Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мазаччо. Чудо со статиром






Эти новые идеалы отчетливее всего видны на знаменитой фреске Мазаччо Чудо со статиром (с. 244—245). Мазаччо воспользовался сюжетом, изложенным в Евангелии от Матфея (XVII: 24-27),

 

С. 244

 

и сделал из него драматическую историю. В центре композиции фрески находится Христос, окруженный учениками; сборщик по­дати преграждает им путь в город и требует денег, собираемых го­сударственной казной. Иисус просит Петра поймать рыбу, говоря, что тот найдет у нее во рту монету (статир). Его вытянутая вперед рука указывает на озеро, а Петр колеблется, желая скрыть беспо­койство перед сборщиком подати, и в возмущении указывает так­же направо. Следуя за обоими жестами, наш взгляд останавлива­ется на фигуре апостола в левом углу картины, который, присев у кромки воды, пытается извлечь монету изо рта рыбы. Далее траек­тория нашего взгляда перемещается в правую часть росписи, где сборщик принимает статир из руки Петра.

Умение передать реальные черты персонажей здесь у Мазаччо потрясает. В перспективном построении центральной сцены фигу­ры, каждая из которых трактована индивидуально и впечатляюще, действуют свободно и уверенно. Нас восхищает способность Ма­заччо передавать абстрактные чувства в живых образах: сдержан­ность расспросов и нетерпеливость, возмущение и спокойствие, а также реальность горного пейзажа и передача атмосферных эф­фектов — туч, клубящихся над Апеннинами и длинных теней. В от­личие от Джентиле да Фабриано, Мазаччо использует реалистический подход не только в интерпретации отдельных сцен, жизнен­ная правда составляет внутреннюю суть всей его живописи.

Сюжет о чуде со статиром редко использовался в итальянском искусстве. Феличе Бранкаччи не случайно избрал эту тему. В это время Флоренция вела дорогостоящую войну с Миланом, и общи­на города вынуждена была поднять налоги. Этот процесс контро­лировался с помощью предварительной переписи земельной соб­ственности, где точно указывалось, какой именно собственностью обладает каждый горожанин, что, естественно, взволновало наи-болге имущих граждан. Заказом данной фрески Феличе Бранкач­чи выразил свое отношение к современному событию, встав на сторону приверженцев идеи переписи. Он, по-видимому, считал, что каждый гражданин должен сознательно заплатить налог в пользу государства. Неизвестно, какую реакцию вызвала фреска у жителей Флоренции, мы знаем, что земельная перепись была си­лой приведена в исполнение в 1427 г.

 

Мазаччо

Чудо со статиром (уплата подати), ок. 1425

Фреска. 247 х 597 см

Флоренция, Санта Мария дель Кармине, капелла Бранкаччи


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал