![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эсхатологические настроения⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
В конце XV в. все усиливались страхи перед концом света и неизбежностью Судного дня. Монах-доминиканец Джироламо Савонарола предсказывал наступление конца света в своих зажигательных речах. Он призывал граждан Флоренции покаяться и осудить свою греховную жизнь. Савонарола выступал против роскоши, в которой жили горожане во время правления семьи Медичи, называя ее власть главным грехом. 7 февраля 1497 г. он соорудил " костер тщеславия" на пьяцца делла Синьория, на который граждане должны были снести свои великолепные одежды, дорогую мебель, книги, картины и другие предметы роскоши. Однако Савонаролу ожидал другой поворот судьбы. Его фанатичное поведение, граничившее с тиранией, вызывало все возрастающий протест, который дошел до римской курии. Папский престол ответил на бескомпромиссную критику основ существующей церкви тем, что отлучил от нее Савонаролу. Он был заключен в тюрьму, обвинен в ереси и приговорен к повешению и сожжению на костре. 23 мая 1498 г. Савонарола был публично казнен на пьяцца делла Синьория, а его тело предано огню (с. 257). Эти события в значительной степени повлияли на творчество Боттичелли, что отразилось на работах, написанных в конце XV в. Они основаны на глубоком религиозном чувстве и проникнуты С. 285 Сандро Боттичелли Мистическое Рождество, 1500 Холст, темпера. 108, 5 х 75 см Лондон, Национальная галерея
страстью. Здесь Боттичелли ставит на первое место экспрессивную суть образа, которая оказывается важнее правильных пропорций и совершенства фигур. Одна из таких картин заслуживает особого упоминания, это Мистическое Рождество - одно из самых значительных произведений Боттичелли позднего периода (справа). На первый взгляд, это очередное произведение на евангельский сюжет поклонения волхвов. Однако при ближайшем рассмотрении алтарная картина отличается от традиционного изображения поклонения. На переднем плане внизу мы видим три пары обнимающихся людей и ангелов, а также нескольких бесов, привязанных к столбу. Люди держат в руках оливковые ветви, увитые лентами с надписью из Евангелия от Луки: " Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! " (Лк. II, 14). Смысл картины заключается в надписи на греческом языке сверху: " Я, Алессандро, написал эту картину в конце 1500 г., в годину испытаний для Италии, в тяжелое время, в час близости второго горя и освобождения Сатаны на три с половиной года, предсказанного в XI главе Апокалипсиса от св. Иоанна. Однако все переменится, как это предсказано в двенадцатой главе, и мы увидим его (втоптанным в землю), как на этой картине". Следуя программе этого высказывания, полотно изображает пришествие на землю мирных времен после бедствий, предсказанных св. Иоанном в XII главе " Откровения". Боттичелли считал, что он живет во времена " второго горя", описанного в XI главе " Откровения", когда храм Божий будет отдан язычникам на три с половиной года (XI, 2). За ним последует исполнение предсказания XII главы: появится жена облаченная в солнце, которая родит младенца и принесет миру спасение от Дьявола (XII, 1—5). В текстах толкований Отцов церкви апокалиптическая женщина идентифицируется с Марией, которая воспринималась как символ Церкви. Это также послужило темой для картины Боттичелли. Марию, следовательно, надо воспринимать как воплощение Церкви; Рождество - как предсказание Спасителя приведет к обновлению Церкви. Алтарный образ наполнен предчувствием зарождения нового дня, что показано восходящей зарей на дальнем плане картины. Дьявол исчезнет навсегда и воцарится вечный мир. Боттичелли не рассматривал подобное renovatio как далекое будущее, по его подсчетам это возрождение должно было произойти в 1503 г.
Сандро Боттичелли Оплакивание Христа, ок. 1495 Дерево, темпера. 107 х 71 см Милан, Музей Польди Пеццоли
ИЛЛЮСТРАЦИЯ ВНИЗУ СЛЕВА И ФРАГМЕНТ НАПЮТИВ: Доменико Гирландайо Поклонение пастухов, 1485 Дерево. 167 х 167 см Флоренция, Санта Тринита, капелла Сассетти Доменико Гирландайо Никакой другой художник не отобразил современную действительность так живо и реалистично, как Доменико Гирландайо (1449—1494). Он перенес действие библейских сцен на улицы и площади Флоренции, изображая известных людей города. Включение библейских сюжетов в контекст современности, возможно, было главной причиной популярности Гирландайо, он был самым известным живописцем своего времени. Свои главные работы он написал в 1480-х гг. До этого времени он трудился над росписью стен Сикстинской капеллы в Риме вместе с Боттичелли, Перуджино и Росселли; в период между 1481 и 1482 гг. он написал там две фрески — Святой Петр и Воскресение (не сохранились). Работа в Риме, вероятно, прибавила ему популярности, потому что по возвращении во Флоренцию мастер был завален заказами. Фрески капеллы Сассетти Гирландайо начал работу над фресками в семейной капелле Сассетти церкви Санта Тринита еще до отъезда в Рим. Цикл росписи составляли эпизоды из жизни св. Франциска, который был святым покровителем Франческо Сассетти, заказчика этих фресок. Одним из самых замечательных произведений этого цикла в капелле Сассетти является Конфирмация ордена святого Франциска в люнете на алтарной стене (с. 288). В центре композиции изображен св. Франциск, который вместе с братьями преклонил колени перед папой Гонорием III, вручающим Франциску свиток с подтвержде- Гуго ван дер Гус Поклонение пастухов (центральная створка алтаря Портинари), ок. 1480 Дерево. 253 х 304 см Флоренция, Уффици нием устава вновь образованного ордена Святого Франциска. С правой стороны мы видим заказчика фрески — сассети и его юного сына - Федерико. Рядом с последним стоит Лоренцо Великолепный, а за ним — Антонио Пуччи, влиятельный и преданный друг семьи Медичи. Напротив, с левой стороны, стоят еще трое сыновей Сассетти, а на переднем плане по лестнице поднимаются два сына-подростка Лоренцо Великолепного, его племянник и их наставники. Первым поднялся на площадку придворный поэт Анд-жело Полициано с племянником Лоренцо — Джулиано, за ними следуют его сыновья Пьеро и Джованни Медичи. Последнему суждено было стать папой Львом X (с. 257). Великолепная архитектура на заднем плане сама по себе примечательна; пространство действия имеет форму большого зала, чьи аркады выходят на пьяцца Синьория во Флоренции. За ним воспроизведена Лоджия деи Ланци с тремя широкими полуциркульными арками, а с левой стороны - здание, в котором безошибочно можно признать палаццо Веккио. Даже расположенный в отдалении арочный зал легко идентифицировать: это Темпио дел-ла Паче - Храм Мира в Риме, который связывали с именем императора Веспасиана (был построен Максенцием и Константином). Архитектурный фон сцены, таким образом, представляет смешение зданий Рима и Флоренции, как если бы событие имело отношение к обоим городам. Утверждение устава монастыря происходит в Риме, а зрители и участники — жители Флоренции. Таким способом Флоренция прославляется как новый Рим — новый центр мира. Когда-то св. Франциск признал превосходство папы как главы церкви; то же самое теперь происходит и в отношении Лоренцо Великолепного, правителя Флоренции, к которому обращено все внимание людей, изображенных на переднем плане. То, что Гирландайо поместил эти два события рядом, не было простым совпадением. Включение в композицию фрески Храма Мира, возможно, имело особое значение. Еще со времени заговора семьи Пацци в 1478 г., когда с согласия папы пытались отстранить от власти семью Медичи и убили брата Лоренцо Джулиано, отношения между Римом и Флоренцией оставались напряженными. В 1480 г. было заключено перемирие двух сторон с помощью Антонио Пуччи, и роспись содержит явный намек на это обстоятельство. Почему же Франческо Сассетти был так заинтересован в обращении к перемирию и прославлении роли Лоренцо Великолепного на стенах собственной капеллы? Франческо, занимавший высокий пост в банке Медичи, был поставлен в очень трудное положение — его должность многими оспаривалась, но Лоренцо неизменно его поддерживал в любых обстоятельствах. Таким образом, Франческо был многим обязан своему патрону, что видно также из письма к Лоренцо: " Я бы с радостью отдал тебе мою жизнь, своих детей и все, что я имею на этом свете". Поэтому и свою семейную капеллу Сассетти посвятил не только увековечиванию своей памяти, но и прославлению Лоренцо Великолепного. Доменико Гирландайо Рождество Марии, ок. 1485-1490 Фреска Флоренция, Санта Мария Новелла, роспись хора за алтарем Перенесение алтаря Портинари во Флоренцию Комплекс декорации капеллы Сассетти не ограничивался только циклом фресок, там была также алтарная картина Поклонение пастухов (с. 286 и 287). Мария преклонила колени перед младенцем Христом, лежащим на земле, а Иосиф повернулся посмотреть на процессию, которая движется по направлению к яслям по извилистой горной дороге. Важным источником вдохновения для этого образа послужил триптих Гуго ван дер Гуса Поклонение Младенцу (алтарь Портинари) (с. 286). Он был заказан Томмазо Портинари, банкиром отделения банковского дома Медичи в Брюгге. Позже образ перевезли во Флоренцию и поместили в 1483 г. в церкви Сант Эджидио. Этот триптих вызвал восхищение таких флорентийских живописцев, как Боттичелли, Филиппино Липпи и более всего — Гирландайо. Их поразил реализм, степень которого до тех пор была невиданным явлением для Флоренции, особенно это касалось явно портретных изображений пастухов. Гирландайо в Поклонении заимствовал не только композицию, но и реализм северного плана в трактовке образов пастухов, хотя и несколько смягчил их грубую простоту в своем алтаре (с. 287). Столь же невиданная до сих пор в Италии степень " северного" натурализма открывается и в портрете Гирландайо Дедушка и внук (с. 290), где художник с беспощадным правдоподобием написал лицо неизвестного старика, обезображенное бородавками. Контракты Гирландайо Гирландайо в 1480-х гг. получил еще два заказа, и, к счастью, оба контракта, подписанных заказчиками, сохранились. Произведения, о которых идет речь, - цикл фресок для Джованни Торнабу-они в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции и алтарный образ (с. 286) для церкви Оспедале дельи Инноченти Воспитательного дома для сирот. Последнее произведение было написано в 1488 г. Это сцена Поклонения волхвов, где на переднем плане присутствуют коленопреклоненные дети сироты, что напоминает о назначении Воспитательного дома. В контракте особо подчеркивалось, чтобы Гирландайо сам (без помощи мастерской) исполнял фрески. Этот пункт был, по-видимому, необходим, поскольку ввиду большого количества заказов у него было много помощников (среди них молодой Микеланджело). Кроме того, Гирландайо обычно делал точный этюд будущей композиции, который пору- Филиппино Липпи Признание Филиппино Липпи (ок. 1457—1504) выдающимся мастером конца XV в. пришло к нему уже при жизни. Он был в особом почете у Лоренцо Великолепного, который рекомендовал его другим титулованным заказчикам и знатокам искусства, например, кардиналу Оливьеро Карафа в Риме, называвшему мастера " вторым Апеллесом". Филиппино ушел из жизни в сравнительно молодом возрасте (46 лет). На время его похорон в церкви Сан Микеле Висдомини все мастерские на улице деи Серви в знак глубокого траура закрылись. Вазари оценивает этот факт как выражение огромного уважения, ибо подобные почести обычно сопровождали похороны коронованных особ. Филиппино родился ок. 1457 г. в Прато и был сыном карме-литского монаха и художника Фра Филиппо Липпи и монахини Лукреции Бути. Он вырос в доме своего отца и у него же учился живописи. Когда Филиппо работал над фресками кафедрального собора в Сполето в 1467 г., ему помогал его сын. После смерти отца в 1469 г. Филиппино участвовал в завершении росписей под руководством помощника отца - Фра Диаманте. Через три года Филиппино Липпи Св. Филипп, изгоняющий дьявола в храме Марса 1497-1502 Фреска Флоренция, Санта Мария Новелла, капелла Строцци чал неукоснительно перенести на стену, а за собой оставлял роспись красками. Обычно мастер пользовался очень качественными пигментами с включением золота и ультрамарина. Стоимость живописных материалов покрывалась самим художником и входила в оплату работы. Точное исполнение условий контракта, а именно, сам ли Гирландайо расписывал фрески и использовались ли при этом краски высшего качества, контролировала комиссия, которая принимала выполненную работу и оценивала ее стоимость. В контракте на фрески в Санта Мария Новелла заказчик -Джованни Торнабуони — настоятельно оговаривает детали сюжета, желая видеть на фреске " фигуры, здания, замки, городской пейзаж, горы, холмы, равнины, скалы, птиц и всяческих животных". Фрески отражают любовь художника к повествовательным деталям. В Рождестве Марии (с. 289) мы видим интерьер помещения, разделенный колоннами на две части и лестницу, ведущую наверх. На верхней ступени изображена гостья, пришедшая навестить роженицу, а в самой комнате ее уже поздравляют несколько женщин. Св. Анна сидит на кровати, принимая подарки, а служанка наливает в кувшин воду, чтобы омыть новорожденную. На скульптурном фризе, расположенном вдоль верхнего балкона комнаты, изображены танцующие путти, что указывает на влияние форм певческой кафедры (кантории) Донателло (с. 193). Благодаря обилию изобразительных деталей, цикл фресок в Санта Мария Новелла может быть назван одной из самых важных работ Гирландайо, чья цель не только в восхвалении Бога, но и в прославлении дома Торнабуони. юный художник начал работать в мастерской Боттичелли во Флоренции, где под влиянием старшего наставника сформировались основные черты его творчества. Мы не знаем точно, как долго он был подмастерьем Боттичелли, хотя не долее того времени, как Боттичелли в 1481 г. принял заказ на исполнение фресок в Сикстинской капелле. Ранние работы Филиппино несут явные следы влияния манер его отца и Боттичелли. На его полотнах персонажи часто облечены в роскошные одежды, которые так любили изображать оба мастера. Кроме того, живой и четкий рисунок Филиппино воспринял также от них. Точеные контуры композиции стали стилистической особенностью его произведений. Филиппино получил три обширных заказа, каждый из которых стал вехой в его творческом пути. В 1480-х гг. ему пришлось заканчивать цикл фресок после Мазаччо и Мазолино в капелле Бран-каччи во Флоренции (с. 240 и далее); с 1488 по 1493 гг. он выполнял заказ кардинала Карафа в церкви Санта Мария сопра Минерва в Риме; и наконец, на рубеже веков, он закончил роспись капеллы Строцци в Санта Мария Новелла во Флоренции. Видение св. Бернара Клервосского Филиппино был также знаменитым мастером алтарной живописи. Одним из самых значительных его произведений в этом жанре является Видение Марии св. Бернару (справа), которое теперь находится в Бадии Флоренции. Филиппино делал этот заказ для семейной капеллы торговца тканями Пьеро ди Франческо дель Пульезе Филиппино Липпи Видение Марии св. Бернару, ок. 1485 Дерево. 210 х 195 см Флоренция, Бадия. в монастыре делле Кампора. Точная дата исполнения алтаря неизвестна, но вряд ли будет ошибочным отнести ее к началу 1480-х гг. Филиппино взял сюжет из " Золотой легенды". Бернар Клервос-ский был самым цитируемым цистерцианским монахом XIII в.; говорят, что сама Мария дала ему силы закончить литературный труд, когда он занемог и был готов его бросить. Эта крупномасштабная алтарная картина передает момент явления Богоматери. Но она не спускается с небес, а подходит к святому слева, в сопровождении четырех юных ангелов, и кладет правую руку на открытый манускрипт св. Бернара, сидящего за столом грубой работы и поднимающего взор на нее. Напряженное выражение лица святого и вздутые вены у виска раскрывают его состояние, глаза с великим удивлением и почтением устремлены на Богоматерь. На дальнем плане композиции изображен скалистый утес. Перед монастырем, в правом верхнем углу живописного поля монахи заняты своими делами, а слева мы видим равнинный пейзаж. Внизу справа молится Пьеро ди Франческо Пульезе, сын человека, пожертвовавшего средства на капеллу. Вазари выразил свое восхищение проработкой деталей этой картины. Особенно примечателен фрагмент с манускриптами святого; Филиппино исполнил его как самостоятельный натюрморт в Джованни ди Паоло Мадонна Смирения, ок. 1442 Дерево, темпера. 62 х 48, 8 см Бостон, Музей изящных искусств рамках религиозной сцены. Здесь опять можно наблюдать влияние Гуго ван дер Гуса, чей алтарь Портинари был незадолго до этого времени установлен в Сант Эджидио (с. 286). Фрески капеллы Строцци В 1487 г. Филиппино получил заказ на росписи фамильной капеллы влиятельного банкира Филиппо Строцци в церкви Санта Мария Новелла. По условиям контракта Филиппино должен был закончить работу к 1 марта 1490 г., но исполнение было отложено, поскольку Филиппино получил более выгодный заказ на фрески для капеллы кардинала Карафа в Риме. Вернуться к заказу Строцци Филиппино удалось лишь в 1493 г., к этому времени Филиппо Строцци уже умер (1491), его наследники постоянно жаловались на нерасторопность мастера. Однако у Филиппино были причины медлить: он требовал компенсировать затраты на краски, которые Сассетта Св. Франциск во славе, 1437—1444 Дерево. 179 х 58 см Сеттиньяно, вилла И Татти, коллекция Б. Бернсона были очень дороги. Художник даже обратился в суд, который решил дело в его пользу, и наследники вынуждены были заплатить лишние сто флоринов. После этого Филиппино закончил фрески в соответствии с контрактом между 1497 и 1502 гг. Левую стену капеллы занимают росписи со сценами из жития св. Иоанна, которому посвящена церковь, а правая стена отведена для сюжетов " Золотой легенды" (" Legenda Aurea") из жития св. Филиппа, покровителя Филиппо Строцци. На этой же стороне в нижней части стенного пространства находится фреска Св. Филипп, изгоняющий дьявола в храме Марса (с. 291). В соответствии с легендой св. Филипп победил дракона, который убил сына жреца храма Марса своим огненным дыханием. Филиппино выбрал самый драматичный момент изгнания, производимого святыми перед алтарем Марса. Сам алтарь со статуей Марса располагается посреди полукруглого храмового комплекса. Гермы и сатиры, оружие и доспехи, сосуды для ладана и другая церковная утварь, а также две статуи Победы украшают ниши и лоджии изысканного храмового сооружения. На фоне этого внушительного здания выявляются три доминанты: фигура Филиппа, который поднял руку, чтобы изгнать змия, статуя Марса на постаменте и фигура жреца, спускающегося по ступеням храма, в смятении сжав руки. Эти три доминанты зрительно слагаются в напряженную остроконечную пирамидальную композицию. Стилистическое решение фресок было новым для Флоренции. Напряженность жестов действующих лиц и драматизм их движений, подчеркнутая резкость контуров и перенасыщенность убранства храма элементами классической архитектуры - все это противоречило взглядам флорентийских художников на организацию пространства и их стремлению к ясности и сбалансированной, гармоничной композиции. В росписях капеллы Строцци Филиппино Липпи предвосхитил приемы маньеризма, что делает его наибо- лее продвинутым художником своего времени. Это произведение намечает дальнейшие пути развития и одновременно подводит итоги раннеренессансной живописи во Флоренции. Живопись Сиены периода кватроченто В то время как развитие Ренессанса в XV в. в большинстве городов Италии двигалось вперед по линии гуманизма и научного знания, художественное развитие Сиены в большой степени оставалось в рамках религиозно-нравственных концепций. Знаменательно, что самый ранний портрет сиенского живописца, дошедший до нашего времени, датируется 90-ми гг. XV в. Причины такого положения отчасти объясняются влиянием нескольких выдающихся церковных деятелей Сиены. В XIV в. это была св. Катерина Сиенская, которая подала пример жизни и деятельности в соответствии с религиозным учением; в начале XV в. в Сиене проживал св. Бернардин, чьи зажигательные проповеди.приводили толпу в исступление. Еще одной особенностью живописи Сиены XV в. была ее ориентация на местную традицию, в которой преобладали приемы стиля " интернациональной готики", хотя братья Лоренцетти и их монументальный живописный язык и развернутые композиции (с. 66-67) были значительным противовесом этой тенденции. Художники конца столетия все еще придерживались архаизирующей традиции; к ним относился и Франческо ди Джорджио (1439-1501/1502), чья картина Коронование Богоматери (с. 294) демонстрирует то же изящество формы, ритмические перепады линий, орнаментальность и декоративность сюжетов, что восхищали его коллег художников сто лет назад. Сиенские живописцы, несомненно, находились под впечатлением современных достижений флорентийцев, хотя относились к ним с долей отчуждения, -в этом отразился вековой антагонизм, существовавший между Сиеной и Флоренцией. Многообразие форм искусства Сиены Стилистические вариации сиенского искусства мы рассмотрим на примере анализа двух алтарей (с. 292): Доменико ди Бартоло (ок. 1400/1410-1461) и Джованни ди Паоло (1403-1482). Произведения были написаны в 1430-х и 1440-х гг. В обоих случаях изображается Дева Мария в иконографии Мадонны Смирения, сидящая на земле в знак самоотверженности. Несмотря на единство содержания, трудно найти два более противоположных произведения. Если общее впечатление от живописи Джованни ди Паоло - ее изящная грация и мягкое очарование, для произведения Доменико ди Бартоло характерна монументальность форм, столь необычная для традиции Сиены. Алтарь Доменико можно было бы причислить к " флорентийскому направлению" в сиенской живописи периода кватроченто, поскольку эталоном для этого произведения была Мадонна Смирения Мазаччо (сейчас находится в Национальной галерее Вашингтона), которая послужила об- разцом и для юного Фра Филиппо Лип'пи, Доменико Венециано, Луки делла Роббиа и Донателло. Иконографическое своеобразие произведения Доменико вызывает особый интерес. Нимб над головой Марии, представленный в сложном ракурсе, имеет форму звезды, а лента под ним содержит надпись " Maris Stella" (морская звезда). Объяснение этой необычной трактовки образа можно найти в откровениях св. Бернардина Сиенского, посвященных Божьей Матери. Например, он называл Марию " Морской звездой, чьи лучи овеяны Духом Святым...". Так Бернардин находит свои средства для выражения идеи посреднической роли Девы между Богом и Человеком. Нимб в виде звезды, следовательно, прямо соотносился с определением Марии " Морской звезды", данным в надписи на ленте, а крылья были символом святого Духа, исходящего от Марии. Стефано Сассетта Одним из самых значительных сиенских живописцев периода кватроченто был Сассетта (1392-1450); его алтарная картина Св. Франциск во славе (с. 293) считается одним из шедевров мастера. Сцена являлась центральной частью главного алтаря церкви Сан Франче-ско в Борго Сансеполькро. Это был полиптих, расписанный с обеих сторон (что было обнаружено в ходе исследований последних лет). Оказалось, что образ св. Франциска был написан с обратной стороны, ориентированной на пространство хора; так францисканцы всегда имели возможность видеть достойный пример, воплощенный в образе основателя их ордена. Для композиции алтаря характерны: строго фронтальная точка зрения и неподвиж- Франческо ди Джорджио Коронование Богоматери, 1472—1473 Дерево, темпера. 337 х 200 см Сиена, Национальная галерея ность св. Франциска, а также симметрия в организации сцены. Можно предположить, насколько живопись Сассетты впечатлила Пьеро делла Франческа (образ располагался в церкви родного города Сансеполькро). Его Мадонна Милосердия, которая была написана для полиптиха Мизерикордия братства и теперь находится в Городском музее Сансеполькро, преисполнена той же неподвижности и торжественности, что и произведение Сассетты. Пьетро Перуджино В случае с Пьетро Перуджино (1448—1523) источником информации о личности мастера может служить его прозвище. Настоящее его имя Пьетро Ваннуччи. Известно, что он родился в маленьком городке Читта делла Пьеве, расположенном гораздо ближе к Сиене, нежели к Перудже, начал обучение у Пьеро делла Франческа, а продолжил у Верроккьо во Флоренции. Здесь он познакомился с Боттичелли, которого очень почитал, и вместе с ним подписал контракт в Риме в 1481 г. на роспись стен Сикстинской капеллы Ватикана для папы Сикста IV. Поскольку позднее Микеланджело занял алтарную стену композицией Страшного суда (с. 328), то сохранились не все работы Перуджино; две оставшиеся части представляют сюжеты о крещении Христа и путешествии Моисея в Египет, которые он писал вместе с Пинтуриккьо. Впрочем, сохранилась и фреска, которую он писал самостоятельно — это Передача ключей апостолу Петру. Передача ключей апостолу Петру Среди сюжетов истории Моисея и Христа во всем цикле фресок Передача ключей апостолу Петру (с. 295) - произведение, которое и концептуально и символически более других утверждает идею верховенства власти папства - в данном случае Сикста IV, который считал себя прямым преемником св. Петра. В соответствии с этим Перуджино постарался, чтобы смысл фрески был как можно более доступным. Собор высшего духовенства происходит на переднем плане. Преклонив колени перед Христом, Петр правой рукой принимает у него ключи — символ церковной власти, а левая рука прижата к груди в знак клятвы. Симметрично по обеим сторонам от центральной сцены изображены другие апостолы в античных одеждах и современные фигуры. Молодой человек слева, стоящий в профиль, — Альфонсо ди Калабриа, который жил в Риме во время написания фрески, а персонаж справа, держащий в руке пустую рамку, - предположительно архитектор Сикстинской капеллы Джованнино ди Дольчи. Другое профильное изображение кудрявого господина рядом с ним - автопортрет художника, который осознавал свою значимость, как и в случае с Поклонением волхвов Боттичелли (с. 277), и не постеснялся изобразить себя в подобном окружении. Это был первый заказ Перуджино, в исполнении которого сразу проявился только ему присущий стиль. Здесь впервые мастер использует мотив драпировки, накинутой на одно плечо и сколо- той спереди, который встречается еще в нескольких его картинах. Композиция сцены смело разворачивается в трехмерном пространстве, напоминая постановку фигур бронзовой группы Вер-роккьо Уверение Фомы во флорентийской церкви Орсанмикеле (с. 211). Даже жесты рук, слегка приподнятых или мягко касающихся сердца, изображения босых ног некоторых фигур переходят из картины в картину. Вся композиция Передачи излучает спокойную ясность и структурное единство, которые обусловлены не только четким делением фигур на группы по двое и по трое, но главное — четкой симметрией площади позади них, которая напоминает идеальные городские виды Пьеро делла Франческа. Геометрические квадраты мощеной площади уходят в бесконечность, а в центре возвышается храм Соломона. Перуджино воссоздал образ этого библейского здания в формах идеального центрического здания Раннего Ренессанса: отдельно стоящее восьмиугольное в плане, с куполом и четырьмя портиками, увенчанными фронтонами, какие могли бы построить Сангалло, Браманте или Палладио, хотя и с некоторыми вариациями. Перуджино здесь — архитектор или знаток античности? Конечно, во времена античности существовали центрические святилища и храмы, особенно в Риме, где Перуджино их мог видеть. В трех километрах от Ватикана находилась Триумфальная арка Константина, построенная в 315 г.; мастер имел возможность ее изучить и использовать в качестве прообраза для двух своих Пьетро Перуджино Аллегории Силы и Умеренности, ок. 1500 Фреска. 291 х 400см Перуджа, Колледже ди Камбио триумфальных арок, симметрично расположенных на фреске по краям площади. Четкая симметрия в изображении ландшафта -отличительная черта живописной манеры Перуджино. Только он, а позже его ученик Рафаэль могли так изысканно изображать деревья в пейзаже. По сравнению с окружением они неправдоподобно тонки и, кажется, что легчайшее дуновение воздуха овевает их изящные стволы. В религиозных сценах Перуджино располагал кусты и деревья далеко за пределами городских площадей, как они росли в его родной Умбрии, очень зеленой и одновременно гористой, благодаря близости Апеннин. Добродетели гильдии менял Самый крупный свой заказ Перуджино получил ок. 1500 г. в Пе-рудже, в сердце Умбрии. В 1457 г. был построен зал приемов (Колледже ди Камбио) для гильдии менял Перуджи на первом этаже палаццо Приори, и теперь его нужно было украсить достойным образом. Первый этап работы был выполнен флорентийским резчиком по дереву Доменико дель Тассо, которому принадлежит отделка главной скамьи, сидений и декорирование изящными резными панелями. Задачей Перуджино было расписать оставшуюся площадь стен. Но какая символическая программа могла подойти для характеристики гильдии менял? Самый просвещенный гуманист Перуджи — Франческо Матуранцио — нашел ответ: он сказал, что стены должны содержать изображения светских и христианских добродетелей, а потолок — изображения одноименных планетам богов. Перуджино откликнулся на призыв и взялся за работу, которая впоследствии была оценена очень высоко (слева). " Если бы искусство живописи погибло, он (Перуджино) вновь открыл бы его. А если ему суждено было быть изобретенным, то это сделал бы Перуджино", - такова надпись, славящая художника, под автопортретом, который Перуджино было разрешено позднее включить в ансамбль росписи. Ему предстояло заполнить пространства люнет, образованные шестью большими арками. Он посвятил отдельную фреску каждой из трех христианских добродетелей. Фигура Бога-Отца во славе, которая находилась в люнете справа над скамьями выше фигур шести пророков и сивилл — есть воплощение Надежды; рядом с этой фреской — Поклонение, выражающее Любовь, а Преображение Христа символизирует Веру. Земные добродетели изображены попарно в люнетах, где они приняли аллегорические формы женщин, сидящих на облаках рядом с надписанными панелями. Ниже изображены античные фигуры, которые ассоциировались с образами Добродетели, Мудрости или Справедливости. Например, во второй композиции справа, под фигурой Умеренности, которая традиционно изображалась с кувшином вина или воды, изображен не кто иной, как Перикл, который привел Афины к политическому и культурному процветанию за пять веков до рождения Христа. Разумеется, Перуджино не мог самостоятельно сделать полностью все фрески, покрывающие сводчатый потолок. Завершить некоторые фигуры ему помогали помощники из мастерской. Однако прежнее предположение о том, что роспись некоторых наиболее удачных фигур, таких, как аллегория Мужества с мечом и скипетром в руках, принадлежала Рафаэлю, признано ошибочным. Перуджино всегда был верен своей творческой манере, и его поздние произведения скорее повторяют прежние достижения, чем обнаруживают новации, а Рафаэль хоть и был одним из самых талантливых его учеников, в то время проявил себя лишь как начинающий семнадцатилетний художник, чьи произведения этого периода подтверждают его неопытность. Видение св. Бернардина Художественные способности Перуджино особенно ярко проявились в его алтарной картине Видение св. Бернардина (справа). В этой композиции он разместил фигуры в пространстве, построенном по законам перспективы; он позволил пейзажу, который был лишь фоном в росписях Колледже ди Камбио стать центральным мотивом. Особенностью картин Перуджино, по которой можно безошибочно определить его авторство, являются небольшие изящные деревца на заднем плане, за которыми виднеется широкая долина, извилистый ручей и маленькая деревня. На переднем плане Перуджино изобразил помещение, вполне в духе кватроченто, и Марию, явившуюся св. Бернардину. Она предстала в сопровождении двух ангелов, застав св. Бернардина за работой. Со стороны святого стоят два апостола — Варфоломей и Филипп. Мастерство Перуджино проявляется именно в изображении различной фактуры материалов: это ниспадающие мягкими складками одежды св. Бернардина, тяжелые угловые камни пилястр, мелкие детали книги (кажется, что можно прочесть содержание), а также нимбы. У св. Бернардина нимб выглядит как изящное полукружье, а у других персонажей они мерцают крошечными светящимися точками. Этот алтарный образ, исполненный ок. 1498 г. для церкви Марии Магдалины в Честелло, был широко известен и много копировался во Флоренции, поскольку в это время религиозная живопись переживала невероятный взлет популярности. Лоренцо Великолепный уже умер, и город находился во власти фанатичного проповедника Савонаролы. Он провозглашал установление Царства Божьего на земле и призывал к умеренности и воздержанию ее обитателей. Многие художники, в их числе и Боттичелли, перестали писать картины Пьетро Перуджино Портрет Франческо деле Опере, 1494 Дерево. 52 х 44 см Флоренция, Уффици Пьетро Перуджино Видение св. Бернардина Дерево. 173 х 160см Мюнхен, Старая пинакотека на светские сюжеты и посвятили себя религиозной живописи. Произведения Перуджино, такие, как Видение св. Бернардина более всего отвечали современным нравственным требованиям и религиозным переживаниям. Перуджино - портретист Однако было бы ошибочным утверждать, что с этого времени Перуджино целиком посвятил себя живописи на религиозные темы. Именно в эти годы он создал знаменитый портрет Франческа деле Опере (слева). Но даже здесь можно видеть влияние идей Савонаролы. Учитывая общественное положение Франческо деле Опере, который происходил из семьи богатых флорентийских шелкотор-говцев, веками поставлявшей дорогую одежду для состоятельных граждан, он должен был быть изображен богобоязненным человеком. Поэтому художник изобразил в его руке бумажный свиток, на одном конце которого можно прочесть надпись " TIMETE DEUM" (" Побойтесь Бога"). Тем не менее выражение лица Франческо весьма самоуверенно. Его пронзительный взгляд показывает, что перед нами человек опытный в делах, которого не так легко запугать. В этом портрете Перуджино превзошел самого себя в передаче психологического состояния человека. Каждая черточка лица Франческо — слегка приподнятая левая бровь, скепти- ческая морщина у основания носа и почти насмешливый изгиб правого уголка губ — отражают его характер. Эта удивительная работа Перуджино предвосхитила портретное творчество Рафаэля. Пинтуриккьо - мастер оформления интерьера Живописная манера Бернардино ди Бетто ди Бьяджо (1454-1513), прозванного Пинтуриккьо, сначала очень напоминала манеру Перуджино. В этом не было ничего особенного, ведь его знаменитый земляк - Перуджино, который был десятью годами старше, привез его с собой для работы над фресками Сикстинской капеллы в Ватикан, где они вместе написали несколько композиций. Принявшись однажды за высокое искусство фресковой росписи, Пинтуриккьо на всю жизнь страстно полюбил его. Со временем он выработал свою, как говорили, " приятную", манеру письма, которая очень нравилась заказчикам; среди них были несколько пап — от Сикста IV и Александра VI до Пия III. Вазари называл его " поверхностным мастером интерьерной живописи", все же не сохранившиеся до наших дней фрески из замка св. Ангела, созданные художником в 1497 г., стали одним из первых исторических циклов Нового времени, в котором были запечатлены и осмыслены актуальные политические события. Самостоятельная карьера Пинтуриккьо началась вскоре после завершения цикла росписей Сикстинской капеллы. В 1484 г. он получил заказ от правоведа Пикколо ди Манно Буфалини на украшение личной капеллы в церкви Санта Мария ин Арчели, которую тот намеревался посвятить св. Бернардину. С личностью святого было связано примирение между давно враждовавшими семьями Буфалини и Бальони, которые жили в Перудже. Пинтуриккьо должен был дать новую интерпретацию чудесам и исцелениям францисканского монаха, увековечив его деяния на стенах капеллы. Он за- печатлел св. Бернардина таким, каким его сделал аскетический образ жизни: изможденным, безбородым, беззубым монахом, босым и подпоясанным простой веревкой. На фреске со сценой Похорон св. Бернардина (с. 298) присутствуют лишь его товарищи — монахи и калеки, о которых он заботился, а также члены семьи Буфалини. Художник изобразил сопровождаемого пажом заказчика в богатом одеянии из золотой парчи и меха. Находясь здесь, чтобы отдать последнюю дань святому-аскету, Буфалини не испытывает неловкости от разительного контраста своего внешнего вида с обликом монахов из нищенствующего ордена. Что касается композиции Похорон, то она мало отличается от структуры фрески Перуджино Передача ключей апостолу Петру (с. 295). Как и там, за группой первого плана открывается панорамный вид на широкую площадь, по которой прохаживаются люди, а дальше перспективно сокращающиеся линии вымостки ведут взгляд к центрическому храму. Единственным различием является то, что Пинтуриккьо заменил строго симметрично расположенные триумфальные арки Перуджино двумя ренессансными дворцами. Тот, что слева, имеет богато украшенную лоджию, по которой движется похоронная процессия. В правой части фрески на заднем плане мы видим сцены из жизни святого, вписанные в пролеты двойных аркад дворца. Над ними ангелы несут на небеса ман-дорлу с душой Бернардина. Прославление папства Пинтуриккьо находился на вершине своей славы, когда в 1507 г. получил заказ от кардинала Франческо Тодескини-Пикколомини украсить фресками стены Кафедральной библиотеки в Сиене. Кардинал хотел видеть изображенными не деяния святого в назидание потомкам, но дела своего дяди Энея Сильвия Пикколомини, основателя бесценной библиотеки, который более известен под именем папы Пия П. Пинтуриккьо проследил в цикле росписей жизненный путь папы от поездки Энея Сильвия Пикколомини в Базель, чтобы принять участие в церковном Соборе, и до того момента, когда папа удалился в Анкону, где в 1464 г. скончался. Это было сделано в серии изображений придворных процессий на фоне красивых пейзажей. Одна из фресок очень напоминает Поклонение волхвов Джентиле да Фабриано (с. 239), хотя общая структура фрескового цикла Пинтуриккьо более соответствует традиции богато иллюстрированных северно-европейских манускриптов, издававшихся с целью запечатле-ния для потомков образов герцогов, пап и национальных героев. Благодаря камерному характеру и золотым украшениям росписи выглядят так, как будто это миниатюры из драгоценных кодексов. Пинтуриккьо заключил каждую отдельную сцену в иллюзорную сводчатую конструкцию. Подобная пространственная композиция впервые использовалась Мазаччо в фреске Троица (с. 247). Примечательна также отделка пилястр гротесками, которые украшают и потолок библиотеки. Гротескный орнамент в то время был особенно популярен. Он вошел в моду с тех пор, как в Пинтуриккьо Отъезд Энея Сильвия Пикколомини на Базельский собор, 1 Фреска Сиена, кафедральный собор, Библиотека Пикколомини Лука Синьорелли Бичевание Христа, ок. 1475-1480 Дерево. 80 х 60 см Милан, пинакотека Брера Риме в 1485 г. был обнаружен Золотой дом Нерона, грот которого был богато расписан арабесками с танцующими путти, мифическими созданиями, светильниками и вазами. Этот стиль в течение 10 лет распространился по всей Италии. Пожалуй, только Пинту-риккьо лично видел оригинал, но и Перуджино и Синьорелли с тех пор стали активно использовать орнаментальный мотив в своих произведениях. Начало творческого пути Луки Синьорелли Бичевание Христа (вверху) - первое известное нам произведение, которое было подписано именем Луки Синьорелли (ок. 1445-1523) из Кортоны. " Opus luce cortonensis" - гласит надпись на красно-коричневой полосе здания, расположенного на заднем плане, что означает: " Произведение Луки из Кортоны". Не без гордости Синьорелли заявляет, что он нашел достойный способ обнародовать свое имя. Тем не менее все еще заметно влияние художников, манере которых он стремился подражать. Например, отдельные фрагменты его алтарной картины очень напоминают произведение на анало- гичный сюжет у Пьеро делла Франческа (с. 226), где Христос изображен стоящим в такой лее позе. В то же время резко очерченные контуры фигур бичующих позволяют предположить, что он изучал работы Поллайоло, в особенности его Битву десяти обнаженных (с. 273). Общая композиция произведения Синьорелли, изобилующая многочисленными деталями - в особенности это касается заднего плана и рельефов классического фасада - уже обнаруживает чувство меры и симметрии, присущие автору. Синий плащ Пилата, помещенного на высоком троне в довольно необычной позе в левом верхнем углу, зрительно уравновешивается цветом одежды воина в правом нижнем углу, который вынимает меч из ножен. Освещение, которое позже станет необычайно важным в организации образа произведений Синьорелли, здесь еще не играет главной роли. В результате, хотя тела бичующих выписаны предельно подробно в их осязаемости, все фигуры освещены неправдоподобно равномерно, а их тени падают во всех направлениях. В пару к Бичеванию Синьорелли написал композицию с изображением Марии, которая должна была примыкать к обороту Бичевания. Эти произведения не были частями единого алтаря, но имели функцию двустороннего образа, который использовался в торжественных процессиях в праздничные дни. Такие выносные образы для процессий были известны с XIII в., но особенно широко использовались в Умбрии в шествиях периода кватроченто. Картина в картине Синьорелли уже был известным художником, когда он написал свою Мадонну Смирения, вероятно, для загородной виллы Медичи в Кастелло за пределами Флоренции. На этой алтарной картине Мария повернулась к Иисусу, как будто они одни на лугу. Она с любовью смотрит на своего маленького сына, а он поднял правую ногу, как это обычно делают дети, не слушаясь родителей. Природа очень реалистична: вокруг них ромашки, мальва, фиалки, хризантемы и маки. Но за спиной Марии разворачивается уже совсем другой, языческий пейзажный вид. Четыре пастуха в набедренных повязках, вызывая в памяти образ классической Аркадии, так увлечены игрой на дудочках, что не замечают происходящего на переднем плане. Они разбиты на группы по двое, где один играет, а другой внимательно слушает. В этот буколический пейзаж второго плана (слева) включен почти разрушенный портал храма. На его антаблементе выросли небольшое деревце и кусты. Природа торжествует над всеми человеческими творениями. Можно предположить, что та же участь ждет и античный круглый храм, который виднеется вдали с правой стороны под скалистой аркой. Вопрос в том, почему Синьорелли поместил свою смиренную Мадонну на фоне пейзажа, так сильно напоминающего атмосферу Вер-гилиевых " Буколик": на фоне весенней природы, наполненной звуками песен молодых пастухов. Подобная композиция, конечно, не была чистым изобретением художника. Это предположение подтверждают сведения о том, что картина была заказана одним из Me- ИЛЛЮСТРАЦИЯ ВНИЗУ: Лука Синьорелли Воспитание Пана, 1488 Дерево. 194 х 257 см Утрачена (ранее хранилась в Берлине, в Музее кайзера Фридриха) Лука Синьорелли Мадонна Смирения, ок. 1490 Дерево, масло. 170 х 117, 5 см Флоренция, Уффици дичи - либо Лоренцр Великолепным, либо Лоренцо ди Пьерфранче-ско. Члены кружка гуманистов, который Медичи собрали вокруг себя, преимущественно увлекались такими античными авторами, как Платон, Аристотель и Вергилий. Решение фона этой картины, таким образом, могло быть живописной интерпретацией Синьорелли гуманистических идей. Кроме того, использование классических мотивов в живописи на религиозные темы не было редкостью. Зачастую источником вдохновения для многих ренессансных художников были рельефы античных саркофагов. Оттуда также были заимствованы образы юных пастухов, которые появляются на картинах Синьорелли. Поскольку цитаты из античной пластики не толковались ранее как языческий материал, как произошло в данном случае, они автоматически переосмыслялись как христианские. Неудивительно, что четвертая эклога Вергилия (ошибочно) считалась мессианским пророчеством, даже в эпоху Средневековья. Позже Микеланджело создаст подобную комбинацию религиозных и языческих мотивов в своем тондо Дони (с. 315), где он изобразит десять обнаженных мужчин позади Святого семейства. Композиция Синьорелли также вписана в тондо, или во всяком случае представляет собой имитацию картины в круге, взятую в монохромную прямоугольную раму. Следовательно, перед нами картина в картине, своего рода фрагмент нарисованной архитектуры, сквозь окна которой открывается вид на просторный ландшафт. В верхней части иллюзорного обрамления тема круга повторяется в формах двух мелких тондо, внутри которых два пророка записывают свои откровения на свитках. Между ними в раковине находится бюст Иоанна Крестителя, а под ним простая панель с надписью " Ессе Agnus Dei". Обе части композиции - живописная рама и тондо с изображением Марии - строго соответ- ствуют друг другу, так, чтобы направление света и тональное решение были одинаковы. В результате все компоненты произведения освещены единым источником света, расположенным в левом верхнем углу. Другим связующим композиционным приемом является использование зеленоватой охры в изображении скульптурного обрамления, рефлексы которой заметны в оттенках плоти, архитектуры и ландшафта картины в центральном тондо. Синьорелли. Воспитание Пана Св. Августин говорил, что самый прекрасный символизм менее всего поддается интерпретации. Если бы он жил на 1100 лет позднее, эта мысль родилась бы у него при взгляде на работу Синьорелли Воспитание Пана (слева). Эта картина, уничтоженная в годы второй мировой войны, постоянно давала исследователям новую пищу для размышлений. Она считается самым ранним и самым важным ренессансным изображением Пана, который позже был прославлен, особенно в Риме, благодаря философии пантеизма неоплатоников. На картине Синьорелли бог природы, сын Гермеса и нимфы, родившей его козлоногим, сидит среди других оби- тателей Аркадии, но, кажется, никого из них не замечает. Здесь же изображены четыре пастуха, один из которых музицирует, другие погружены в раздумья - огни представляют четыре периода человеческой жизни. Обнаженная женская фигура на переднем плане и две женщины на заднем плане еще недавно интерпретировались как женские настроения — от самоуверенности до меланхолии и нерешительности. Так же как и Мадонну Смирения, Воспитание Пана нужно рассматривать в контексте идеи гуманистического кружка Медичи, где фигура Пана воспринималась в традиции Плутарха, как символ уходящего античного мира. Страшный суд в кафедральном соборе Орвьето Фрески Синьорелли в кафедральном соборе Орвьето - одна из самых главных его работ. Именно здесь, на стенах капеллы ди Сан Брицио, он драматически экспрессивно представил события конца света. Художник получил этот заказ после продолжительных переговоров в 1499 г., потому что ни Фра Анджелико, который начал роспись свода, ни Пьетро Перуджино, которого поначалу просили завершить декорацию интерьера в 1489 г., на самом деле не закончили работу. Решение поручить исполнение фресок Синьорелли не разочаровало церковный приходской совет. Художник стоял на подмостках около пяти долгих лет и писал по сырой штукатурке композиции Деяния Антихриста, Страшный суд, Восстание из мертвых, Ад, Рай, Грешники, демоны, Харон и избранные. То, что он не успевал закончить за день в технике al fresco, он добавлял на стадии al secco. Позднейшие вставки, например, фигуры путти, плывущие по небу, или фрагменты черепов в Восстание из мертвых (с. 302), не сохранились до нашего времени. Из всех названных сюжетов сильное эмоциональное потрясение обычно вызывает Восстание из мертвых. Вопреки традиционному подходу к трактовке сцены воскресения как восстания мертвых из своих могил, Синьорелли изобразил вместо этого двух трубящих ангелов, а внизу - мертвецов, высвобождающихся из почвы, которая вовсе не похожа на земную. Пока тела выбираются из этой субстанции, она кажется вязкой и рыхлой, но как только они оказываются на поверхности, она моментально превращается в твердь, крепкую, как скала. Мы можем здесь видеть смешанную толпу из нескольких молодых людей и скелетов, еще не обретших свою плоть. Например, сидящий на переднем плане мужчина, находясь во плоти, кажется слишком изнурен, чтобы воспользоваться этой плотью. Процесс трансформации еще не завершился у мужчины слева. Он разговаривает с шестью скелетами, которые выглядывают из-за иллюзорной рамы, как актеры, ждущие выхода из-за кулис. Не достигшие окончательного воскресения тела не могут понять, что с ними происходит, и только те, кто полностью восстановили свою плоть, с благоговением смотрят на небо. В период Ренессанса найдется немного работ, на которых было бы изображено столько обнаженных тел. Синьорелли явно испытывал интерес к анатомии. Его работе над фреской предшествовал длительный период изучения человеческого тела. Он постоянно варьирует позы персонажей, подавая их действия с разных точек зрения, он запечатлевает различные стадии движения, как в застывшем кадре фильма. Если скелет в центре картины еще только подтягивается, чтобы выбраться на поверхность, и верхняя половина тела уже обрела плоть, то фигура справа уже стоит на поверхности. Мужчина положил левую руку на колено, его сосед справа помогает ему выбраться. Синьорелли ввел некоторые классические мотивы в эту композицию. Три фигуры в центре на заднем плане, конечно же, вызывают в памяти мраморную группу Три грации, знакомую Синьорелли по интерьеру Библиотеки Пикколомини в сиенском кафедральном соборе, где она была установлена. Сюжет Восстания из мертвых еще не дает ясного представления, достигнут ли пробудившиеся к жизни люди рая или окажутся в аду. В находящейся же на противоположной стене фреске Ад (с. 303-304) место действия уже вполне обозначено. Действие полно боли и отчаяния и трактовано с явной ориентацией на представления жестокости ада, характерные для Средневековья. Переливающиеся множеством тонов фигуры демонов — полулюдей, косматых козлоногих существ — прокладывают путь среди толпы людей; каждый из них хватает жертву, приговоренную к аду, мучая ее с исключительной жестокостью. Они душат грешников, связывают их, сбрасывают с неба на землю и безжалостно поджаривают на адском пламени. Это не встречает сопротивления трех стоящих на облаке ангелов, держащих в руках небесные мечи. Синьорелли постарался выказать все свое мастерство в этом произведении — в изображении бесконечных разнообразных лиц, жестов, выражений отчаяния, а также прекрасное знание анатомии. Кажется, что демоны целиком состоят из мышц. Искусство Синьорелли ознаменовало собой конечный, возможно, самый прекрасный момент кватроченто и в то же время является поворотным пунктом к живописи Высокого и Позднего Ренессанса. Мерцающие цвета демонов предвосхищают металлическое intonaco фигур Микеланджело в росписи свода Сикстинской капеллы (с. 316 и далее), а также вариации цветовой гаммы маньеристов, например Понтормо (с. 342—345). Пьеро ди Козимо Пьеро ди Козимо, чье настоящее имя было Пьеро ди Лоренцо, родился в 1462 г. во Флоренции и умер там же в 1521 г. Несмотря на это, его картины далеки от флорентийской живописной манеры. Если главной особенностью флорентийской школы было совершенство линий, Пьеро ди Козимо искал гармонию в цвете. Его стиль был обусловлен влиянием атмосферы ранних пейзажей Леонардо. Это заметно и в туманно-синей гамме фонов его многочисленных композиций с Мадоннами, а также в живописи на мифологические и исторические сюжеты. Кроме того, он тяготел к необычным сюжетам. Если другие художники при написании сотворения мира использовали ветхозаветный сюжет о создании Евы из ребра Адама, то Пьеро ди Козимо предпочитал изображать нача-
Пьеро ди Козимо Симонетта Веспуччи (в образе Клеопатры), ок. 1485 Дерево, масло. 57 х 42 см Шантийи, Музей Конде ло человеческого рода на картинах с псевдоисторическим сюжетом, где фигурировали античные сатиры и кентавры, охотящиеся на львов и медведей с дубинками в руках. До сих пор нельзя с уверенностью говорить о количестве созданных им работ, поскольку не существует подписей или документальных свидетельств ни к одной из сохранившихся картин. Важнейшим источником, из которого можно почерпнуть данные о его жизни и творчестве, является " Жизнеописание" Вазари, написанное спустя тридцать лет после смерти мастера. Вазари, например, упоминает о " прекрасной голове Клеопатры со змеей, обвившейся вокруг ее шеи". Это описание подходит к портрету, впоследствии получившему название Симонетта Веспуччи (вверху). На нем изображена молодая женщина, профиль которой резко выделяется на фоне темного облака; ее заплетенные в косы волосы богато ук-
Мелоццо да Форли Христос во славе, ок. 1481-1483 Фрагмент фрески (перенесена на холст) Рим, палаццо Квиринале рашены жемчугом. Ниспадающее с плеч одеяние открывает змею, которая поверх ожерелья обвила женскую шею. Образ змеи и подтолкнул Вазари к тому, чтобы назвать женщину Клеопатрой, поскольку хорошо известно, что египетская царица покончила с собой, воспользовавшись ядовитой змеей. Современное название Симонетта Веспуччи дано произведению из-за вызывающей подозрение и добавленной значительно позже надписи в нижней части картины (ранее собственности семьи Веспуччи). Возможно, это добавление было частью честолюбивого замысла посмертно прославить в художественном произведении женщину, которую в свое время восславил в стихах Полициано. Так как профиль на картине традиционно представлен на фоне панорамного пейзажа, это произведение обычно относят к ранним работам Пьеро ди Козимо, то есть ко времени, когда он еще был учеником Козимо Роселли, который как сына принял его в свою мастерскую и по имени которого он стал называться Козимо. Хорошо известно, что все дороги ведут в Рим, а в 1481 г. они вели в Ватикан к капелле Сикста IV, куда художник и отправился вместе с Роселли для работы над фресками.
Мелоццо да Форли Современники считали Мелоццо да Форли (1438-1494) выдающимся и одним из почитаемых в Риме живописцев своего времени. Однако его живопись вскоре забылась - ее затмила слава таких мастеров кинквеченто, как Рафаэль и Микеланджело. Лишь в наши дни были по достоинству оценены роль и место, занимаемые Мелоццо среди живописцев Раннего Ренессанса. К сожалению, сохранились очень скудные сведения о периоде обучения и ранних произведениях Мелоццо. Поздние его работы многим обязаны живописной манере Пьеро делла Франческа. Возможно, ему удалось познакомиться с работами Пьеро в Ферраре, которая располагалась неподалеку от Форли. Есть предположение, что Мелоццо лично общался с Пьеро при дворе Федерико да Монтефельтро в Урбино, где он писал картины. Первые достоверные свидетельства о живописных работах Мелоццо относятся уже к периоду его творческой зрелости. Он добился звания признанного мастера (pictor papalis) у папы Сикста IV, по поручению которого работал над росписью Ватиканской библиотеки. Сохранилась превосходная фреска (с. 307), написанная в течение 1480-1481 гг., на которой изображены папа Сикст IV и его четыре племянника, а также главный хранитель библиотеки (Платина). Фреска впечатляет тем, что изображенные на ней фигуры неподвижны и облачены в тяжелые одеяния и этот монументальный характер живописи напоминает стиль Пьеро делла Франческа. Первоначально роспись находилась напротив входа в Латинскую библиотеку, преобразованную при активном участии Сикста. Папа открыл ее фонды для посетителей, что стало блестящим свидетельством проявления папской власти и возрождения духа благотворительности Сикста II, чьи общественные деяния прославлялись в надписи, составленной Платиной. После завершения работ в Ватиканской библиотеке Мелоццо да Форли в течение 1480-1481 гг. трудился над фреской в апсиде церкви Санти Апостоли в Риме. До нашего времени дошли лишь ее фрагменты. Эта роспись по праву может считаться основным произведением Мелоццо. Ранее имевшая огромные размеры композиция на сюжет Вознесения сохранилась на холсте в виде шестнадцати разрозненных фрагментов; наиболее вероятно, что Христос во славе (слева) — важнейший из них. Приемы иллюзионистической живописи воздействуют в данном случае с необычайной силой: на фигуру Христа зритель смотрит снизу и потому видит ее несколько укороченной. Мастерство, которое продемонстрировал Мелоццо в преодолении оптических искажений, а также в создании эффекта реальности происходящего события позволяет рассматривать эту фреску как важную веху на пути развития римской плафонной живописи. Вплоть до XVI в. произведение Мелоццо считалось непревзойденным достижением живописного мастерства.
|