![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мазаччо и Джотто
Темой цикла фресок была жизнь св. Петра, целью которой было спасение человечества (historia salutis). Петр стал первым папой, провозгласившим функцию Церкви как посредницы между Богом и людьми. Его интерпретация истории человека, построенная на идее Божественного спасения, начинается грехопадением и изгнанием Адама и Евы из рая, то есть преступлением божественного закона, после чего возникла необходимость примирения Бога и человека. Оба сюжета изображены на столбах входной арки капеллы, - это Грехопадение Мазолино (справа) и Изгнание из рая Мазаччо — слева от входа (с. 242).
С. 241
То обстоятельство, что обе фрески расположены друг против друга и развивают единую сюжетную линию, невольно подталкивает зрителя к их сравнению, в результате которого, в свою очередь, и проявляются различия трактовок библейской истории позднеготического и раннеренессансного искусства. Отличительными особенностями Грехопадения Мазолино являются точная и изящная придворная манера исполнения, что видно в отчетливости контуров, в декоративной разработке деталей, в мягкой моделировке форм и удлиненных пропорциях тел. Этому противоречат как бы взятые из жизни фигуры Мазаччо, чьи тела выглядят в высшей степени реалистично. Если у Мазолино чувства главных персонажей скрыты от постороннего наблюдателя, то Мазаччо показывает неподдельную человеческую драму — отчаяние, стыд, сожаление, грусть и слезы составляют эмоциональное содержание образа. Адам и Ева изгоняются ангелом на грешную землю через очень узкие врата, чем подчеркивается невозможность их возвращения в Эдем. Голова Евы поднята в отчаянном движении, ее рот открыт для слов мольбы, а неустойчивая поза унижения соответствует чувству сжигающей ее вины. Адам, полный стыда и сожаления, закрыл глаза руками и утирает горькие слезы. Весь спектр человеческого страдания выразил здесь Мазаччо. Другая композиция Мазаччо Крещение новообращенных (с. 246) также глубоко реалистична. Стоя на берегу реки, Петр льет воду из сосуда на голову новообращенного, который склонил перед ним колени, омываемый водами реки. Его волосы свисают мокрыми прядями. Особенно интересна фигура следующего неофита, ожидающего своей очереди; он уже раздет и дрожит от холода, согревая себя характерным жестом, или фигура стоящего за ним юноши, который раздевается, готовясь к обряду крещения. Реализм, с которым изображены библейские характеры Мазаччо, их выразительная эмоциональность свидетельствуют о том, что свое вдохновение художник целиком черпал из окружающей действительности. Пространственные и временные абстракции поздней готики были преодолены. События Божественной истории очеловечивались и осовременивались, помогая тем самым лучшему их осмыслению. Корни этого реализма можно найти в искусстве Джотто и мастеров начала кватроченто, продолживших и последовательно доработавших его искания. Джордже Вазари (1511-1574), один из первых историков искусства, называл Джотто сделавшим первый шаг, а художников кватроченто — второй шаг в направлении возрождения (rinascita) такого искусства, которое бы тяготело к жизненной правде. Таким образом, понятие rinascita имело отношение не только к возрождению античных форм, но в большей степени затрагивало проблемы изображения человека таким, каков он есть, со всеми недостатками, что было немыслимо со времен классической античности.
|