![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвовСтр 1 из 13Следующая ⇒
Барбара Деймлинг Искусство Раннего Ренессанса во Флоренции и Центральной Италии // Искусство итальянского Ренессанса: Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок. — Мадрид, 2000. — С. 238—307. С. 238
Quot; Интернациональная готика" во Флоренции ок. 1400 г. В начале XV в. в искусстве Флоренции господствовал стиль высокой готики, который искусствоведы называют " интернациональной готикой". Впервые термин был введен в употребление в XIX в. французским историком Луи Куражо, который пытался этим словосочетанием обратить внимание на присущие европейскому искусству начала XV в. общие стилистические черты. Заботу об украшении городов, городских зданий и стремление к пышной орнаментальности художественных средств в равной степени можно отметить во Франции и Нидерландах, северных и южных областях Вестфалии (Германия), Богемии (Чехия), Испании и Северной Италии. Произведения искусства нередко привлекали к себе внимание благодаря присущим им реалистическим чертам, а в своих наиболее ярких проявлениях отличались изяществом и утонченностью мастерства в истолковании традиционных тем и сюжетов. Отправную точку развитию этого художественного стиля задали Франция и Фландрия с дворами в Бургундии, Париже и Дижоне; готический стиль довольно быстро распространился по странам Европы, причем предпочтение отдавалось произведениям " малых форм", при транспортировке которых не возникало особых затруднений. Многочисленные странствующие художники, среди которых были и Старинна, и Пизанелло, и Джентиле да Фабриано, содействовали проникновению этой придворной моды в Центральную Италию. При их посредничестве готический стиль стал популярен даже в таких городах, как Флоренция, которая до того противилась влиянию новой тенденции.
Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов Одним из наиболее заметных представителей готического стиля во Флоренции стал Джентиле да Фабриано (ок. 1370—1427); корни его живописи черпали силу в окружающей действительности, что позволяет считать этого мастера одним из родоначальников искусства Ренессанса. Вторая часть имени мастера указывает на то, что он происходил из города Фабриано в Умбрии. До переезда во Флоренцию в 1420 г. Джентиле да Фабриано уже получил общественное признание в Венеции и Брешии. Опыт живописца, приобретенный им в Северной Италии - оплоте " интернациональной готики", - нашел отражение в его алтарном образе Поклонение волхвов, над которым он трудился в течение трех лет (завершил в 1423), выполняя заказ богатого флорентийского купца Палла Строцци (с. 239). Продемонстрированный им исключительный блеск мастерства и разнообразие технических приемов, использованных при работе над алтарем, содействовали развитию новых средств художественной выразительности и оказали значительное влияние на его современников-живописцев из Флоренции. С. 239
Архитектурные приемы обрамления алтаря дополняют и усиливают наше переживание сюжета — сцены поклонения волхвов -как связного повествования. Три верхние арки не опираются на колонны и не доходят до нижнего края картины, тем самым создавая одновременно впечатление триптиха (трехчастного алтаря) и алтарной картины (с единым полем изображения). Арки отделяют Святое семейство, трех волхвов и окружающие их фигуры друг от друга, не нарушая общей целостности сцены. Джентиле использует внутреннее пространство арок, чтобы рассказать о предшествующих рождению младенца Христа событиях.
Джентиле да Фабриано Поклонение волхвов, завершена 1423 Дерево, темпера. 303 х 282 см Флоренция, Уффици
В левом верхнем углу три фигуры в золотых одеждах стоят на вершине холма неподалеку от морского побережья. Их взоры обращены на звезду, предвещающую пришествие небесного Царя. В центральной арке мы видим, как трое восточных мудрецов в окружении свиты направляются в Иерусалим, чтобы расспросить царя Ирода о новорожденном младенце. Наконец, в правой арке изображено прибытие волхвов в Вифлеем, в то время как центральная часть алтаря посвящена изображению основной цели странствования — поклонению Христу. В левой части картины изображены ясли, а перед ними - сидящая Мария; волхвы преклоняют перед ней колена. В правой части картины изображена толпящаяся свита. Здесь можно также увидеть животных — собак, лошадей, ослов, обезьянку, и даже птицу — сокола. Стоящие перед Марией и Иосифом служанки с любопытством взирают на золотой кубок, привезенный старшим из волхвов в дар новорожденному Иисусу. К сожалению, нам остается лишь гадать, насколько сильным был эффект, производимый этой живописью на публику; в настоящее время картина находится в музее и равномерно освещена. Можно только предполагать, как колеблющийся свет свечей в церкви выделял отдельные части росписи, делая ее живой. Джен-тиле усилил этот мерцающий эффект образа, прибегнув к использованию различных приемов обработки живописной поверхности. В некоторых местах мастер подкладывал под красочный слой листы золота или серебра и затем прорабатывал детали гравировкой. Рельефные изображения пользовались у зрителя чрезвычайным интересом. В данном случае мастер прибегнул к техническим приемам, делающим изображения плоских лиц выпуклыми и живыми; эти приемы, широко известные в Венеции и на Падуанской равнине, живописец перенес в несколько упрощенной форме во Флоренцию. Применение этих приемов можно обнаружить на изображении короны среднего волхва или ошейника лежащей на земле собаки. Джентиле использовал дополнительное средство -смесь гипса и клея (pastiglia), в результате чего изображения фигур и предметов становились как бы выпуклыми. Несмотря на достаточно схематичное изложение сюжета, можно различить тенденцию к реальному изображению, которая была шагом вперед в живописи Флоренции. В сюжете, обрамленном правой аркой, где восточные мудрецы направляются в Вифлеем, они поднимаются на вершину холма и конь предводителя шествия готов вступить на подъемный мост — все фигуры освещаются золотыми лучами взошедшей звезды (или полуденного солнца?), отбрасывая длинные тени. Отбрасывают тень и оливковые деревья, растущие около городских стен. Знакомство Джентиле с законами светотени позволяет считать его одним из первых художников, столь последовательно применившим их во флорентийской живописи. Другие живописцы тоже пытались изображать тень, но это были всего лишь отдельные эксперименты. В данном случае впервые можно наблюдать стремление живописца передать игру светотени такой, какой она существует в действительности.
С. 240
Джентиле получил заказ на роспись ставшего знаменитым Поклонения от банкира Палла ди Нофри Строцци для семейной капеллы в сакристии церкви Санта Тринита во Флоренции. Он и его сын Лоренцо изображены в центральной части картины стоящими за младшим из волхвов. Лоренцо в рыжей меховой шапке, выглядывает из глубины, обращаясь к зрителю, а внимание Палла поглощено сценой поклонения. Его фигура облечена в богатое отороченное мехом одеяние. Сокол — элемент семейного герба Строцци — сидит на его руке. Впервые во Флоренции заказчик был изображен художником наравне с остальными персонажами, и эта идея, хотя и в видоизмененной форме, была использована некоторое время спустя семьей Медичи (с. 255), наиболее влиятельными соперниками Строцци. Столь непосредственное участие заказчика в изображаемой на картине сцене свидетельствует о происшедших переменах в самосознании. В отличие от современников Джентиле да Фабриано, заказчики предшествующего периода отличались большей скромностью. Пышная роскошь, окружающая на картине фигуру Палла Строцци, сама по себе более чем красноречива. Она служит выражением богатства и успеха банкира, который в соответствии с переписью 1427 г. считался одним из наиболее богатых горожан.
|