![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дворянское гнездо И.С. Тургенева: трагическая концепция жизни.
Роман построен по структуре трагедии. Оба ГГ предпочитают счатсью — долг. Сюжет подчинен логике трагедий. Долг в двух ипостасях представляют Лиза и Лаврецкий. Лаврецкий воспринимал долг как (научиться хорошо пахать). У Лизы долг религиозный (не только из-за личной жизни она уходит в монастырб, а чтобы отмолить грехи батюшки). В обоих случаях долг не обусловлен обществ устоями. Он обусловлен их желаниями выйти за рамки. Любовь в романе лишена темного эротизма. Любовь здесь возвышенное чувство, кот создает условия для транстендиционального бытия. Помещик Лем в контексте немец лит-ры. Любовь, чувство кот помогает человеку подняться над обыденностью. Любовь и долг возвышаются, но не соединяются. Уязвлена сторона любви. Долг приносит человеку возвышение. Любовь не подчинена человеч воле, человек не властен над своим счастьем. Он легко может лишиться его. Долг — более надежный путь. Лаврецкий и Лиза — аристократич культура. Но они ей не вполне соответствуют. В романе Тургенев воплощает истинную святую любовь. Герои ощущают себя чужими в своей среде. Дворянская культура — это культура личного счастья, кот не включает в себя требование долга. Люди, кот ставят себе задачу служить долгу, выходят за границы этой культуры. Культурн контекст влияет на судьбы героев. Лаврецкий был счастлив дважды. Сначала он женился на Варваре. Разрущенное счастье — вина обоих. Лаврецкий до жены выбрал категорию долга, это привело к разрушщению счастья. Варвара — порождение своей культуры. Она стремилась к счастью и была удовлетворена. Лаврецкий виновник — тот, кто вышел за пределы счастья, у Тургенева уже не возвращается. Образ Лизы Калитиной — огромное поэтическое достижение Тургенева-художника. Обладающая природным умом, тонким чувством, цельностью характера, Лиза преисполнена большой нравственной чистоты, доброжелательности к людям; она требовательна к себе, в трудные минуты жизни способна к самопожертвованию. Многие из этих черт характера сближают ее с пушкинской Татьяной, что неоднократно отмечала современная Тургеневу критика2'. Воспитанная с детства в религиозных традициях, Лиза глубоко религиозна. Ее привлекает в религии проповедь справедливости, любви к людям, готовности пострадать за других, принять на себя чужую вину, пойти на жертвы, если это потребуется. Лизе присущи сердечность, любовь к прекрасному и — что самое главное — любовь к простому русскому народу и ощущение своей кровной связи с ним. Лаврецкий возвращается из-за границы после разрыва с женой, утратив веру в чистоту человеческих отношений, в женскую любовь, в возможность личного счастья. Однако общение с Лизой постепенно воскрешает его былую веру во все чистое и прекрасное. Сначала, еше не отдавая самому себе отчета в своих чувствах к Лизе, Лаврецкий желает ей счастья. Умудренный своим печальным жизненным опытом, он внушает ей, что личное счастье превыше всего, что жизнь без него становится серой, тусклой, невыносимой. Лаврецкий убеждает Лизу искать личного счастья и сожалеет о том, что для него самого эта возможность уже утрачена. Потом, поняв, что он глубоко любит Лизу, и видя, что их взаимопонимание с каждым днем растет, Лаврецкий начинает мечтать о возможности личного счастья и для себя самого. Внезапное известие о смерти Варвары Павловны всколыхнуло его, окрылило надеждой на возможность перемены жизни, на счастье с Лизой. Тургенев не прослеживает в деталях возникновение духовной близости между Лизой и Лаврецким. Но он находит другие средства передачи этого быстро растущего и крепнущего чувства. История их взаимоотношений раскрывается как непосредственно в диалогах главных героев романа, так и с помощью тонких психологических наблюдений и выводов автора. Важную роль поэтизации этих взаимоотношений выполняет музыка Лемма. Под аккомпанемент страстных мелодий раскрываются лучшие движения души Лаврецкого, происходят самые поэтические объяснения героев романа. Эстетическую роль выполняет и пейзаж (достаточно вспомнить описание летней ночи в 34-й главе). Но блеснувшая для Лаврецкого надежда была призрачной: известие о смерти жены оказалось ложным. И жизнь со своей неумолимой логикой, со своими законами разрушила светлые иллюзии Лаврецкого. Неожиданный приезд жены поставил героя перед дилеммой: личное счастье с Лизой или долг по отношению к жене и ребенку. Продолжая считать высшим благом в жизни человека личное счастье, герой романа склоняется перед долгом. Лаврецкий тем самым признает, что обстоятельства иногда складываются так, что человек вынужден пожертвовать личным счастьем ради долга. Романом «Дворянское гнездо» Тургенев как бы подвел итог тому периоду своего творчества, который ознаменовался поисками положительного героя в среде дворянства.
|