![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Самый знаменитый заказ
Слава о Боттичелли быстро распространилась за границами Флоренции. С конца 1470-х гг. художник получает все больше заказов за пределами города. Самый известный из них поступил от папы Сикста IV, который пригласил художника в Рим в 1481 г. Вместе с флорентийскими художниками Доменико Гирландайо, Козимо Росселли и Перуджино (родом из Перуджи) Боттичелли расписывал фресками стены папской капеллы. Со временем она стала называться Сикстинской капеллой в честь ее строителя Сикста IV и приобрела известность главным образом благодаря фрескам работы Микеланджело (с. 316 и далее). Программу росписи составили сцены Ветхого и Нового завета из жизни Моисея и Христа, а над ними в нишах располагались портретные изображения пап. За короткое время (одиннадцать месяцев) Боттичелли написал три сцены из истории Моисея, Среди них наиболее значимой представляется композиция Возмущение против законов Моисея (вверху). Фреска в трех частях повествует об эпизодах восстания евреев против Моисея и Аарона, богоизбранных предводителей, а также о последующем наказании подстрекателей (Чис. XVI, 1—35). В правой части живописного поля изображено восстание израильтян против Моисея; народ недоволен лишениями, которые он испытывает от постоянных перемещений, и хочет забить Моисея камнями. В центре композиции разворачивается бунт Корея и сынов первосвященника Аарона. Они хотят наравне с Аароном воскурить фимиам перед Господом и рвутся к жертвеннику. Аарон же торжественно взмахивает кадилом, возвышаясь над участниками бурной сцены. Наказание подстрекателей изображено на левой стороне фрески, где они поглощаются землей, которая разверзлась под их ногами. Ключ к пониманию смысла картины заключается в высеченной на аттике триумфальной арки надписи из Послания св. Павла к евреям (Евр. V, 4): " И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон". Это предупреждение о каре, которая постигнет всякого, кто воспротивится назначенным Богом пастырям. На Аароне папская тиара из трех колец, которая является символом его предшествования папам, что содержало определенный политический смысл. Во времена Боттичелли безграничность папской власти над церковью все более ставилась под сомнение и были надежды на предоставление более широких полномочий Большому Совету. Однако высшее право церковного главенства было получено папой от Бога, и началось еще с передачи ключей Христом апостолу Петру. И роспись
С. 282
Перуджино на тему превосходства папской власти располагалась прямо напротив фрески Боттичелли (с. 295). Это соседство сюжетов обусловлено близостью их содержания. Никто не смеет посягать на превосходство пап, поскольку их власть узаконена Богом посредством передачи ключей св. Петру; в противном случае апостол был бы наказан Богом так же, как Корей и его сторонники. Это была хорошо продуманная программа, с помощью которой Сикст IV провозглашал легитимность власти папы, перешедшей в свое время от Моисея через Христа к Петру; так высшая власть, данная Богом, затем исторически перешла к папам. Галерея папских портретов над библейскими сценами непосредственно дополняла замысел прославления их божественного авторитета.
Сандро Боттичелли Паллада и кентавр, ок. 1482 Холст, темпера. 207 х! 48 см Флоренция, Уффици
|