![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Идеал любви
Возвратившись из Рима весной 1482 г., Боттичелли в течение следующих десяти лет непрерывно работал над серией картин на мифологические сюжеты, на которых, собственно, и основана его настоящая слава. Помимо знаменитой картины этого периода -Рождение Венеры, изображающей прибытие богини любви на остров Киферы и вероятно, заказанной семьей Медичи (с. 283), Весна (с. 280 и деталь на с. 281) несомненно наиболее загадочное и спорное из всех произведений Боттичелли. Множество его образных подтекстов до сих пор считаются непрочитанными. Весна была написана для Лоренцо ди Пьерфранческо, дальнего родственника Лоренцо Великолепного. Недавно обнаруженная опись, датируемая 1492 г., говорит о том, что картина висела рядом с другим произведением Боттичелли Паллада и кентавр (с. 282) во дворце Лоренцо ди Пьерфранческо во Флоренции. Богиня любви Венера стоит на цветущем лугу в центре композиции под сенью ветвей апельсиновых деревьев. Тут же ее сын Амур с повязкой на глазах, посылающий свои стрелы любви. Вероятным прообразом места действия аллегорической сцены был райский сад, воспетый в стихах поэтом Анджело Полициано, активным членом гуманистического кружка Медичи. Сад Венеры -место вечноцветущей весны и покоя. В своих стихах Полициано говорит о том, как нежный ветер Зефир приходит сюда и купается в луговой росе, окутывая луга благоуханными запахами и украшая землю бесчисленными цветами. Крылатый бог ветров изображен справа от Венеры в темно-синем одеянии. Он надул щеки, чтобы выпустить струю теплого воздуха. Однако намерения Зефира не столь миролюбивы. Преследуя нимфу, он продирается сквозь ветви, от его движений гнутся деревья. Нимфа с опаской оглядывается на него. Цветы падают из ее уст, смешиваясь с цветами стоящей рядом с ней женщины, которая складывает в подвернутый подол собранные в саду розы. Разгадкой этой таинственной сцены является текст " Фасты" (" Месяцеслов") древнеримского поэта Овидия, где автор описывает наступление весны как превращение нимфы Хлорис в богиню цветения Флору. " Когда-то я была Хлорис, теперь я называюсь Флорой", — так нимфа начинает свою историю, в то время как цветы падают из ее уст. " Зефир, — жалуется она, — воспламенился страстью, глядя на меня, и взял силой еще до свадьбы. Но пожалел о своем насилии и превратил во Флору, богиню весенних цветов" (с. 281). Группа танцующих женщин - аллегория наступления весны. Три грации празднуют ее приход, вовлекая в свой круг Венеру (в центре). Спиной к грациям стоит Меркурий, посланник богов. Он грозит тучам, которые готовы ворваться в Венерин сад своим кадуцем, перевитым змеями. Меркурий охраняет сад, в котором, как писал Полициано, не бывает гроз и царит вечный покой. Это произведение, кажется, таит в себе ряд дополнительных смысловых планов, помимо аллегории праздника наступления вес-
С. 283
ны. Весна, как уже говорилось, висела рядом с Палладой (Камиллой) и кентавром (с. 282) в городском дворце Лоренцо ди Пьер-франческо. До обнаружения описи от 1492 г., из которой стало известно, что имя молодой женщины — Камилла, ее идентифицировали с Афиной Палладой, богиней мудрости, что и объясняет другое название картины Паллада и кентавр. Камилла — похожая на амазонку героиня из " Энеиды" Вергилия - была известна в эпоху кватроченто благодаря книге Боккаччо " Знаменитые женщины" (" Eligia de Madonna Fiammetta"), в которой Камилла предстает образцом для подражания для молодых невест за ее целомудрие и скромное поведение. Образ Камиллы часто фигурировал в росписях свадебных сундуков, где невеста хранила свое приданое. На картине Боттичелли фигура Камиллы противопоставлена кентавру, известному мифологическому персонажу, который был полулошадью получеловеком и обычно считался символом похоти. В данном сюжете он изображен с колчаном и стрелами, как если бы собрался поохотиться. Камилла же крепко держит его за волосы, как будто мешая его порыву. Сюжет, следовательно, можно трактовать как победу целомудренности над низменными инстинктами. Если представить эти произведения Боттичелли как парные, можно отметить их общую связь с гуманистическими воззрениями философа-неоплатоника Марсилио Фичино, который трудился при дворе Медичи. Живопись Боттичелли явилась своеобразной иллюстрацией его идей. Фичино рассматривал любовь в двуедин-стве физического и духовного начал, которые он определял как чувственное и интеллектуальное, как материю и дух. Фичино описывал идеальный жизненный путь человека как стремление от чувственных страстей к интеллектуальному желанию просветления и божественной мудрости.
С. 284
Это представление Фичино о любви словно пронизывает обе аллегорические композиции Боттичелли. Зефир в Весне - воплощение необузданного желания, которое контрастирует со спокойствием той из трех граций, на которой нет никаких украшений и которая обращена к нам спиной; Купидон, кажется, метит прямо в нее. Отвернувшись от своих играющих подруг и от действия, завязавшегося вокруг Зефира, она задумчиво смотрит на Меркурия, который рукой и взглядом указывает на верхний левый угол картины, словно за пределы полотна. Жест Меркурия направлен не в пустоту, а как будто призывает зрителя перевести взгляд на картину Камилла и кентавр, которая в соответствии с описью, располагалась над дверью напротив. Если Зефир дает полную волю своим похотливым желаниям, Камилла, наоборот, обуздывает это чувство в кентавре. Меркурий является посредником, или проводником, между образами средней грации и Камиллы, то есть выступая в роли посланника богов. Любовная тема, и особенно присутствие Камиллы, которая была примером для юных невест, предполагает, что оба полотна были написаны к свадьбе. Оказывается, Лоренцо ди Пьерфран-ческо женился на Семирамиде д'Аппиано в 1482 г.; анализ стиля картин не противоречит этой дате, из чего можно сделать вывод, что обе картины предназначались для апартаментов молодоженов.
|