Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пьеро делла Франческа и Федерико да Монтефельтро, герцог Урбинский






Примерно с 1460 г. Пьеро был постоянно связан с Федерико да Монтефельтро, герцогом Урбинским, который прославился как один из самых удачливых полководцев своего времени. Его воен­ные успехи не мешали ему с той же страстью отдаваться увлече­нию искусством и науками. Он заказал выстроить великолепный палаццо Дукале (герцогский дворец) в Урбино, который был начат в 1455 г. (с. 121), привлек ко двору многочисленных живописцев, включая Флеминга Юстуса ван Гента, а в 1465 г. основал знамени­тую библиотеку.

Два полотна, которые Пьеро написал для герцога, дошли до на­ших дней: это диптих с парным портретом Герцог и герцогиня Ур­бино (с. 272) и алтарная картина Богоматерь с младенцем и святыми (вверху), ныне находящаяся в Милане, на которой изобра­жен и сам герцог Федерико да Монтефельтро в блистающих доспехах. Оба произведения говорят о том, что Пьеро находился в близком контакте с фламандскими художниками при дворе Феде­рико. В миланском алтаре изображение сияющих металлических доспехов напоминает о любви фламандских художников к эффек­там отражения света зеркальной поверхностью. Идея изобразить герцога и герцогиню на фоне панорамного пейзажа также восхо­дит к традициям живописи стран к северу от Альп. Кроме того, обе картины Пьеро написал маслом, а не темперой, как это было принято прежде. Смешение красочного пигмента и масляной ос­новы было широко распространено в нидерландской живописи,

 

С. 274

 

где с помощью этого нововведения стало возможным отображе­ние мельчайших деталей. В Италии интерес к технике масляной живописи возрос с середины кватроченто, возможно, благодаря Доменико Венециано.

Оба произведения были написаны после скоропостижной кон­чины жены Федерико Баггисты Сфорца в 1472 г. в возрасте двад­цати шести лет. В миланском алтаре Монтефелътро ее место на­против коленопреклоненного Федерико осталось свободным, а надпись на оборотной стороне рассказывает о добродетелях суп­руги герцога. Одетая в черное Добродетель, которая сидит на три­умфальной повозке Баттисты и держит в руках ее символ - пели­кана (с. 272), также может символически напоминать о смерти мо­лодой женщины. Традиция, которая также связывает эту птицу с Христом, говорит о том, что пеликан разрывает свою грудь клю­вом, чтобы напоить потомство своей кровью. Такое самопожерт­вование имеет параллель с жизнью герцогини, которая умерла, дав жизнь своему ребенку.

Если верить Вазари, Пьеро в старости ослеп. В самом деле, на­чиная с 1480-х гг. не удается обнаружить ни одной его картины. Однако известно, что в зрелые годы он отошел от живописи, по­святив себя написанию теоретических трактатов, которые он дик­товал до самой своей смерти. Перу художника принадлежат труды по вопросам перспективы и геометрии: " De Prospectiva Pingendi" и " De Corporibus Regularibus", в которых он исследовал математические законы построения живописной композиции, столь важные для его собственного творчества. Пьеро делла Франческа прожил большую жизнь и умер 12 октября 1492 г. в возрасте старше восьмидесяти лет.

 

Андрея дель Верроккьо и Леонардо да Винчи Крещение Христа, ок. 1470-1475 Дерево, темпера и масло. 177 х 151 см Флоренция, Уффици

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал