Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Женский характер в пьесах Л.Н. Островского (Горячее сердце. Бесприданница).
Женский характер в драматических пьесах Островского Горячее сердце Бесприданница Гроза Снегурочка
1. Объединяет все 4 текста, Лейтмотив застыаэвшего бытия, мир, в котором невозможно развитие. Павлин Павлинович Курослепов.
Атгаонист калновских порядков - кулигин. Огненный змей, которого запррягпют в петлицу. Разыгрывал ту же ситуацию, что и Гроза, норе на былотхвом, а на мифологическом уровне. Ситуация кризиса, котораяхарактерризуетвнутренний мир этого произведения. Кризис связан с разрушенеим прежней реальности и недостроенности новой реальности. Религия представал носовой старого патриархального мира. Любовь сменасяется её физическим эквивалентом. Появляется любовь к деньгам. Стуркрутная диспрропорция, проникающая в их мир. Чужме - это вестники других миров. Появление существа из другого мира вызывает дисгармонию в жизни людей. Мезгирь, как паукообразный персонаж, должен быть обитателем подземного мира Аф лосев отпретимхл пше общин семантический уровень. В «Горячем сердце» (1868) черты провинциального быта и политической системы предельно заострены, переданы в форме буффонады. Многие стороны жизни приобрели в пореформенной провинции уродливые очертания. Семейные связи разрушились, семья утратила присущие ей ранее стабильность и надежность, перестала быть прочным гнездом, хранилищем традиций и векового уклада. Вакханалия беззакония и безумия во всем своем безобразии пред-стача в «Горячем сердце» как показатель неразберихи в социальной и политической жизни. В провинциальном городе Калинове городничий Градобоев судит не по законам («законов у нас много»), а «по душе, как Бог на сердце положит». Богатый купец Курослепов убежден во всесилии капитала: «Нажил капитач, вот тебе и честь». Сняв с себя всякие заботы о делах, он ушел в беспробудное пьянство, как и богатый подрядчик Хлынов. Горячим сердцем наделена Параша, дочь Курослепова. Решительная, непокорная, норовистая, она страдает от попреков мачехи Матрены, мечтает о воле. Параша сама себе выбрала мужа, никому не позволив решать ее судьбу, — отдала предпочтение не Васе, готовому быть плясуном, песельником и шутом у Хлынова, а робкому, незащищенному и любящему ее Гавриле. Сюжет, который мог бы развиваться как драматический, получает комедийную развязку (характерное для Островского соединение драматического и комического начал, проявившееся в «Бедной невесте», «Воспитаннице», в пьесах москвитянинского периода): Матрена и Наркис уличены в воровстве и измене, после скитаний возвращается домой Параша, Курослепов дает согласие на ее свадьбу с Гаврилой. Купеческая семья перестала быть домостроевской крепостью, рухнула и не приобрела новой формы. Драма «Бесприданница» (1879) также стала одной из вершин драматургии Островского. Каждый персонаж раскрыт с предельной достоверностью и убедительностью. Пьеса состоит из ряда крупных и значительных сцен, которые выстраиваются в соответствии с логикой положений и ситуаций. Центр произведения - судьба женщины. В «Бесприданнице» представлен кусок русской жизни конца XIX столетия. Обедневшие дворяне Огудаловы, живущие в провинциальном волжском городе Бряхимове, с трудом поддерживающие видимость благополучия и светскости, богатые дельцы Кнуров и Вожеватов, «блестящий барин из судохозяев» Сергей Сергеич Паратов, небогатый чиновник, «маленький человек» Карандышев, бродячий актер Робинзон, буфетчик, слуги, цыгане — таков состав действующих лиц драмы. Состав довольно пестрый, но точно отражающий приметы российской жизни того времени. Пьеса необычна по композиции. В целом — это драма-кульминация, ибо в ней запечатлен момент наивысшего напряжения в жизни главной героини Ларисы Огудаловой. Мучительные переживания «бесприданницы», душевный кризис вследствие длительной и непонятной для нее разлуки с Паратовым заставили девушку принять тяжелое для себя решение — стать женой неинтересного для нее и непривлекательного Карандышева. Лариса, явно идеализирующая Паратова, не видит его эгоизма и черствости и безоглядно идет за ним, нимало не сомневаясь в его благородстве. «Бесприданница» — это пьеса о красивой, незаурядной девушке, оказавшейся в заурядном буржуазном окружении, которое смотрит на нее как на яркую, привлекательную вещь. Тема купли-продажи пронизывает все произведение, является основной и заявлена уже в самом начале драмы, когда идет разговор о «Ласточке», выгодно купленной Вожеватовым у Паратова, об удовольствиях, за которые «платить надо» (имеется в виду удовольствие бывать в доме Огудаловых), о том, что хорошо бы с Ларисой Дмитриевной прокатиться в Париж на выставку, и о том, что эта женщина создана для роскоши и ей, как дорогому бриллианту, требуется дорогая оправа. Все реплики относительно Ларисы брошены не случайно, они получают развитие, и в финале раскрывается их подлинно драматический смысл. В Ларисе нет той цельности и внутренней силы, какая чувствовалась в Катерине Кабановой. Душа ее мечется между мечтой о чистой любви, о благородном женихе, между стремлением любить людей, жить по законам чести, по нормам морали, принятой в дворянской среде, и — способностью к нравственному компромиссу. В слабости героини отражены черты времени, практичного и жестокого. Одиночество Ларисы драматург подчеркивает неожиданным приемом: героиня умирает под «громкий хор цыган». Перед смертью она воспринимает выстрел Карандышева как благо, как избавление от страданий. Под звуки цыганской песни Лариса говорит о любви к людям и посылает прощальный поцелуй. В начале пьесы дом Огудаловых сравнивался с табором, завершается пьеса таборной песней.
|