Этот человек никак не отвечает, но, поймав моток, вновь передает его по кругу. Когда моток побывает в руках нескольких человек, делается новый узел — и опять моток перебрасывается на другую сторону. При этом бросающий также что-то говорит стоящему напротив партнеру. Процесс продолжается до тех пор, пока не образуется нечто, напоминающее паутину. Тогда члены группы ее растягивают и пытаются создать из нее разные формы. При этом им предлагается высказывать мысли, связанные с образом паутины и ее различными формами. • Паутина кладется на пол, ведущий раздает присутствующим мешки с кусочками ткани и иными материалами. Он предлагает членам группы рассмотреть материалы и выбрать из них те, которые могли бы символизировать надежду (это могут быть даже крошечные лоскутки). После этого члены группы снова встают в круг и берут “паутину” в руки. Они по очереди прикрепляют выбранные ими кусочки ткани, символизирующие надежду, к паутине. Цель: создание структуры, позволяющей (а) объединить присутствующих в группу и установить контакт друг с другом; (б) метафорически обозначить безопасную среду; (в) обозначить надежды членов группы, в особенности когда им необходимо будет “войти в хаос”; (г) фокусировать внимание присутствующих во время начала и завершения сессии.
|