![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Искусство как средство пропаганды крестовых походов
Надежды на продолжение союза (унии) западной и восточной церквей, провозглашенного во Флоренции в 1436 г., рухнули в 1453 г., когда Константинополь был завоеван оттоманскими турками. Папы Николай V, Каликст II и Пий II с пониманием отнеслись к призывам восточных христиан о помощи, обещав крестовый поход против турок и освобождение Константинополя и святых мест. Однако эта идея так и не была осуществлена. Фреска Встреча царицы Сабекой и Соломона воспринималась участниками Собора по объединению церквей как намек на желаемую встречу византийской и западной церквей. Взятие Константинополя изменило значение этого сюжета. Рассказ об объединении Запада и Востока больше не воспринимался как гордое воплощение единой церкви; теперь в нем видели намек на вынужденное паломничество византийской церкви, в лице царицы Савской, с просьбой о помощи, обращенной к западной церкви. На фреске мы видим царицу, смиренно склоненную перед посланниками Запада, стоящими слева. Их портреты, возможно, имеют реальные прототипы среди наиболее знатных жителей Ареццо. Соломон, чей образ ассоциировался с личностью кардинала Виссариона, выступает посредником между двумя группами. Виссарион, назначенный протектором ордена св. Франциска в 1458 г., был самым ярым сторонником идеи крестового похода. Рожденный в Греции
С. 270
Пьеро делла Франческа История животворящего Креста Ареццо, роспись алтарной капеллы церкви Сан Франческо Схема расположения сцен фрескового цикла Смерть Адама и насаждение древа Поклонение древу царицы Савской и встреча Соломона и царицы Савской Перенесение священного древа Благовещение Сон Константина Битва Константина с Максенцием Наказание иудея Нахождение трех крестов и триумф истинного Креста Победа Иераклия над Хосровом 10. Внос Креста Христова в Иерусалим императором Иераклием
и будучи кардиналом западной церкви, он был наиболее влиятельным посредником между двумя сторонами. Эта аллюзия продолжена и во фреске Битва Константина с Максенцием. Недавними исследованиями установлено, что фреска запечатлела реальное событие: в 1456 г. горстка крестоносцев сумела предотвратить переправу турок через Дунай, подобно тому, как император Константин, который во времена Пьеро считался примером доблестного императора, сражался против варваров во имя Креста, и что примечательно, тоже на Дунае. Францисканцы были наиболее рьяными приверженцами крестовых походов, которые горячо поддерживал их протектор кардинал Виссарион. Их беспокоила судьба реликвий Святой земли, нуждавшихся в защите. Поэтому францисканцы особенно были заинтересованы в появлении на стенах своих церквей таких сюжетов, которые способствовали бы осуществлению идеи крестовых походов. Бичевание Христа как бичевание христианства Пьеро написал Бичевание Христа (с. 268) ок. 1460 г., после пребывания в Риме в 1458 и 1459 гг. В XVIII в. картина находилась в кафедральном соборе Урбино; более ничего неизвестно о ее происхождении и заказчике. Действие на картине разворачивается таким образом: справа, на переднем плане изображены три человека в современных одеждах, стоящие на площади, а сама сцена бичевания происходит на заднем плане. Хотя обе сцены объединены общим сюжетом, они отделены друг от друга композиционно. Трое беседующих горожан словно не имеют отношения к библей-
С. 273
скому повествованию, образуя картину в картине; в этом смысле картина напоминает Распятие Фра Анджелико в церкви Сан Марко (с. 250). Так, два события имеют разные пространственные и временные координаты. Солнце освещает площадь слева, как это видно по отбрасываемой тени, а фигуры в сцене бичевания освещаются справа, то есть действие происходит совсем в другое время. Дихотомия этих двух эпизодов исчезает, если рассматривать бичевание Христа в символическом аспекте. По одежде можно сказать, что два человека, стоящих друг против друга на переднем плане, — это византийский (слева) и западный (справа) правители. Такая конфронтация Востока и Запада напоминает символику сцены Встреча царицы Сабекой и Соломона фрескового цикла в Ареццо (с. 270). В самом деле, все исследователи едины в рассмотрении Бичевания как возможного призыва выступить крестовым походом против турок. Жест грека поднимает на борьбу с турками, которые " истязают" христианскую церковь. Император Византии изображен в роли Пилата — его можно узнать по высокому головному убору и красной обуви. Он молча наблюдает за тем, что творят язычники; его руки бессильно сложены на коленях. Исследователи пытались установить личности стоящих на площади людей, было много предположений, но истины не знает никто. Однако фигура в центре заслуживает упоминания. Стоящая в некоторой изоляции, босая и в древних одеждах, со взглядом, устремленным вдаль, эта фигура также принадлежит другому плану реальности. Предположение о том, что это может быть ангел, наиболее правдоподобно, потому что именно такими Пьеро изображал ангелов в других своих произведениях. Обычно это очень юные создания, чьи лица наподобие нимба обрамляет кайма светлых волос. Они всегда в простой, перехваченной поясом одежде, зачастую без крыльев. Таковы ангелы на фреске Рождество, которая находится в Национальной галерее в Лондоне. Появление ангела в Бичевании может объясняться его ролью посредника между двумя сторонами, или даже ангела-хранителя истязаемого Константинополя.
Пьеро делла Франческа Мадонна с младенцем и святыми, (алтарь Монтефельтро), ок. 1472-1474 Дерево, масло. 248 х 170 см Милан, пинакотека Брера
|