Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Патриархальный мир в пьесах Л.П. Островского (Бедность не порок, Не в свои сани не садись, Не так живи, как хочется).






В 1853—1855 гг. Островский написал пьесы «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется». Он строит свои пьесы преимущественно на бытовом материале; быт у него является одновременно и источником конфликтов, и сфе­рой отражения национального жизненного уклада и мироощущения.

В соответствии с традициями народного театра действие пьес мос-квитячинского периода основано на четком конфликте, в них ясно выражена мораль, сформулированная в названиях, достаточно проста психология персонажей.

Воспевание патриархальности, русской старины, эпических харак­теров в соединении притчи и достоверности придало пьесе «Не в свои сани не садись» характер народного действа. Разорившийся барин отставной кавалерист Вихорев, аморальный и циничный, противопос­тавлен купцам Русакову и Бородкину как характерам идеальным.

Столкновение с культурой нового типа, которая оппозиционирует с западной аристократической культурой. Это столкновение разыгрывается на примере одной семьи. Дочь купца Дуня влюбляется в заезжего аристократа. В пьесе представлены основные традиции руской культуры, приоритет семейного начала. Патриархальная семья предполагает беспрекословное подчинение младших старшим, чувство ответственности, во всех грехах и поступках виновны старшие. Они должны их защищать, чувство ответственности становится основой для младшего поколения. Дуня даже не думает ослушаться отца. Сюжет пьесы наглядно демонстрирует купеческую культуру. Антитеза подлинного и фиктивного бытия. М лишен внутреннего определения. Человек, кот жонглирует словами, за которыми ничего не стоит. Переход между словом и делом естественен и прозрачен. Аристократы у Островского мошенники, традиционная культура — культура подлинных ценностей. В таком ракурсе этот конфликт разыгрывается в центре пьесы «Бедность не порок». Эти ценности прошлого в осзнании того, кто должен быть главой семьи. Богатый купец Гордей Торцов. Конфликт главы семьи с другими членами семьи:

1. Традиции патриархальной культуры выступают как эстетически совершенные. Ключевая форма бытия — праздник. Показывается отличительный характер культуры

2. Культура не знает возрастных ограничений, общая для всех сословий. Чувства человеческой общности не свойственны новой культуре. Торцов начинает делить людей. В его стремлениии быть благородным человеком он утрачивает свою власть. В кач-ве хранителя традиций автор Торцова абсолютизирует. Учителем жизни для Торцова становится Коршунов. Он оказывается наглядным свидетельством неприятности. Приметой буржуазной культуры является двойственность. Социальн маска Коршунова приятна человеку, но известно, что бывшую жену он извел до смерти придирками и ревностью. Внешне себя позиционирует с честным человеком, но на деле он тот, кто сколотил свое состояние напаивая богатых купцов.

3. с Любимом Торцовым связан сюжет блудного сына. Он отправился в Мск где жил в роскоши, но вскоре обнищал. Старший брат отказывается приняь брата, он становится нищим. Воспринимает это как науку. Ценность личного сознания индивид опыта. Для купеческого общества это аномалия. Но Торцов старший вытсупает как представитель высшей европейской культуры. Речь Любима насыщена цитатами. Единственный, кто в пьесе правильно употребляет слова. В патриархальном мире его роль маргинальна. Соотношения Любима Торцова и семьи Гордея Торцова — сопоставление двух типов культуры. Они бесконфликтны.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал