![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пьеро делла Франческа и Федерико да Монтефельтро, герцог Урбинский
Примерно с 1460 г. Пьеро был постоянно связан с Федерико да Монтефельтро, герцогом Урбинским, который прославился как один из самых удачливых полководцев своего времени. Его военные успехи не мешали ему с той же страстью отдаваться увлечению искусством и науками. Он заказал выстроить великолепный палаццо Дукале (герцогский дворец) в Урбино, который был начат в 1455 г. (с. 121), привлек ко двору многочисленных живописцев, включая Флеминга Юстуса ван Гента, а в 1465 г. основал знаменитую библиотеку. Два полотна, которые Пьеро написал для герцога, дошли до наших дней: это диптих с парным портретом Герцог и герцогиня Урбино (с. 272) и алтарная картина Богоматерь с младенцем и святыми (вверху), ныне находящаяся в Милане, на которой изображен и сам герцог Федерико да Монтефельтро в блистающих доспехах. Оба произведения говорят о том, что Пьеро находился в близком контакте с фламандскими художниками при дворе Федерико. В миланском алтаре изображение сияющих металлических доспехов напоминает о любви фламандских художников к эффектам отражения света зеркальной поверхностью. Идея изобразить герцога и герцогиню на фоне панорамного пейзажа также восходит к традициям живописи стран к северу от Альп. Кроме того, обе картины Пьеро написал маслом, а не темперой, как это было принято прежде. Смешение красочного пигмента и масляной основы было широко распространено в нидерландской живописи,
С. 274
где с помощью этого нововведения стало возможным отображение мельчайших деталей. В Италии интерес к технике масляной живописи возрос с середины кватроченто, возможно, благодаря Доменико Венециано. Оба произведения были написаны после скоропостижной кончины жены Федерико Баггисты Сфорца в 1472 г. в возрасте двадцати шести лет. В миланском алтаре Монтефелътро ее место напротив коленопреклоненного Федерико осталось свободным, а надпись на оборотной стороне рассказывает о добродетелях супруги герцога. Одетая в черное Добродетель, которая сидит на триумфальной повозке Баттисты и держит в руках ее символ - пеликана (с. 272), также может символически напоминать о смерти молодой женщины. Традиция, которая также связывает эту птицу с Христом, говорит о том, что пеликан разрывает свою грудь клювом, чтобы напоить потомство своей кровью. Такое самопожертвование имеет параллель с жизнью герцогини, которая умерла, дав жизнь своему ребенку. Если верить Вазари, Пьеро в старости ослеп. В самом деле, начиная с 1480-х гг. не удается обнаружить ни одной его картины. Однако известно, что в зрелые годы он отошел от живописи, посвятив себя написанию теоретических трактатов, которые он диктовал до самой своей смерти. Перу художника принадлежат труды по вопросам перспективы и геометрии: " De Prospectiva Pingendi" и " De Corporibus Regularibus", в которых он исследовал математические законы построения живописной композиции, столь важные для его собственного творчества. Пьеро делла Франческа прожил большую жизнь и умер 12 октября 1492 г. в возрасте старше восьмидесяти лет.
Андрея дель Верроккьо и Леонардо да Винчи Крещение Христа, ок. 1470-1475 Дерево, темпера и масло. 177 х 151 см Флоренция, Уффици
|