Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Женский характер в пьесах Л.Н. Островского (Горячее сердце. Бесприданница).






Женский характер в драматических пьесах Островского

Горячее сердце

Бесприданница

Гроза

Снегурочка

 

1. Объединяет все 4 текста,

Лейтмотив застыаэвшего бытия, мир, в котором невозможно развитие. Павлин Павлинович Курослепов.

 

Атгаонист калновских порядков - кулигин. Огненный змей, которого запррягпют в петлицу.

Разыгрывал ту же ситуацию, что и Гроза, норе на былотхвом, а на мифологическом уровне. Ситуация кризиса, котораяхарактерризуетвнутренний мир этого произведения. Кризис связан с разрушенеим прежней реальности и недостроенности новой реальности. Религия представал носовой старого патриархального мира.

Любовь сменасяется её физическим эквивалентом. Появляется любовь к деньгам. Стуркрутная диспрропорция, проникающая в их мир.

Чужме - это вестники других миров. Появление существа из другого мира вызывает дисгармонию в жизни людей.

Мезгирь, как паукообразный персонаж, должен быть обитателем подземного мира

Аф лосев отпретимхл пше общин семантический уровень.

В «Горячем сердце» (1868) черты провинциального быта и поли­тической системы предельно заострены, переданы в форме буффона­ды. Многие стороны жизни приобрели в пореформенной провинции уродливые очертания. Семейные связи разрушились, семья утратила присущие ей ранее стабильность и надежность, перестала быть про­чным гнездом, хранилищем традиций и векового уклада.

Вакханалия беззакония и безумия во всем своем безобразии пред-стача в «Горячем сердце» как показатель неразберихи в социальной и политической жизни. В провинциальном городе Калинове городни­чий Градобоев судит не по законам («законов у нас много»), а «по душе, как Бог на сердце положит». Богатый купец Курослепов убеж­ден во всесилии капитала: «Нажил капитач, вот тебе и честь». Сняв с себя всякие заботы о делах, он ушел в беспробудное пьянство, как и богатый подрядчик Хлынов.

Горячим сердцем наделена Параша, дочь Курослепова. Решитель­ная, непокорная, норовистая, она страдает от попреков мачехи Мат­рены, мечтает о воле. Параша сама себе выбрала мужа, никому не позволив решать ее судьбу, — отдала предпочтение не Васе, готовому быть плясуном, песельником и шутом у Хлынова, а робкому, незащи­щенному и любящему ее Гавриле.

Сюжет, который мог бы развиваться как драматический, получает комедийную развязку (характерное для Островского соединение дра­матического и комического начал, проявившееся в «Бедной невесте», «Воспитаннице», в пьесах москвитянинского периода): Матрена и Наркис уличены в воровстве и измене, после скитаний возвращается домой Параша, Курослепов дает согласие на ее свадьбу с Гаврилой. Купеческая семья перестала быть домостроевской крепостью, рухну­ла и не приобрела новой формы.

Драма «Бесприданница» (1879) также стала одной из вершин дра­матургии Островского.

Каждый персонаж раскрыт с предельной достоверностью и убедительностью. Пьеса состоит из ряда крупных и значительных сцен, которые выстраиваются в соответствии с логикой положений и ситуаций. Центр произведения - судьба женщины.

В «Бесприданнице» представлен кусок русской жизни конца XIX столетия. Обедневшие дворяне Огудаловы, живущие в провинциаль­ном волжском городе Бряхимове, с трудом поддерживающие види­мость благополучия и светскости, богатые дельцы Кнуров и Вожева­тов, «блестящий барин из судохозяев» Сергей Сергеич Паратов, небо­гатый чиновник, «маленький человек» Карандышев, бродячий актер Робинзон, буфетчик, слуги, цыгане — таков состав действующих лиц драмы. Состав довольно пестрый, но точно отражающий приметы российской жизни того времени.

Пьеса необычна по композиции. В целом — это драма-кульмина­ция, ибо в ней запечатлен момент наивысшего напряжения в жизни главной героини Ларисы Огудаловой. Мучительные переживания «бесприданницы», душевный кризис вследствие длительной и непо­нятной для нее разлуки с Паратовым заставили девушку принять тя­желое для себя решение — стать женой неинтересного для нее и непривлекательного Карандышева. Лариса, явно идеализирующая Парато­ва, не видит его эгоизма и черствости и безоглядно идет за ним, нимало не сомневаясь в его благородстве.

«Бесприданница» — это пьеса о красивой, незаурядной девушке, оказавшейся в заурядном буржуазном окружении, которое смотрит на нее как на яркую, привлекательную вещь. Тема купли-продажи про­низывает все произведение, является основной и заявлена уже в са­мом начале драмы, когда идет разговор о «Ласточке», выгодно куп­ленной Вожеватовым у Паратова, об удовольствиях, за которые «пла­тить надо» (имеется в виду удовольствие бывать в доме Огудаловых), о том, что хорошо бы с Ларисой Дмитриевной прокатиться в Париж на выставку, и о том, что эта женщина создана для роскоши и ей, как дорогому бриллианту, требуется дорогая оправа. Все реплики относи­тельно Ларисы брошены не случайно, они получают развитие, и в финале раскрывается их подлинно драматический смысл.

В Ларисе нет той цельности и внутренней силы, какая чувствова­лась в Катерине Кабановой. Душа ее мечется между мечтой о чистой любви, о благородном женихе, между стремлением любить людей, жить по законам чести, по нормам морали, принятой в дворянской среде, и — способностью к нравственному компромиссу. В слабости героини отражены черты времени, практичного и жестокого.

Одиночество Ларисы драматург подчеркивает неожиданным при­емом: героиня умирает под «громкий хор цыган». Перед смертью она воспринимает выстрел Карандышева как благо, как избавление от страданий. Под звуки цыганской песни Лариса говорит о любви к людям и посылает прощальный поцелуй. В начале пьесы дом Огуда­ловых сравнивался с табором, завершается пьеса таборной песней.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал