![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Медичи и Геркулес
Фигура Геракла появилась на городской печати Флоренции в XIII в. Благодаря своей мощи и отваге этот античный герой часто служил примером доблестного поведения для жителей Флоренции; одновременно это было предупреждением для врагов республики, поскольку Геракл был известен как победитель тиранов. Образ Геракла-Геркулеса совместил в себе нравственные идеалы и республиканскую эмблематику города. Медичи присвоили этот двойной символ в период кватроченто для прославления своего рода. Так они демонстрировали собственную моральную и физическую мощь, уверяя жителей Флоренции в приверженности республиканским идеалам, за которые эта семья готова сражаться с рвением Геркулеса. Цикл живописных панно братьев Поллайоло на темы трех подвигов Геракла, следовательно, был составной частью программного украшения большой залы дворца Медичи, которая, одновременно являлась и залой для приемов. Две другие картины также оказались там не случайно, ибо содержали намеки политического характера: Иоанн Креститель был святым покровителем Флоренции, а львы, напоминая о львах Марзокко (старом символе города), как и образ Геркулеса, должны были символизировать отвагу и силу Флоренции. Вернемся к миниатюре Антонио, изображающей борьбу Геракла с Антеем (с. 275). Подобно двум другим картинам, исполненным по заказу Медичи, ее сюжет был взят из греческой мифологии и повествовал о двенадцати подвигах Геракла, которые тот должен был совершить по приказу царя Эврисфея в наказание за ужасающее преступление — убийство его детей. Когда Геракл отправился по приказу царя принести яблоки из садов Гесперид, на обратном пути он встретил гиганта Антея, который предложил ему с ним сразиться. Антей был непобедим, пока имел возможность касаться матери-Земли. Узнав об этом, Геракл поднял гиганта и задушил его своими руками в воздухе. Оставшаяся миниатюрная дощечка Антонио Поллайоло показывает исход этой борьбы. Гигант Антей уже утратил свою силу - его рот открыт в последнем предсмертном крике. Он тщетно пытается вырваться из гибельных объятий Геракла. Мы видим последнее нечеловеческое усилие Геракла, убивающего гиганта своими руками. Его мышцы сведены от напряжения. Он отклонился назад, чтобы не дать Антею коснуться земли, а лицо искажено судорогой. Дикий порыв Геракла вызывает в памяти образы Андреа дель Кастаньо (с. 266-267), а точное знание анатомии человеческого тела говорит о влиянии Андреа дель Верроккьо. Верроккьо вместе с Антонио Поллайоло привнесли элемент скульптурного видения в живопись середины кватроченто, которые стали определяющими для становления следующего поколения художников, включая Сандро Боттичелли.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ ВНИЗУ И ДЕТАЛЬ СПРАВА: Сандро Боттичелли Поклонение волхвов, ок. 1475 Дерево, темпера. Ill x 134 см Флоренция, Уффици На соседней детали представлен включенный в композицию автопортрет Боттичелли в возрасте 30 лет как факт, свидетельствующий об осознании собственного достоинства художником уже в самом начале его творческой карьеры.
|