![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мазаччо. Чудо со статиром
Эти новые идеалы отчетливее всего видны на знаменитой фреске Мазаччо Чудо со статиром (с. 244—245). Мазаччо воспользовался сюжетом, изложенным в Евангелии от Матфея (XVII: 24-27),
С. 244
и сделал из него драматическую историю. В центре композиции фрески находится Христос, окруженный учениками; сборщик подати преграждает им путь в город и требует денег, собираемых государственной казной. Иисус просит Петра поймать рыбу, говоря, что тот найдет у нее во рту монету (статир). Его вытянутая вперед рука указывает на озеро, а Петр колеблется, желая скрыть беспокойство перед сборщиком подати, и в возмущении указывает также направо. Следуя за обоими жестами, наш взгляд останавливается на фигуре апостола в левом углу картины, который, присев у кромки воды, пытается извлечь монету изо рта рыбы. Далее траектория нашего взгляда перемещается в правую часть росписи, где сборщик принимает статир из руки Петра. Умение передать реальные черты персонажей здесь у Мазаччо потрясает. В перспективном построении центральной сцены фигуры, каждая из которых трактована индивидуально и впечатляюще, действуют свободно и уверенно. Нас восхищает способность Мазаччо передавать абстрактные чувства в живых образах: сдержанность расспросов и нетерпеливость, возмущение и спокойствие, а также реальность горного пейзажа и передача атмосферных эффектов — туч, клубящихся над Апеннинами и длинных теней. В отличие от Джентиле да Фабриано, Мазаччо использует реалистический подход не только в интерпретации отдельных сцен, жизненная правда составляет внутреннюю суть всей его живописи. Сюжет о чуде со статиром редко использовался в итальянском искусстве. Феличе Бранкаччи не случайно избрал эту тему. В это время Флоренция вела дорогостоящую войну с Миланом, и община города вынуждена была поднять налоги. Этот процесс контролировался с помощью предварительной переписи земельной собственности, где точно указывалось, какой именно собственностью обладает каждый горожанин, что, естественно, взволновало наи-болге имущих граждан. Заказом данной фрески Феличе Бранкаччи выразил свое отношение к современному событию, встав на сторону приверженцев идеи переписи. Он, по-видимому, считал, что каждый гражданин должен сознательно заплатить налог в пользу государства. Неизвестно, какую реакцию вызвала фреска у жителей Флоренции, мы знаем, что земельная перепись была силой приведена в исполнение в 1427 г.
Мазаччо Чудо со статиром (уплата подати), ок. 1425 Фреска. 247 х 597 см Флоренция, Санта Мария дель Кармине, капелла Бранкаччи
|