![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Карьера в области связей с общественности
Итак, какие навыки и знания могут потребоваться работодателю? Очевидно, что если речь идет о начальном уровне профессии, то работодатели будут заинтересованы в человеке, который сможет по приходу на свое первое место работы грамотно написать пресс-релиз или заготовку для статьи и кого не придется дополнительно обучать навыкам подобного рода. Как показывает проведенный в Великобритании социологический опрос практикующих специалистов по связям с общественностью, главным требованием для соискателей является умение писать тексты (особенно тексты для СМИ), а также навыки межличностного общения {Harrison and Yeomans, 1999). Эти данные подтверждают результаты социологического опроса, проведенного в США (Bahk, 1992), которые свидетельствуют о том, что при найме на работу выпускников вузов работодатель прежде всего обращает внимание на их литературные навыки, затем на такие коммуникационные навыки, как владение речью, рациональное мышление, а также умение работать со СМИ. Это объясняет, почему выпускники журналистских факультетов так часто получают предложения о работе в сфере связей с общественностью (иногда даже чаще, нежели выпускники собственно PR-специальностей). Один из работодателей выразился по этому поводу следующим образом: И все же я не возьму на работу человека без диплома о высшем образовании, а также я не стану брать никого прямо из университета, кто не имеет опыта работы даже в университетской газете или в университетском отделе по связям с общественностью. Если бы вы управляли бейсбольной командой, разве стали бы вы брать человека, который изучал спорт, но никогда не играл? (Bahls, 1992) Очевидно, что любой из начинающих соискателей рабочего места в сфере связей с общественностью должен уметь продемонстрировать свои навыки, а также (желательно) некоторый опыт литературной работы. Университетские программы по связям с общественностью, например те, что читаются в университете Лидса (Leeds Metropolitan University — LMU) или в университете Борнмута (Bournemouth University), предоставляют студентам возможность получить опыт практической работы или путем прохождения годичной практики в качестве интерна в одном из PR-агентств, или в одном из внутрикорпоративных отделов по связям с общественностью Великобритании, или же, как в случае с программой по связям с общественностью и языкам для бакалавров университета Лидса — в одной из европейских стран. Как правило, выпускники Лидса покидают университет, имея на руках порт-фолио, в котором собран опыт их университетской работы и который помогает потенциальным работодателям оценить, на что способны их будущие сотрудники. PR: примеры из практики 10.2 PR-образование ЭДРИАН ЛЕЙТОН (ADRIAN LEI6HT0N): HERTZ EUROPE
Эдриан был в числе первых выпускников университета Борнмута 1993 г., и уже в начале 1994 г. его первым рабочим местом стала должность исполнительного сотрудника в Paragon Golin/Harris. Затем он перешел на должность управляющего в компанию Edelman, а в настоящее время работает в должности PR-менеджера компании Hertz Europe. По словам Эдриана: «И хотя я не стал бы утверждать, что обладание диплома о PR-образовании имеет принципиальное значение для получения работы, однако PR-образование предоставляет вам преимущество владения такими базовыми навыками, как, например, умение писать пресс-релизы, которое, безусловно, будет полезно в начале вашей практической деятельности». Эдриан также добавляет, что лишь совсем недавно он понял главную пользу от своего университетского образования: «Все больше и больше я понимаю, насколько полезной для меня оказалась та часть университетского курса, в которой речь шла о проблемах общественного мнения, о влиянии и убеждении. Чем выше вы поднимаетесь по своей профессиональной лестнице, тем более полезными оказываются для вас эти навыки». (Источник: PR Week, 1999c)
Несмотря на то, что в последнее время выпускников с дипломами о PR-образовании становится все больше и больше, существует огромное множество рабочих мест для тех, кто только входит в эту профессию. В Великобритании существует оживленный рынок труда, на котором выступают 2300 PR-агентств, а также {по данным газеты «The Times») 1000 компаний, имеющих свои собственные внутренние отделы по связям с общественностью. Кроме того, многие организации общественного и добровольного сектора (такие, как правительственные органы, полиция, органы здравоохранения, благотворительные организации, вооруженные силы, а также группы давления) также принимают на работу специалистов по связям с общественностью (LMU, 1998). В связи с быстроразвивающейся экономикой благоприятный рынок труда складывается и в США. Можно отметить некоторый недостаток специалистов по связям с общественностью, которые могли бы специализироваться в таких сферах, как информационные технологии, финансовый сектор, а также этические проблемы здравоохранения (PR Week, 1999c).
PR: примеры из практики 10.3 PR-образование МАРК БАТТОН (MARK BUTTON): МЕНЕДЖЕР ПО КОРПОРАТИВНЫМ КОММУНИКАЦИЯМ, КОМПАНИЯ CLARANET
Перед получением университетского диплома о PR-образовании Марк работал в области управления розничной торговлей. Он полагал, что PR-образование поможет ему в развитии таких навыков, как аналитическая работа, дизайн, литературная работа, ведение переговоров и проведение презентаций. Кроме того, по мнению Марка, связи с общественностью «действительно стали приобретать то значение (в Великобритании), которое они имеют в США, становясь частью совета управления компаний. Это быстро развивающаяся отрасль экономики. Ну и, прежде всего, это ИНТЕРЕСНО». В 1996 г. Марк получил свой диплом и сразу же получил работу в «Институте связей с общественностью» (Institute of Public Relations – IPRJ) в Лондоне в качестве PR-сотрудника, в обязанности которого входила организация и проведение специальных мероприятий. По оценке Марка, эта работа, в ходе которой он имел возможность встречаться и учиться у самых влиятельных фигур из мира связей с общественностью, а также организовывать вечернюю программу семинаров, оказалась «превосходным учебным опытом». Через некоторое время Марк ушел из IPR и стал работать в PR-агентстве Vousden Levick Publicity менеджером, где в его обязанности входило написание предложений и планов, а также PR-поддержка бизнеса; а в настоящее время он является менеджером по коммуникациям в крупнейшей интернет-компании Великобритании, предоставляющей провайдерские услуги — ClaraNet. Марк считает, что связи с общественностью — это «великолепная профессия — интересная, динамичная, обладающая, хотя и весьма расслабляющей, но в то же время в высшей степени продуктивной атмосферой. В настоящее время это безусловно одна из лучших профессий». По имению Марка, его PR-образование очень помогло ему определиться с выбором своего места в сфере связей с общественностью. «Приход в данную сферу профессиональной деятельности был одним из 5 наиболее удачных решений в моей жизни. Эта работа требует от меня больших.усилий, ее трудно назвать эффектной, но когда вы видите репортажи центральной прессы, подготовленные на основе ваших материалов, или вашего клиента в телевизионной программе, вы получаете удовлетворение от вашей работы. Кроме того, PR-сообщество достаточно замкнуто, и если вы приложите необходимые усилия, вы сможете найти множество путей для своего карьерного продвижения. (Источник: электронное письме Март Баттона автору книги, 17 мая 1999 г.)
Продвижение по профессиональной лестнице требует от специалиста по связям с общественностью не только начальных навыков работы, но также и способностей руководить и управлять другими людьми, способности управлять бюджетом, а также умения подготовить, провести и применить на практике результаты исследовательской работы. Безусловно, навыки литературной работы и маркетинговой поддержки бизнеса не теряют своего значения. Однако в качестве одного из наиболее важных профессиональных качеств для успешной карьеры следует назвать навыки лидера, способность мыслить стратегически и грамотно решать проблемы, способность эффективно управлять людьми.
|