Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи современной аграрной политики






Россия медленно продвигается по пути аграрных реформ и в принципе следует в общем направлении других стран с переходной экономикой. Приватизация земли и реорганизация колхозов и совхозов привели к формированию новой аграрной структуры, новому экономическому поведению производителей и даже некоторым признакам возникновения земельного оборота в сельском хозяйстве. В ходе реформ в агропродовольственном секторе сформировалась новая рыночная инфраструктура, которая включает в себя все основные компоненты продовольственной цепи. Роль государства, как непосредственного агента распределения агропродовольственной продукции, резко сократилась, особенно на федеральном уровне. Появились новые типы агентов на этом рынке.

Процесс реформ в аграрной сфере сдерживается многими факторами, главные их которых следующие:

макроэкономическая нестабильность в отрасли;

отсутствие консенсуса в обществе по отношению к концепции реформ;

отставание в развитии рынков и рыночных институтов;

качество сельского населения;

масштаб страны.

Именно эти факторы обусловили относительно медленный темп реформ в агропродовольственном секторе страны. Кризис 1998 года создал благоприятную экономическую ситуацию для восстановления производства и более быстрой дальнейшей реструктуризации агропродовольственного сектора России. В этих условиях государству было бы достаточно хотя бы не мешать адаптации сектора, уменьшить вмешательство в агропродовольственные рынки. Уже одно только это содействовало бы подъему. Наиболее деструктивными сегодня являются следующие государственные воздействия:

· введение экспортных пошлин на ряд сельскохозяйственных товаров. В январе 1999 года были введены экспортные пошлины на подсолнечник – наиболее рентабельную сельскохозяйственную культуру в сложившихся условиях. В настоящее время обсуждаются экспортные пошлины на пшеницу. Существуют две главные причины введения экспортных ограничений на сельхозпродукты сегодня.

Во-первых, государство стремится ограничить экспорт сырья с тем, чтобы поддержать отечественную перерабатывающую промышленность. Предполагается, что производители подсолнечника, столкнувшись с невыгодностью вывоза своей продукции за рубеж, будут поставлять ее российским переработчикам. Кроме того, основная проблема переработчиков – не нехватка сырья, а неконкурентность их продукции на внутреннем рынке. Если масложировая промышленность в состоянии расширить объемы реализации на внутреннем рынке, то она вполне может получить преимущества в доступе к сырью перед экспортерами, используя ценовой фактор, а не экспортные ограничения.

Вторая задача, преследуемая при введении экспортных пошлин. Экспортные ограничения сокращают возможности сбыта сельскохозяйственной продукции, уменьшают возможные финансовые поступления в сектор и, тем самым, снижают его эффективность. Помимо этого, Россия теряет блистательную возможность отвоевать свою часть мирового рынка агропродовольственной продукции, и это уже долгосрочная потеря.

Региональные вмешательства в агропродовольственные рынки. Федеральная агропродовольственная политика является довольно либеральной, но значительная часть регионов очень жестко регулирует рынки на своих территориях. В первую очередь в этой связи нужно отметить межрегиональные торговые барьеры. Их введение обычно объясняется необходимостью продовольственного обеспечения населения собственной территории. Однако общий объем перемещаемого между регионами зерна в годовом исчислении не сокращается. Это значит, что региональные торговые ограничения вводятся только на несколько месяцев уборочной страды, когда основной массе сельхозпроизводителей необходимо реализовать свою продукцию. Ограничения на вывоз агропродовольственной продукции приводят к падению цен на рынках регионов нетто-экспортеров продовольствия и соответствующему росту цен в регионах нетто-экспортерах. Администрация регионов, вводящих ограничения на вывоз, получают возможность аккумулировать дешевую продукцию в так называемых региональных фондах, оперируемых «карманными корпорациями», и затем экспортировать его по более высоким ценам в дефицитные регионы. Таким образом, введение региональных торговых барьеров является классическим проявлением rent-seeking со стороны региональных властей. Это также резко ухудшает положение сельхозпроизводителей (недополучение прибыли), операторов соответствующих рынков (преференционный торговый режим для «карманного оператора» в ущерб всем остальным), а в конечном итоге – и потребителей, так как отсутствие конкуренции при прочих равных условиях ведет к повышению цен над равновесным уровнем.

Кроме того, региональные власти стремятся к регулированию розничных цен на базовые («социально значимые») продукты питания. Сдерживание цен в условиях бюджетных ограничений осуществляется путем административного фиксирования торговых наценок и маржи перерабатывающих предприятий. Такое сдерживание цен ведет, во-первых, к скачкообразному повышению цен, так как административный контроль в современных условиях не может уже эффективно удерживать цены в заданных рамках в течение длительного периода. Во-вторых, скачкообразные повышения цен ведут к периодическим потребительским паникам и дефицитам. Таким образом, все это искажает рыночный сигнал для субъектов рынка и соответственно негативно сказывается на развитии всей продовольственной цепи.

Соглашения о продовольственной помощи России.

Отсутствие объективной информации о рынках вводит в заблуждение не только его операторов, но и само государство: неполная информация об объемах производства и переходящих запасах, а также ценах на агропродовольственных рынках привело к запросу продовольственных поставок (в порядке безвозмездной помощи и на условиях льготного кредитования) из США и ЕС в 1999 году, ведутся переговоры об аналогичных поставках из США в 2000 году. Продовольственная помощь не только и не столько оказывает депрессивное воздействие на соответствующие агропродовольственные рынки, но и разрушает уже созданную рыночную инфраструктуру. Она представляет собой возрождение централизованного импорта продовольствия с отбором уполномоченных агентов по ее распределению. Данные уполномоченные агенты, таким образом, получают бесплатное кредитование оборотных фондов и рыночные преимущества по сравнению с другими операторами рынков. Иными словами, государство создает неравные условия конкуренции на агропродовольственных рынках.

Таким образом, элиминирование вышеуказанных мер государственного регулирования уже само по себе может значительно улучшить ситуацию в агропродовольственном секторе страны. Помимо этого, агропродовольственная политика России сегодня могла бы сделать некоторые шаги по поддержанию наметившегося роста в данном секторе экономики. Основные направления такой политики можно сгруппировать следующим образом:

1) расширение рынков сбыта агропродовольственной продукции;

2) улучшение конкурентной среды на агропродовольственных рынках;

3) усиление правовых гарантий оперирования субъектов агропродовольственных рынков;

4) поддержание и стимулирование инвестиционной активности в АПК.

В рамках первой группы мер необходимо выделить следующие меры:

· поддержание российского экспорта агропродовольственной продукции (поддержание экспортных пулов и их зарубежных представительств, обеспечение экспортеров информацией о мировой рыночной конъюнктуре, экспортные гарантии по кредитам и т.п.);

· обеспечение закупок агропродовольственной продукции для государственных нужд исключительно на внутренних рынках, расширение закупок отечественной продукции компаниями с государственным капиталом;

· комплексная увязка программ социальной помощи отдельным группам населения с программами поддержки отечественных производителей агропродовольственной продукции (например, переключение региональных животноводческих дотаций на программы бесплатного питания в школах, больницах, других учреждения социального профиля);

· инициирование и поддержка союзов производителей в агропродовольственном секторе; формирование системы сертификации качественной отечественной продукции, проведение государственной кампании продвижения отечественной продукции.

Вторая группа мер представлена следующим перечнем:

· уменьшение доли государственных закупок в прямой и косвенной (товарные кредиты и проч.) форме, снятие межрегиональных торговых барьеров, сокращение мер воздействия на цены в продовольственной цепи (особенно региональными администрациями);

· сокращение государственных программ товарного кредита, взаимозачетов и других суррогатных форм связи агентов рынка;

· поддержание конкуренции на рынках, в том числе путем формирования эффективной системы рыночной информации, отмены всевозможных преференций государственным (или работающим по поручению государства) торговым посредникам.

Под мерами третьей группы имеется в виду следующее:

· государственные гарантии прав собственности на основные производственные факторы всех агентов продовольственной цепи (в первую очередь закрепление прав сельскохозяйственных производителей на землю, будь то арендные или собственнические права; увеличение сроков аренды и более широкое предоставление в собственность торговых помещений в оптовой и розничной торговле продовольствием, сокращение доли государственного участия в предприятиях перерабатывающей промышленности и проч.);

· создание системы гарантий выполнения контрактов (контрактов на поставку продукции, кредитных договоров и т.д.).

Четвертая группа мер предполагает следующее:

· преференционный режим ввоза технологий для пищевой и перерабатывающей промышленности в течение 1-2 лет;

· создание нового механизма льготного кредита в сельском хозяйстве путем использования средств Фонда льготного кредитования АПК для частичного (в пределах доступных средств) субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков для сельскохозяйственных производителей;

· поддержание коммерческих лизинговых операций в сельском хозяйстве путем их субсидирования за счет средств Лизингового фонда;

· правовое и организационное поддержание формирования машинных пулов и МТС (фирм по предоставлению услуг технологического характера в сельском хозяйстве).

И в завершение необходимо подчеркнуть, что необходимым условием формирования эффективной продовольственной цепи, безусловно, является макроэкономическая стабилизация в стране.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал