Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Теории поведения человека в организации
1. Понятие организационного поведения. Основное содержание организационного поведения, его влияние на управленческие процессы и конкретные проявления результатов. 2. Характеристика моделей организационного поведения. 3. Предпосылки зарождения организационного поведения. Школа научного менеджмента. Классическая школа управления. Производственная психология и школа человеческих отношений. Школа поведенческих наук. Развитие теорий организационного поведения на современном этапе. 4. Поведенческие ресурсы управления. Модель управленческих ориентации руководителя. Управление поведением клиентуры. Целевая направленность поведения. Литература: основная [ 1], [ 3 ], [ 6], [ 7], [ 11], [ 13]; дополнительная [23 ], [37], [40], [54]. Практические задания: 1. Упражнение «Цели изучения организационного поведения» [14, С.31]. 2. Мини-кейс «Отечественные научно-практические традиции исследования организационного поведения» [8, С.36-46]. 3. Тестовое задание «Этика организационного поведения» [13, С. 29-30]. Вопросы для самоконтроля: 1.Что такое организационное поведение? Каковы его основные цели и задачи? 2.Как наука «Организационное поведение» соотносится с менеджментом, теорией организации, психологией, социологией и другими дисциплинами? 3.Почему философия и видение организации включены в систему организационного поведения? Приведите пример организационного видения, о котором Вы читали или слышали. 4.Как философия, так и видение представляют собой достаточно абстрактные понятия. Как донести их содержание до работников? 5.С какими проблемами менеджмента в настоящее время сталкиваются компании в разных странах? 6.Как структурные изменения экономики отдельных стран влияют на поведение людей в организации? 7.Как изменился характер рабочей силы в России за последнее десятилетие? 8.Охарактеризуйте основные элементы, входящие в сферу организационного поведения. 9.Сформулируйте понятие «система организационного поведения». 10.В чем состоят различия между фактическими и ценностными предпосылками? Каково их влияние на менеджеров? 11.Рассмотрим организацию, в которой вы работаете (учитесь). Какой модели организационного поведения (ОП) придерживается руководитель организации? 12.Сравните четыре модели ОП между собой. Что у них общего? Чем они отличаются друг от друга? 13.Обсудите поддерживающую и коллегиальную модели ОП. Почему поддерживающая и коллегиальная модели организационного поведения распространены, прежде всего, в высокоразвитых странах? 14.В каком направлении, по вашему мнению, развиваются модели организационного поведения? 15.Почему менеджеры должны изучать, уметь анализировать и прогнозировать поведение людей в организации? 16.Каковы основные предпосылки зарождения организационного поведения как самостоятельного научного направления исследований? 17.Раскройте связь различных школ управленческой мысли и моделей организации. 18.Охарактеризуйте взгляды на проблемы управления представителей школы научного менеджмента. 19.На что обращали внимание критики тейлоризма? 20.Что явилось основным объектом внимания представителей школы административного управления? 21.Что нового в науку об управлении внес создатель теории административного управления? 22.Сравните взгляды Ф. Тейлора, М. Вебера и X. Манстенберга на проблемы управления. 23.В чем заключаются особенности школы человеческих отношений? 24.Почему ученые разных стран придают большое значение результатам Хоторнских исследований? 25.Насколько теория патернализма актуальна в наши дни? Сталкивались ли Вы с ее проявлениями на практике? 26.В чем суть принципа «поддерживающих взаимоотношений», предложенного Р. Лайкертом? 27.Сформулируйте основные различия в подходах к оценке потенциальных возможностей производственного коллектива в свете теорий X и Y. 28.Обсудите понятие «тихая управленческая революция». Почему данная система взглядов получила широкое распространение? 29.Каковы основные направления развития теории организации и подходов к управлению в нашей стране?
|