![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фреска Мазаччо Троица
Фреска Мазаччо Троица была написана между 1425 и 1428 гг. на северной стене церкви Санта Мария Новелла. В этом произведении основополагающая роль принадлежит правильной центрической перспективе с единой точкой схода, которая предполагает строго определенное положение зрителя на центральной оси композиции (с. 247). Мазаччо, видимо, усвоил правила математического построения перспективы от архитектора Филиппо Брунеллески, который, как полагают, впервые стал учитывать ее законы в своих произведениях (с. 106). Этапы создания этой росписи принято выстраивать в следующей последовательности. Прежде всего Мазаччо должен был сде-
С. 246
дать на камне набросок всей композиции, создавая иллюзию перспективно уходящей вглубь ниши. Затем ему надо было покрыть поверхность стены свежим гипсом, для написания самой фрески. Чтобы точно перенести намеченные линии перспективы с рисунка на гипс. Мазаччо прибил гвоздь в точке схода перспективных линий у основания креста и натянул к нему нити, вдавив их в гипсовое покрытие, прочертил или провел линии, используя линейку и сланцевый карандаш. Следы этих приготовлений можно и сегодня видеть на поверхности фрески. Из-за того что гипс сохнет довольно быстро, работа проводилась поэтапно. Стена делилась на секции, каждую из которых надо было закончить в пределах одного дня; Мазаччо ежедневно намечал для росписи по нескольку секций, составлявших фрагменты сюжета. Таким образом вся работа заняла около месяца. Мастерское перспективное построение сцены способствовало полному включению зрителя в пространство священного действия, приобретшего характер реальности. Кан-нелированные пилястры композитного ордера расположены по сторонам иллюзорной ниши, чей цилиндрический свод поддерживают ионические колонны. Подобное классическое обрамление сцены также говорит о влиянии Брунеллески, особенно если архитектурные элементы фрески сравнивать с его лоджией Воспитательного дома, созданной в 1419 г. (с. 102). В композиции Троицы главенствует огромная фигура Бога-Отца, который стоит на пьедестале, поддерживая двумя руками крест с распятием, словно желая явить миру внушающий уважение образ своего Сына. По сторонам распятия предстоят Богоматерь и св. Иоанн. Правой рукой Мария указывает на распятого Сына, но ее взгляд устремлен за пределы изображения и блуждает где-то далеко, вне реального и иллюзорного пространств. Ее скорбь так велика, что кажется, она обратилась в камень. Под группой святых, на ступени у основания креста, изображены в коленопреклоненных позах заказчики, а нижнюю зону фрески занимает скелет, покоящийся на саркофаге. В нише над ним надпись: " Я был, как вы, вы будете, как я". Иконография данного произведения, объединяющая образы Троицы, смерти и разложения, необычна, но может рассматриваться как символический вариант капеллы Голгофы в Иерусалиме. Капелла Голгофы по преданию была построена на месте распятия Христа, и оно же в соответствии с традицией было местом захоронения Адама. В росписи Мазаччо мы можем видеть, что крест стоит на маленьком холме - Голгофе, а кости Адама покоятся внизу. Как уже отмечалось в первых главах данного издания, посвященных архитектуре, для Средневековья было обычной практикой копировать святые места Иерусалима и переносить святыни из тех мест в свой родной город (с. 20). Приведенный пример является доказательством того, что изменения в мировоззрении Ренессанса не ограничивались процессами секуляризации и что люди эпохи Возрождения так же заботились о спасении души, как и люди Средневековья; и хотя они пытались передать волю Бога теми средствами, которые им были доступны, в конечном счете это лишь способствовало их вере.
|