![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Спектрум: Журнал Ассоциации адвентистских форумов. 10, № 1, Такома Парк, Мэриленд, США.Стр 1 из 9Следующая ⇒
УДК 283/289 ББК 86.376 «В своей новой книге „Служители Божьи тоже люди", Грэму Брэдфорду удалось создать полную и истинную картину, описывающую личность Е. Уайт, ее прогрессирующее понимание Библии и ее горячее желание призвать и других к более глубокому изучению Священной Книги. Теперь любой член церкви имеет возможность узнать информацию, которая хранилась долгое время в архивах и была доступна лишь частично, чтобы сформировать более сбалансированный взгляд на личность Е. Уайт и ее служение». Ганс Ларонделл, заслуженный профессор богословия Университет Андрюса
© Оформление. Издательство «Источникжизни», 2009 F Я благодарен Грэму Брэдфорду за это исследование. Его своевременно вышедшая книга «Пророки тоже люди» проясняет, каким же образом Бог вдохновлял людей, чтобы передать Свою весть этому миру. Моя мать, Кэтрин Уайт Мэтисон, считает, что принципы, изложенные в книге Грэма Брэдфорда и его лекциях, соответствуют ее воспоминаниям и личным убеждениям. Она выросла в доме Уильяма Уайта (сына Елены Уайт) в Сент-Хелене. Члены семьи Уайт и все те, кому довелось с ней работать, также разделяют точку зрения моей матери. Когда в 1950-1969 гг. я получал образование в адвентистских учебных заведениях, я был научен другой точке зрения. Инспирация Е. Уайт ставилась на один уровень с инспирацией библейских писателей. Человеческий фактор практически не учитывался. Я благодарен Грэму Брэдфорду, его помощникам, спонсорам публикации за то, что они открыли Церкви адвентистов седьмого дня эти исторические свидетельства. Искренне ваш Джеймс Е. Мэтисон, доктор стоматологической хирургии Посвящается
и коллеге доктору Артуру Патрику (бывшему директору центра исследований трудов Е. Уайт в колледже Авондэйл), который на протяжении многих лет пытался помочь адвентистам увидеть Е. Уайт такой, какой она была в реальной жизни.
За последние 35 лет произошла определенная революция в исследованиях, касающихся жизни Е. Уайт. Эта революция началась с публикаций в журнале Spectrum в начале 70-х, но наибольший резонанс у общественности вызвали книга Рональда Намберса «Пророчица здорового образа жизни», изданная в 1976 году, и книга Уолтера Ри «Белая ложь», опубликованная в 1982 году. Первая из них книг не просто утверждала, что Е. Уайт в своем восприятии медицинских проблем была человеком своего времени, но и то, что она заимствовала многие свои идеи у других известных современников-реформаторов здорового образа жизни. Вторая книга пыталась доказать, что Е. Уайт очень часто прибегала к заимствованию из других источников, когда писала «Желание веков» и «Патриархи и пророки». Для общепринятой в церкви, начиная с 1920-х гг., позиции в понимании пророческого дара Е. Уайт совокупный эффект от этих двух книг и статей в журнале Spectrum можно было сравнить с взорвавшейся бомбой. Интересно, однако, отметить, что такой взрывной эффект был бы ничтожным, если бы эта бомба взорвалась при жизни Е.Уайт, так как книги, из которых она заимствовала цитаты, часто рекламировались в Ревью энд Геральд, а некоторые из них, как, например, книга Урии Смита «Размышления по Книге Даниила и Откровение», были прочитаны большинством адвентистов того времени. С другой стороны, попытка оспорить пророческий дар Е. Уайт в 1970—1980 гг. повергла в шок поколение адвентистов, выросших с верой в уникаль- ность служения Е. Уайт и убежденных в том, что все ее пророческие писания были даны ей от Бога в результате прямого откровения. При этом следует заметить, что сама Е. Уайт в введении к «Великой борьбе» публично заявляла об использовании исторических источников. Те, кто работали вместе с Е. Уайт, как, например, А. Г. Даниэльс, В. В. Прескотг и У.С. Уайт, осознавали истинное положение вещей касательно этого вопроса. Даниэльс и Прескотг во время Библейской конференции 1919 года даже выдвинули этот вопрос на первый план. Однако было не совсем подходящее время для подобной манифестации. Конференция, как известно, проходила в условиях фундаменталистско-модернистского противостояния. Адвентизм, наряду с другими консервативными протестантскими церквами в 20-х годах XX века, пребывал в процессе выработки своей позиции в этом противостоянии. Открытость заседаний конференции 1919 г. породила, к сожалению, слишком узкий и небиблейский взгляд на проблему богодухновенности в церкви в 20-е годы. Основой для формирования адвентистского мышления того времени стало неправильное понимание инспирации и своего рода мифологизация служения Е. Уайт. Случилось так, что подробный протокол Библейской конференции 1919 года, в котором была представлена открытая дискуссия о служении Е. Уайт и вопрос об инспирации, был надолго «похоронен» в архивах Генеральной Конференции и в течение полувека просто не использовался. Когда же его извлекли на свет, это лишь добавило масла в огонь и усилило кризис по вопросу пророческого служения Е. Уайт. Именно об этом и рассказывает Грэм Брэдфорд в своей книге. Автор вполне справедливо замечает, что если бы мы не «похоронили» то понимание миссии Е. Уайт, которое было представлено ее современниками в 1919 году, мы бы не пережили кризис, касающийся Духа ПРЕДИСЛОВИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ
Один из самых важных аспектов этой книги является утверждение автора о том, что кризис 1919 года повторился в 1982 году. И вновь, в связи с появлением книг Нам-берса и Ри, состоялась дискуссия по этим вопросам, вновь прозвучал призыв обнародовать факты, и тем не менее опять все материалы были «похоронены» в архивах. Другим не менее важным аспектом данной книги является публикация отредактированной версии протоколов тех собраний, которые имели место в 1982 году по вопросу пророческого служения Е. Уайт. Но самым важным, что касается истории исследования проблем, связанных с Духом Пророчества, является сам вывод: не нужно бояться правды. Бояться нужно ошибочных представлений о природе и функции пророческого дара. В начале 80-хгг., помимо дискуссий 1982 года, одному из новозаветных исследователей, эксперту в области текстуального анализа Фреду Вельтману, было поручено проанализировать работу Е. Уайт «Желание веков» на предмет использования Еленой Уайт дополнительных источников. После тщательного исследования, которое заняло без малого 5 лет, Вельтман пришел к заключению, что Е. Уайт действительно довольно часто прибегала к литературному заимствованию, однако это не было просто «слепое копирование». Она подбирала информацию «с любовью», тщательным образом отшлифовывая конечный продукт, чтобы донести до читателя важную весть. К сожалению, эта монография так никогда и не была опубликована. В 80-е гг. была предпринята еще одна попытка лучше понять природу инспирации и роль Е. Уайт. В 1983 г. Джордж Райе опубликовал книгу «Можно ли обвинить Луку в плагиате?» Он начал с того, что адвентизм оказался уязвимым по причине того, что имел недостаточно ясное представление об инспирации. Райе продемонстрировал это на примере Евангелия от Луки. Оказывается, и авторы библейских книг использовали существовавшие в их время источники, чтобы написать вдохновленные Святым Духом книги. Применительно к Е. Уайт важное значение имеет книга Джорджа Найта «Мифы в адвентизме» (1985), повествующая о том неправильном понимании, которое укоренилось в сознании членов церкви в 20-х годах. Он предлагает герменевтическую основу для толкования ее произведений и их практического применения. К концу 1980-х наша деноминация получила урок, возвращающий нас к правильному пониманию вопроса инспирации и служения Е. Уайт. К сожалению, большая часть этих знаний оказалась недоступной для рядового члена церкви. В 90-х годах наблюдалось затишье в отношении полемики и критических замечаний в адрес Е. Уайт, даже несмотря на то, что книга Алдена Томпсона «Инспирация: сложные вопросы, честные ответы» (1991) и вызвала небольшую бурю в некоторых кругах. Большинство книг, посвященных Е. Уайт, например, книга Герберта Дугласа «Божья вестница» (1998), были написаны с целью объединить всю имеющуюся информацию и сделать ее более доступной. Существующий статус-кво в этой области исследований в начале XXI века вновь оказался под пристальным вниманием, однако проблема на этот раз касалась лишь более адекватного выражения тех идей и представлений, которые сложились относительно Е. Уайт и богодухно-венности ее трудов в последние несколько десятилетий. Революционными в этом плане оказались книги Дона Макмахона «Знание приобретенное или вдохновленное ПРЕДИСЛОВИЕ
В связи со всем этим последнюю книгу Грэма Брэдфорда можно считать важным и значительным вкладом в решение данной проблемы. Можно не соглашаться со всеми аргументами, которые приводит Брэдфорд, но нельзя не согласиться с его основным тезисом: церковь будет более здоровой и духовно, и физически, если мы как можно лучше поймем вопросы служения Духа Пророчества и распространим правду об этом как можно шире. Только истиной, правильным пониманием этого вопроса можно устранить критицизм тех, кто строит свои доводы на ложных основаниях. Джордж Найт, профессор истории церкви. Богословская семинария Церкви адвентистов седьмого дня, Университет Андрюса. Сентябрь, 2005 г. ВВЕДЕНИЕ В течение всей своей жизни Е. Уайт боролась за то, чтобы ее труды были поняты правильно. После ее смерти—по меньшей мере, в консервативных кругах адвентистской церкви — неправильное использование ее трудов привело деноминацию к отступлению от многих фундаментальных концепций. Сегодня крайне важно вернуться в историю, чтобы проследить за процессом формирования адвентистской позиции по вопросу о богодухновенности трудов Е. Уайт. Обрести правильное представление о служении и жизни Е. Уайт — это значит вновь обрести основополагающие концепции адвентизма, какими их замыслил Бог. Именно она, больше чем кто-либо другой, представляет истинный дух адвентистской церкви. Христианские церкви часто сталкиваются с внутренними конфликтами. Это было во времена апостолов, это происходит в наши дни. Конечно же, всегда легче проявлять хладнокровие, когда конфликты происходят в других церквах или же когда они не касаются нашего времени. Сложнее, когда сталкиваешься с проблемами лицом к лицу, сегодня, в своей церкви. Дискуссия, обсуждаемая в этой книге, напрямую связана с правильным пониманием и должным применением трудов Е. Уайт в Церкви АСД. Каким образом ее работы должны использоваться сегодня — этот вопрос лежит в основе многих проблем, с которыми сталкивается адвентистская церковь вот уже на протяжении 150 лет. ВВЕДЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ
Следует заметить, что никакая церковь не может не ощущать на себе влияния процессов, происходящих в обществе. Современная культура оказывает давление на христианскую церковь, и ни одна деноминация не может избежать его. Адвентизм не исключение. Иногда это влияние идет на благо церкви, иногда во вред. Малкольм Булл и Кейт Локхарт описали изменения, происходившие в церкви следующим образом: «В начале XX века адвентизм пережил значительные перемены. В1915 году умерла Елена Уайт, и церковь лишилась своего лидера, который во многом санкционировал все ее нововведения. Открытость и гибкость богословских дискуссий, которые характеризовали Церковь адвентистов седьмого дня в XIX веке, исчезли. Она стала более осторожной.... Церкви стало присуще консолидация и некая косность, а не экспериментирование... Выдержанные в академическом ключе богословские дебаты, которые заполняли страницы журнала «Ревью энд Геральд», исчезли... Они и теперь принимали новые идеи, но обычно без всякого обсуждения, как это делали их предшественники. Труды Е. Уайт и Библия воспринимались уже не как источник свежих идей, а как сборник истин, которые необходимо разъяснять и запоминать. Адвентистская теология развивалась параллельно с доминирующим богословием. Особенно это было заметно в период огромного разнообразия; она становилась фундаменталистской в период преобладания фундаментализма, и она становилась более лояльной во время расцвета евангеличества»1. Возможно, Булл и Локхарт видели историю адвентистской церкви только в черно-белом цвете. Даже в XDC веке, когда Е. Уайт была еще жива, она подвергала жесткой критике некоторых руководителей церкви, которые пытались задушить богословскую дискуссию. В качестве примера можно привести ситуацию, когда в 1888 году она защищала Ваггонера и Джоунса на собраниях, посвященных вопросу праведности по вере. Можно поспорить, что и после ее смерти все было не так уж плохо, как утверждают критики, в отношении открытости богословских диспутов. Но Булл и Локхарт абсолютно верно заметили, что после смерти Е. Уайт настроения, царившие в обществе, привели движение к неестественной для адвентизма фундаменталистской позиции. Позже, опять же под влиянием общества, направление изменилось, и это привело церковь к более естественному состоянию, известному как евангеликализм2. Конечно, те же самые настроения, кото- 1 Malcolm Bull and Keith Lockhart, Seeking a Sanctuary: Seventh-day 2 Дэвид Беббингтон дает следующее определение ввангеличеству: ВВЕДЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ
Дать чему-то определение — задача не из легких, однако нам всегда хочется подогнать все под какие-то категории. Итак, что же обозначают термины «либерализм», «фундаментализм», «евангеличество» применительно к протестантскому миру? Мы попытаемся дать наиболее широкие определения, сознавая, что даже отдельно взятой личности, или какой-то церкви невозможно дать описание в нескольких словах. В то же самое время, нам необходимы простые определения. Итак, в этой книге я буду пользоваться следующими определениями упомянутых выше понятий: Христианский либерализм — направление мысли, возникшее из научного и рационального восприятия окружающей реальности, имеет тенденцию фокусироваться на человеческом аспекте Библии. Как результат — недоверие к историческим фактам, изложенным в Библии. Фундаментализм — движение в протестантизме, явившееся реакцией на христианский либерализм, фокусируется на ясных утверждениях Писания, которые подтверждают божественный авторитет Библии. Как результат — утверждение абсолютной непогрешимости библейской информации. Евангеличество — консервативное направление в протестантизме, которое включает в себя фундаментализм, но оно шире его, представляя более гибкую позицию в отношении Священного Писания. Одни евангеликалы считают, что Библия имеет чисто божественную природу, другие стоят на позиции, что Библия являет собой совместный продукт Божественной и человеческой деятельности3. Для того чтобы получить более полное представление о контексте, в котором появились эти понятия приме- 3 Представители евангелических деноминаций часто дискутируют по поводу баланса между божественным и человеческим в Библии. В этом вопросе среди них нет единства. нительно как к протестантизму в целом, так и к адвентистской церкви в частности, смотрите Приложение А. Резонно задать вопрос: «Какой Бог желает видеть адвентистскую церковь?» Другими словами: «Какую позицию должен был занять адвентизм, столкнувшись с либерализмом, фундаментализмом и евангеликальским движением? 4» Все эти вопросы будут подробно рассмотрены в данной книге. Это означает, что мы должны внимательно познакомиться с одной из ключевых фигур в истории раннего адвентизма — Еленой Уайт. Именно она, более чем кто-либо другой в адвентистской церкви, оказала огромное влияние на церковь в период ее становления. Ее роль заключалась в том, чтобы представлять волю Божью. Это книга — попытка восстановить некоторые события прошлого, имевшие место в адвентистской церкви после смерти Е. Уайт, а также проследить за теми настроениями, которые царили тогда и которые привели к значительным изменениям в церкви. В данной работе я буду упоминать о консервативных и прогрессивных людях. Но в мои намерения не входит очернить какую-либо группу, поскольку и доброе, и худое можно найти в любой из них. Я буду говорить об основных тенденциях, которые оказали формирующее влияние на церковь. Зачастую за этими тенденциями стояли те или иные социальные факторы, преобладающие культурные традиции. И в этом отношении адвентистская церковь ничем не отличается от других деноминаций, появлявшихся в течение последних 2000 лет. 4 См. Приложение Б «Являются ли адвентисты фундаменталистами?» Уильяма Г. Джонсона. ВВЕДЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ
Вплоть до 1974 года нам мало было известно, что же на самом деле произошло на Библейской конференции в 1919 году. Именно тогда Дональд Йост, главный архивариус при главном офисе Генеральной конференции в Вашингтоне, округе Колумбия, во время обновления архива обнаружил два пакета, в которых находились 2 400 печатных страниц стенографических записей. Эти записи были сделаны на Библейской конференции, проходившей в Такома Парк, Мэриленд, в июле 1919 года. Частичная публикация обнаруженных документов в Спектруме5 позволила адвентистам увидеть то, что думали о служении Е. Уайт и ее пророческом авторитете некоторые из ее современников. Это оказался такой кладезь информации, о существовании которого не знали даже самые информированные исследователи в Церкви адвентистов седьмого дня. Мы не будем здесь фокусировать свое внимание на самой конференции, а обратимся главным образом к последовавшей за ней встрече, известной как Совет преподавателей Библии и истории. В заседании этого Совета приняли участие 22 делегата, среди которых и выдающиеся церковные лидеры, такие как: А. Г. Даниэльс, президент Генеральной конференции церкви АСД; Г.Б. Томпсон, секретарь Генеральной конференции; Ф.М. Уилкокс, редактор «Ревью энд Геральд», главного журнала адвентистской церкви, позже переименованного в «Адвентист Ревью»; М.И. Керн, бывший президент Семинарии для иностранных миссионеров в Вашингтоне, позже превратившейся в Колумбия Юнион колледж; В.В. Прескотт, бывший редактор «Ревью энд Геральд» и полевой секретарь ГК; Х.С. Лэйси, преподаватель религии в Семинарии для иностранных миссионеров; В.И. Хауэлл, редактор «Христианского наставника», журнала, издаваемого церковью для помощи родителям и учителям; В.Г. Уирс, преподаватель религии в Пасифик Юнион колледже, одном из основных образовательных церковных учреждений на западном побережье Северной Америки; М.С. Уилкокс, главный редактор Пасифик Пресс, главного издательства церкви, расположенного на западном побережье Северной Америки. На этой конференции присутствовали и другие выдающиеся личности, занимавшие важные административные посты в руководстве церкви, издательском деле и в образовательных учреждениях. В протоколах конференции некоторые высказывания этих уважаемых лидеров и ученых вызвали немалое удивление (учитывая представления об авторитете и положении Е. Уайт, сложившиеся в более поздние годы). Среди них, например, были и такие заявления: «Каждый христианин в выполнении своих обязанностей опирается на Библию, которая открывает ему его обязанности и наставляет в вере. Он должен ревностно молиться о руководстве и помощи Духа Святого, исследуя Писание для познания всей полноты истины и своих обязанностей. Он не должен отворачиваться от этого источника, пытаясь выяснить эти обязанности посредством еще каких-то даров»6.
Спектрум: Журнал Ассоциации адвентистских форумов. 10, № 1, Такома Парк, Мэриленд, США.
|