![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тип отвлеченного человека в романе И.С. Тургенева Рудин.
Роман Рудин. 1855 год. Классич образец раннего т. романа Антитеза между фактами и смыслом фактов. Аналитические стратегии, демонстрирующие свою неплодотворность. Герой как будто испытывает полярные эмоциональные состояния. Свадьба с Наталией Ласунской. Жизнь в истине-это формула немец мыслителей. Антагонисты немцы и французы. То, что в реальности взаимоисключает друг друга для Рудина - одно и то же. Абстрактность мышления - главная проблема Рудина. Он улавливает только лишь яркие черты> невозможность проявить себя в реальности.пребывает в мире неосущ возможностей. Именно поэтика символов помогает Тургеневу. Параллельности речевого события и реального события. Рудин - движущийся герой. Очень важна антитеза героев движущихся и героев, связанных с местом-''гнездом''.асе прочие персонажи привязаны к земле, жизнь же Рудина не сводится только лишь в физическом существовании. Его символ - птица. В финальной сцене романа вроде бы возникает возможность реализации для Рудина - смерть. Он умирает у Парижской коммуны. Смерть делает жизнь Рудина прожитой не зря.
портрет Рудина: «курчавый, смуглый, с лицом неправильным, но выра-зительным и умным, с живым блеском в быстрых, темно-синих глазах, с прямым широким носом и красно очерченными губами». В процессе переработки писатель допустил противоположную крайность: темные краски при описании героя были настолько сгущены, что Рудин предстал чуть ли не фанфароном и лицемером. Тургенев сам испугался своего героя и необъективности авторского отношения к нему и снова решил подвергнуть роман исправлению. Все эти переработки не могли не сказаться на идейном содержании и на композиции произведения, не могли не породить ряд противоречий в характере главного героя и в отношении к нему других персонажей23. Однако все противоречия как в характере Рудина, так и в оценке его деятельности следует рассматривать как отражение жизненных противоречий той поры, в противном случае Тургенев не соглашался бы с различными мнениями друзей. Вместе с тем нельзя сводить типический образ Рудина только к его прототипу Бакунину, ибо Рудин, как и всякий тип, значительно шире своего прототипа. В чем же противоречивость Рудина как типического героя 40-х годов? Рудин умен, талантлив, благороден, в нем не угас огонь любви к истине, он умеет зажечь этот огонь в других людях (Наталья, Басистое), с увлечением говорит о высоком призвании человека, о значении науки и просвещения, о будущем своего народа, критикует бесплодный скептицизм, клеймит позором малодушие и лень, любит музыку, ценит поэзию, красоту, готов всегда «жертвовать своими личными выгодами», обладает удивительной способностью схватывать в любой проблеме главное. Рудин честен, искренен в своих отношениях с Натальей Ласунс-кой, горяч и остроумен, находчив и непримирим в спорах с Пигасо-вым, которого разбивает в полемике по всем статьям, увлекает всех своим красноречием. «Рудин владел едва ли не высшей тайной — музыкой красноречия. Он умел, ударяя по одним струнам сердец, заставлять смутно звенеть и дрожать все другие. Иной слушатель, пожалуй, и не понимал в точности, о чем шла речь; но грудь его высоко поднималась, какие-то завесы разверзались перед его глазами, что-то лучезарное загоралось впереди» (С. 5, 229). Наконец, героическая, хотя, в сущности, и бесполезная, гибель Дмитрия Рудина на парижских баррикадах, рассказанная в эпилоге романа, свидетельствует о благородстве героя. Во всем этом сказались несомненные симпатии автора к мыслящим представителям передовой дворянской молодежи 40-х годов. И все же, несмотря на эти личные достоинства Рудина, заметно отличающие его от других представителей провинциального дворянского общества (Пандалевского, Пигасова, Дарьи Михайловны Ласун-ской), мы обнаруживаем в нем ряд отрицательных черт, которые не только являются следствием его отвлеченного воспитания как в дворянской семье, так и в кружке Покорского (Станкевича), но и свидетельствуют о том, что Тургенев как художник предощущал приближающееся социальное банкротство дворянства. Получив весьма широкое, но отвлеченное образование, Рудин оказался не готовым к практической деятельности. Он умел глубоко думать, горячо спорить, но не умел ничего делать, и это его неумение представлено Тургеневым как исторически обусловленная черта той части дворянской молодежи 30—40-х годов, которая была весьма далека от народа, ориентировалась на бакунинский радикализм, обернувшийся позднее беспочвенностью и бесперспективностью. Попытки Рудина действовать, приносить практическую пользу оказываются бесплодными: стремление сделать реку судоходной натолкнулось на протест владельцев мельниц и потерпело крах; из желания ввести агрономические преобразования в деревне ничего не вышло; педагогическая деятельность разбилась о косность гимназического начальства. И хотя общее направление деятельности Рудина было прогрессивным, практической пользы она не принесла. Тургенев объясняет это, во-первых, слабостью характера своего героя, его либеральной размагниченностью, робостью перед препятствиями, а во-вторых, историческими условиями русской действительности того времени. Русская действительность той поры не предоставляла благоприятной почвы для расцвета личности, для раскрытия ее богатейших возможностей, для применения тех сил, которые заключались в искреннем, горячем, зовущем вперед слове лучших представителей дворянской интеллигенции. Разлад высокоразвитой, одаренной личности с социальными условиями жизни порождал в среде либеральной дворянской интеллигенции так называемых «лишних людей», «умных ненужностей». Мучительно переживая этот разлад, передовые люди 40-х годов искали выход то в философии, то в искусстве. Они очень много читали, умели тонко воспринимать прекрасное в природе и в человеке, своим восторженным отношением к искусству увлекали других. Они превзошли своих дряблых и анемичных современников — уездных гамлетов и либеральных чулкатуриных хотя бы тем, что их горячее слово жадно слушала молодежь.
В романе «Рудин» Тургенев более объективно, чем в «Гамлете Щигровского уезда», оценивает деятельность философских кружков. Лежнев, а вместе с ним и Тургенев в романе «Рудин» как бы предостерегают против огульного отрицания всякой философии: «Нельзя же допустить, чтобы под именем философии нападали на всякое честное стремление к истине и к сознанию». Без знания философии истину не постигнуть во всей ее сложности. Все дело, вероятно, заключается в том, чтобы, не отрицая важности и необходимости философии, привести ее в соответствие с насущными, национальными потребностями жизни, чтобы русская жизнь освещалась передовыми философскими идеями, рожденными прежде всего на отечественной почве. В этом плане глубокий смысл приобретает критика Рудина Лежневым: «Несчастье Рудина состоит в том, что он России не знает, и это, точно. большое несчастье», — говорит Лежнев, но тут же добавляет, что «это не вина Рудина: это его судьба, судьба горькая и тяжелая, за которую мы-то уж винить его не станем». В романе «Рудин» Тургенев запечатлел ряд весьма оригинальных характеров русских дворян: это и знатная барыня, вдова тайного советника Дарья Михайловна Ласунская с ее непомерной «светской спесью» и эгоцентризмом; и отставной штабс-ротмистр Волынцев, весьма недалекий, хотя и честный человек, страдающий хронической стихобоязнью, типичный бирюк; это и женоненавистник Африкан Семенович Пигасов, неудачник в науке, желчный человек с элементами примитивного скептицизма; и, наконец, секретарь Дарьи Михайловны Пандалевский — льстец и подхалим, превзошедший самого Молчалина, умеющий вовремя умилиться и пролить слезу, разыграть смущение или польстить Дарье Михайловне — своей благодетельнице. Все эти лица составляют цвет уездного дворянского общества и «украшают» «салон» бывшей светской львицы Дарьи Михайловны Ласунской. На фоне этого «салона» выделяются и добрый восторженный юноша Басистое, который горячо воспринимает все слова Рудина и всей душой ненавидит Пандалевского, и чистая, искренняя и восприимчивая ко всему прекрасному Наталья Ласунская. Наталья по духовному развитию возвышается над миром Пигасо-вых и Пандалевских. Вопреки тепличному воспитанию мадам Бон-кур, она вдумчиво относилась ко всему происходящему вокруг, наряду с природной нежностью воспитала в себе силу и решительность характера. Наталья глубоко полюбила Рудина, и этой сначала тайной и робкой, а потом открытой любовью освещен каждый ее шаг, проникнуто каждое душевное движение. В отличие от Рудина, который «не в состоянии был сказать наверное, любит ли он Наталью, страдает ли, будет ли страдать, расставшись с нею», Наталья не сомневается в своем чувстве, верит в его силу и способность к самопожертвованию.
|