Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Утопическое начало в сюжетах Л.Н. Островского (Лес. Поздняя любовь, Сердце не камень).






Пьесы утопического характера

Лес

Поздняя любовь 1873

Сердце не камень 1880

 

Лес. Утопическая линия - не единственная.

Утопичкская начало. Несчастливцев связан с театральностью. Жить - значит разыгрывать спектакль. Он исходит из абсолютной несводимости друг с другом мира театрального и мира актёра. Область применения спецэффектов ограничена. Один из утопических моментов - выход из мира театрального в мир реальный. В реальном мире - бОльшая приспособленность. Вексель - инструмент заражения любовью. Герой перерождается из игрока в благородного человека. Деньги - инструмент распространения любви и совершенствования человеческой природы. Деньги тяготеют к тем, кто способен на сильную любовь.

 

Сердце не камень.

Эквивалентность денег и благодати. Завещает деньги нищим, а не молодой вдове, чтобы они молились за него. Ложную эквивалентность превращает в истину Вера Филипповна - вдова Коркунова.

Ощущением нестабильности проникнута пьеса «Лес» (1871), в которой передан кризис помещичьих усадеб, нарисована картина воз­никновения новых семейных отношений, подчас уродливых и неле­пых. «Лес» — первая пьеса Островского, в которой так серьезно за­звучали размышления автора об искусстве и людях искусства. Лири-ко-бытовой план здесь естественным образом переплетен с философ-ско-эстетическим, что и обусловило жанровую новизну произведе­ния. В пьесе стихия игры сливается со стихией быта, театр — с прозой жиз­ни, любовь — с пародией на любовь, мотив обогащения — с мотивом оскудения. Она переполнена антиномиями, которые поднимают ее на высокий уровень философских и социальных обобщений.

Так, обобщенный художественный образ леса стал символом российской дремучести и непредсказуемости русского характера, дикости и жестокости. Но лес — это и символ красоты российской природы, многоголосия жизни, символ навсегда уходяще­го прошлого. Поэтому трактовать пьесу лишь как социально-бытовую комедию значит сузить ее содержание, поскольку в ней достаточно четко отражена историческая и культурная проблематика.

Поэтической задушевностью проникнута тема странствующих го­ремычных актеров, сцены свиданий в лунную ночь, мечтания Несчас-тливцева о своей труппе с трагической актрисой, которую он увидел в Аксюше. в «Лесе» высокое ужива­ется с низким, трагическое со смешным. Своя символика есть и в самом сюжете: на лесной дороге, ведущей из Вологды в Керчь, встре­тились Счастливцев и Несчастливцев — комик и трагик. Два амплуа, две стороны жизни. Два начала пронизывают и жизнь усадьбы Пень­ки: пятидесятилетняя вдова начинает с того, что пишет завещание, а кончает решением выйти замуж за молодого неуча. Буланов начинает с назойливых ухаживаний за Аксюшей, а в финале фактически стано­вится хозяином усадьбы. В саду Гурмыжской почти одновременно происходят свидания барыни с Булановым, Счастливцева с Улитой, в которой встрепенулось некое подобие чувства; здесь же, в саду, рух­нули надежды Аксюши на помощь Несчастливцева и едва не оборва­лась жизнь девушки. С двух сторон раскрылась и семейная тема, соединив высокий драматизм и фарсовость.

В пьесе события предельно сконцентрированы в пространстве и во времени: на глазах у зрителей происходят не просто перемены в жизни персонажей, а превращения, характерные для авантюрно-при­ключенческого жанра.

Мотивы и художественные приемы, едва намеченные в более ранних пьесах Островского, в «Лесе» приобрели художественную и логичес­кую завершенность и в дальнейшем нашли продолжение в пьесах Чехова.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал