![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Утопическое начало в сюжетах Л.Н. Островского (Лес. Поздняя любовь, Сердце не камень).
Пьесы утопического характера Лес Поздняя любовь 1873 Сердце не камень 1880
Лес. Утопическая линия - не единственная. Утопичкская начало. Несчастливцев связан с театральностью. Жить - значит разыгрывать спектакль. Он исходит из абсолютной несводимости друг с другом мира театрального и мира актёра. Область применения спецэффектов ограничена. Один из утопических моментов - выход из мира театрального в мир реальный. В реальном мире - бОльшая приспособленность. Вексель - инструмент заражения любовью. Герой перерождается из игрока в благородного человека. Деньги - инструмент распространения любви и совершенствования человеческой природы. Деньги тяготеют к тем, кто способен на сильную любовь.
Сердце не камень. Эквивалентность денег и благодати. Завещает деньги нищим, а не молодой вдове, чтобы они молились за него. Ложную эквивалентность превращает в истину Вера Филипповна - вдова Коркунова. Ощущением нестабильности проникнута пьеса «Лес» (1871), в которой передан кризис помещичьих усадеб, нарисована картина возникновения новых семейных отношений, подчас уродливых и нелепых. «Лес» — первая пьеса Островского, в которой так серьезно зазвучали размышления автора об искусстве и людях искусства. Лири-ко-бытовой план здесь естественным образом переплетен с философ-ско-эстетическим, что и обусловило жанровую новизну произведения. В пьесе стихия игры сливается со стихией быта, театр — с прозой жизни, любовь — с пародией на любовь, мотив обогащения — с мотивом оскудения. Она переполнена антиномиями, которые поднимают ее на высокий уровень философских и социальных обобщений.
Поэтической задушевностью проникнута тема странствующих горемычных актеров, сцены свиданий в лунную ночь, мечтания Несчас-тливцева о своей труппе с трагической актрисой, которую он увидел в Аксюше. в «Лесе» высокое уживается с низким, трагическое со смешным. Своя символика есть и в самом сюжете: на лесной дороге, ведущей из Вологды в Керчь, встретились Счастливцев и Несчастливцев — комик и трагик. Два амплуа, две стороны жизни. Два начала пронизывают и жизнь усадьбы Пеньки: пятидесятилетняя вдова начинает с того, что пишет завещание, а кончает решением выйти замуж за молодого неуча. Буланов начинает с назойливых ухаживаний за Аксюшей, а в финале фактически становится хозяином усадьбы. В саду Гурмыжской почти одновременно происходят свидания барыни с Булановым, Счастливцева с Улитой, в которой встрепенулось некое подобие чувства; здесь же, в саду, рухнули надежды Аксюши на помощь Несчастливцева и едва не оборвалась жизнь девушки. С двух сторон раскрылась и семейная тема, соединив высокий драматизм и фарсовость. В пьесе события предельно сконцентрированы в пространстве и во времени: на глазах у зрителей происходят не просто перемены в жизни персонажей, а превращения, характерные для авантюрно-приключенческого жанра. Мотивы и художественные приемы, едва намеченные в более ранних пьесах Островского, в «Лесе» приобрели художественную и логическую завершенность и в дальнейшем нашли продолжение в пьесах Чехова.
|