Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деви-махатьяма






Концепция шакти — Женского Начала Мироздания — одна из самых архаичных в мировой культуре. Ее истоки, без сомнения, восходят к эпохе матриархата. Однако до нынешних времен дошли либо осколки древнего мировоззрения в виде неуничтожимых мифологем и образов-символов, либо же, напротив, позднейшие наслоения в виде философских или религиозных тектов, а также в форме эзотерическо-сексуальной практике тантризма. Одними из первоначальных смыслов понятия тантра были “прялка”, “пряжа” и другие результаты процесса прядения, что указывает на связь с древнейшей богини (или богинь) Судьбы — пряхи прядущей нить жизни каждого человека. В современном понимании данная мифологема имеет как биосферные, так и ноосферные аспекты. По древнейшим представлениям индоевропейцев, человеческое существование не что иное, как нить жизни, что прядет богиня судьбы (у многих народов их три: мойры — у эллинов, парки — у римлян, норны — у скандинавов). А нить рождается как вытянутое спиралью льняное волокно или шерсть, скрученные при прядении. Спираль — только беспорядочную — образуют и нити в клубке. Недаром он несет столь значимую магическую нагрузку в русском фольклоре, особенно в волшебных сказках, помогая герою в преодолении самых непреодолимых препятствий.

Сохранились подробные сведения о воистину космической деятельности богинь Судьбы. По представлениям древних греков, лучи света соединяют небесный свод и землю. Здесь висит сияющее веретено Ананки-Необходимости — первооснова всего Мироздания. Его вращают тридочери Ананки —мойры: Лахесис (Дающая жребий) воспевает прошлое, Клото (Прядущая) — настоящее, Атропос (Неотвратимая) — будущее. Они-то и распоряжаются участью людей — как при жизни, так и после смерти, вручая им заранее уготовленный жребий

Русские мифологи (И.П.Боричевский, А.Н.Афанасьев) проиллюстрировали это на примере языческих верований литовцев. По их представлениям главная Богиня Судьбы — Верпея (переводится " Пряха") восседает на небесном своде и прядет нить человеческой жизни, привязав ее конец к звезде. Когда же приходит смертный час, Верпея перерезает нитку, и звезда гаснет. По убеждениям многих индоевропейских народов, у каждого из нас на небе своя звезда. Она нарождается, когда человек появляется на свет и исчезает (или " падает"), когда обрывается нить жизни и индивид умирает. На Русском Севере вообще полагали: на небе ровно столько звезд, сколько людей на земле.

Однако у литовцев в старину насчитывалось не одна, а семь судьботкущих Богинь. Первая — Верпея — прядет нить жизни из кудели; другая мотает выпряденные нити и делает из них основу; третья ткет холст; четвертая поддерживает своих сестер песнями и байками, а когда те очаровываются, портит их работу (отчего на человека обрушиваются беды, болезни и неудачи); пятая, напротив, противодействует четвертой и направляет жизнь человека к лучшему; шестая обрезает холст, когда человек умирает; седьмая стирает изготовленную ткань и вручает ее Верховному Судье. Из сотканного холста изготовляется рубашка, на которой написана вся история жизни умершего, и его душа облачается в нее навечно.

Похожие представления бытовали и у народов иных культур и традиций. Так, на Африканском континенте из дагомейской мифологии известна Великая богиня Минона — покровительница, женщин, занимающихся прядением, и ее божественная дочь отвечающая за судьбу людей. На севере Евразии эвенки представляли Судьбу — Маин — как невидимую нить, идущую от головы каждого человека к Небу. У тех же эвенков, а также долган разрыв такой нити означает смерть. У нганасан нить жизни отождествляется с солнечным лучом, а ее разрыв (и соответственно — смерть человека) осуществляется Луной. Архаичные представления о прядущей Богине сохранились и у саамов, — быть может, единственного коренного народа Севера, у которого по сей день существуют четко выраженные матриархальные отношения. В саамской семье женщина всегда занимала главенствующее положение, а мужчине отводилась более скромная роль — работника и добытчика.

По народным представлениям, смерть — обрыв нити жизни. Потому-то столь трепетным было во все века у всех народов отношение к богине судьбы, прядущей нити человеческих жизней, — Вечной Пряхе, по словам Александра Блока. Ее предначертания “кажут Солнцу путь”, ей подвластны сами боги, бессильные изменить уготованное Судьбой. От древнего языческого мировоззрения по сей день сохранились в русском обиходе выражения: “нить жизни”, “нить судьбы”, “узловой момент”, “завязка”, “развязка”. Сюда же примыкают “повитуха”, “повивальная бабка” (от слова “вить”), которая перевязывала повитью (скрученной нитью) пуповину новорожденного, соединяя его тем самым с космической нитью жизни. Прялку и веретено как приспособления для скручивания спираленитей можно смело назвать первой моделью Космоса. Вспомним: многие русские прялки изукрашены резьбой и рисунками Вселенной. Солнца. Луны. звезд, их символического движения по небосклону. Народный космизм породил впоследствии и серьезные философские обобщения. Так, в “Государстве” — произведении великого Платона — подробно описывается мироздание в виде светового веретена ноосферной богини Ананки (Необходимости).

В борьбе с язычеством деревянные идолы сжигались, а каменные дробились. Не много осталось сколь-нибудь достоверных изображений древнерусских дохристианских богов. Однако новая религия была вынуждена не только искоренять старую, но и приспосабливаться к ней. Так пережили тысячелетия многие архаичные праздники: Коляда, Святки. Масленица, Ярило, Купало, Семик и другие, уходящие своими корнями в древнейшие пласты общеславянских и общеиндоевропейских ритуалов. Сам образ древнерусской богини судьбы не исчез бесследно. В киевском Софийском соборе сохранилось изображение Богородицы с веретеном, вне всякого сомнения, навеянное более ранними дохристианскими представлениями о Небесной Пряхе и Великой Праматери.

Но вернемся к космически запрограммированной женской сексуальной потенции — шакти, которая, согласно древнейшему доиндоевропейскому мировоззрению, содержится в каждом атоме Вселенной, в каждой точке пространства и времени, в каждой человеческой клетке. Даже в мужской, ибо по тантрическому учению внутри каждого мужчины “сидит” женщина — в виде внутренней женской энергии. Она располагается вдоль позвоночного столба, поднимаясь от половых органов к голове — и выше, обеспечивая при этом не только мужскую сексуальность, но также мужскую силу и жизнеспособность в целом (рис. 41). Эта женская потенция, содержащаяся внутри всего живого и питающаяся космической энергией Мироздания, в основе которого также заложено Женское Начало, — получило название Кундалини, что означает “змеиная сила”. Соответственно и символом Кундалини является свернутая спиралеобразно змея с головами на обоих концах (рис. 42). В одном из священных текстов говорится:

“Великая богиня Кундалини, первородная энергия “Я” спит в области половых органов тела. Она имеет форму весьма похожую на змею, имеющую три с половиной витка. До тех пор, пока она остается спящей, индивидуальная душа (Джива) ограничена и истинное знание не пробуждается. Но так же, как нужный ключ отпирает конкретную дверь, так Хатха-йога отпирает дверь Кундалини, позволяя “Я” испытать Брахму и достичь Освобождения”.

По тантрической традиции, Кундалини как “внутрення женщина” может действовать положительно или отрицательно, творчески или разрушительно. Соответственно направляется и энергия людей. Лишь в любовном экстазе достигается полная гармония: постепенно разгораясь, как огонь в очаге, пламя любви охватывает и зажигает влюбленных, черпая энергию и непрерывно подпитываясь ей непосредственно из Космоса. Искусство и культура любви во многом зависит от того, насколько любовные партнеры умеют управлять Кундалини точнее — плыть в ее всеохватывающем потоке. Как говорят тантристы: “Нет ничего ни в этом мире, ни в следующем, что лежало бы вне власти Кундалини”.

Существуют и более конкретные рекомендации. Не касаясь деталей многочисленных восточных наставлений о любви и эротике, отмечу только самое общее. Тантрические трактаты рекомендуют постоянно представлять Кундалини как прекрасную обнаженную женщину, исполненую чувственной страстью и завлекающую в свою объятия любовника. Важно постоянно думать о ней, разговаривать с ней, угадывать ее тайные желания, тогда и она идет навстречу тому, кто жаждет экстатического вдохновения. Необходимо не только как можно явственней и подробней представить этот образ (к тому же не застывшим, а в движении), рожденный где-то в самых глубоких тайниках ноосферы, но и проникнуться ее всемогущей Мудростью-энергией. (Нетрудно увидеть, что христианские мистики обращают внимание только на последний аспект вселенского Женского Начала, идентифицируя его с Софией-Премудростью; все остальные и не менее важные аспекты считаются как бы не существующими). Кундалини всегда стремится вознести человека к высотам Космического Всеединства.

Биосферный аспект космосексуальной проблематики явственно обнаруживается в разработке так называемой пренатальной (предродовой) темы. Еще в середине ХХ века американский ученый Нандор Фодор в своих известных работах “Травма рождения” и “Поиски возлюбленного” доказал, что в подсознании взрослых людей хранится глубинная память об их внутриутробном и зародышевом существовании, а также о появлении на свет и участии в самом акте родов, являющихся нестерпимо болезненными не только для матери-роженицы, но и для новорожденного младенца. В самом же последующем и бессознательном припоминании взрослого человека биосферные и ноосферные моменты уже как бы сливаются воедино. Но не только подсознание сохраняет память о появлении на свет: у меня есть хороший знакомый, который помнит об акт своего рождения — не во всех подробностях, конечно, зато в наиболее существенных деталях — уж точно.

Известный специалист по индоевропейской мифологии Ф.Б.Я. Кёйпер пошел еще дальше. Опираясь на исследования голландских психотерапевтов, он высказал предположение, что в глубинах человеческой памяти таится воспоминание и об акте зачатия, то есть о слиянии мужского сперматозоида с женской яйцеклеткой, а также о пребывании как в раздельном (гаметном), так и слитном (зиготном) состоянии. Более того, именно данное воспоминание как архетип коллективного бессознательного породило, в конечном счете, мифологему космического яйца — первоисточника Мироздания, богов и людей. Как вдохновенно описывается в “Калевале”, отразившей архаичные представления не только финно-угорских, но и других народов земли:

Из яйца, из нижней части,

Вышла мать-земля сырая;

Из яйца, из верхней части,

Встал высокий свод небесный,

Из желтка, из верхней части,

Солнце светлое явилось;

Из белка, из верхней части,

Ясный месяц появился;

Из яйца, из пестрой части,

Звезды сделались на небе;

Из яйца, из темной части,

Тучи в воздухе явились…

(Перевод Леонида Бельского)

Древние уделяли большее внимание сексуально-эротической стороне вселенского Женского Начала. Его ноосферный аспект выдвинулся на передний план значительно позже и связан с культом Софии Премудрости Божьей. Данному вопросу будет посвящена следующая глава. Сейчас же хотелось обратить внимание вот на что. Логика ноосферы не совпадает с человеческой в том смысле, как она понимается в аристотелевой и современной математической логике. Безусловно, у ноосферы имеется собственная логика, ели под таковой понимать закономерности развития и функционирования самой ноосферы и механизмы ее взаимодействия с неноосферным миром. Вместе с тем в ноосфере доминирует Женское Начало, которое, имея свою особую логику, которая, вне всякого сомнения, отражается и в мышлении живых женщин. Именно поэтому пресловутая “женская логика” отличается от традиционной. Весь вопрос в том — какая из них ближе к истине?..

Впрочем, для умственного и интуитивного проникновения в ноосферу и постижения ее неисчерпаемых информационных богатств какой-то особой и тем более исключительной рациональности не требуется. Быть может именно поэтому женщины входят в контакт с алогической ноосферной реальностью быстрее чем мужчины, однако последние проникают в нее глубже. Так что недостаточная развитость логического мышления у женщин в данном случае скорее плюс чем минус. По большому счету ноосфере вообще нет дела до человека: она живет своей особой жизнью, исходя из собственных целей и закономерностей (о которых пока что можно только догадываться). Но! Она находится в постоянном контакте с людьми и в случае необходимости может вмешиваться в неблагоприятный ход событий.

В данной связи неизбежен и вполне естественен вопрос: чем же вообще отличается ноосфера от человеческого разума? Думается главное отличие в том, что в ноосфере отсутствуют абстракции как таковые, включая и математические. Абстрактное мышление присуще исключительно людям, а разного рода абстракции — продукты исключительно спекулятивного разума. Не удивительно, что нам не снятся абстрактные сны (а исключительно конкретные), ибо сновидения рождаются под воздествием био- и ноосферы, где абстракциям попросту нет места. Абстракции — инструменты индивидуального мышления, с помощью которых оно пытается постичь целостность. Для ноосферы подобная проблема просто не существует. ибо она сама и есть целостность.

Естественно, женское начало действенно лишь в неразрывной гармонии с началом мужским. Космическая диалектика мужского и женского начал была особенно подробно конкретизирована в древнекитайской философии — в дуализме энергопорождающих первоэлементов инь и ян (рис. 43) (известно, существование их одного без другого невозможно в принципе):

“Желтый император обратился с вопросом к Чистой деве: “Мое дыхание-ци стало слабым, потеряло гармонию. Нет в сердце радости. Организм постоянно страшится каких-то опасностей. Что можно поделать в этом случае? ” Чистая дева отвечала: “Такое ослабление организма наступает у всех людей, когда они нарушают путь соединения инь и ян. Ведь женщина преодолевает мужчину, как вода преодолевает огонь. <...> Если знаешь путь соединения инь и ян, то сможешь получить все пять видов удовольствия. А если не владеешь этим искусством, то жизнь твоя прервется раньше отпущенного ей срока”.

Су-нюй цзин (Канон Чистой девы)

Одним словом, как спустя много тысяч лет и несколько натуралистично выразился В.В. Розанов: “Весь мир в сущности фалличен и вульвичен”. Разделение космической энергии на два противоположных начала было присуще и древнегреческой философии. По воззрениям Эмпедокла всюду в мире царят Любовь и Раздор (Вражда):

Властвуют поочередно они во вращении круга,

Слабнут и вновь возрастают, черед роковой соблюдая.

Ибо все те же они, проницая, однако, друг друга,

Образ людей и животных различных пород принимают.

То, Любовью влекомые, сходятся в стройный порядок,

То ненавистным Раздором вновь гонятся врозь друг от друга,

Чтобы в единое целое снова затем погрузиться...

Согласно греческой мифологии, одной из главных первопотенций Мироздания выступает всепронизывающий Эрос, “прекраснейший из всех вечных Богов”:

Сладкоистомный — у всех он Богов и людей земнородных

Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал