Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Там же, с. 449,450.
Все молчали. — Тогда позвольте мне зачитать вам его еще раз. — «Сестра Уайт часто приводила цитаты из истории. Отсюда ясно видно, что труды Е. Уайт не могут быть использованы с целью доказать историческую точность тех или иных авторов или исправить их ошибки. Их основное предназначение — сделать ясными для людей живые истины Божьего Слова, показать практическое значение знамений времени и исполнение пророчеств. История используется лишь для того, чтобы проиллюстрировать духовные уроки, содержащиеся в книге»8. Отложив бумаги в сторону, доктор Смитарст посмотрел на людей, сидящих перед ним, и произнес: 8 Письмо Уильяма Уайта Ф.М. Уилкоксу, 27 апреля 1915. DF107d. Точка зрения У. Уайт поддерживается сегодня ведущими исследователями в адвентистской церкви. Прочтите следующие высказывания: «Роль Е. Уайт как толкователя Библии заключалась прежде всего в том, что она была евангелистом - не экзегетом, и, по сути, даже не богословом, но проповедником и евангелистом... Отсюда следует, что ее служение можно охарактеризовать как пророческое, наставляющее и назидающее, а не как экзегетическое...Она, подобно истинному пророку, искренне желала, чтобы ее послания служили какой-то определенной ситуации здесь и сейчас и не были просто орудием духовного стимулирования ее читателей или слушателей. Она жила во время евангельского возрождения, и ее главной целью было привлечь внимание людей, привести их к покаянию, а не просто передать информацию». — Raoul Dederen, Ministry, special insert on inspiration entitled " Ellen White's Doctrine of Scripture", July 1977, P. 24H, выделено мною. Дебаты об авторитете и полномочиях Е. Уайт —Другими словами, Е. Уайт, подобно любому другому евангелисту или пастору, ставила перед собой основную цель — привести людей ко Христу. Материал, который она заимствовала, в ее дни считался исторически точным, а культурные особенности тогдашней жизни, представленные в ее книгах, служили лишь иллюстрацией к важнейшим духовным истинам. Это было хорошо известно тем, кто тесно работал с ней, но, к сожалению, это понимали не все. Однажды Прескотт написал письмо Уильяму Уайту, укоряя его, что он не прикладывает достаточных усилий, чтобы исправить неверное представление в умах людей о том, каким образом пишутся книги Елены Уайт9. Кажется, что Уильям Уайт пытался — и не без трудностей — объяснить людям весь этот процесс. Кстати, еще задолго до этого, в 1883 году, они пытались переиздать «Свидетельства для Церкви», проделав более тщательную редакторскую работу, однако многим членам церкви это не понравилось, что свидетельствует нам о том, что данная тема всегда вызывала разногласия и трудности в объяснении. Помните, что многие верующие недостаточно осведомлены в вопросах инспирации. Те же, кто сведущ в этом вопросе, считает, что нет особой необходимости делиться этим знанием с другими. Как только ты начнешь это делать, ты столкнешься с риском быть осужденным. Намного легче занять миролюбивую позицию и оставить все как есть. 9 Прескотт писал: «То, как используются рукописи твоей матери, и то ложное впечатление, которое создается у людей от них, все еще имеет место быть среди людей, которые причиняют мне много неприятностей. Я допускаю, что были некоторые неточности, непреднамеренно допущенные при составлении некоторых ее книг, и не было приложено достаточно усилий, чтобы развеять сомнения и заблуждения людей по поводу ее трудов. Но бесполезно что-то доказывать. Я говорил тебе это на протяжении нескольких лет, но никаких изменений это не принесло. Я думаю, что рано или поздно (скорее всего, раньше) мы столкнемся с кризисом». - Letter, W.W. Prescott to W.C. White, April 6, 1915.
Глава 1 Дебаты об авторитете и полномочиях Е. Уайт
— Я помню, как читал о том, — добавил пастор Даун- И, насколько я помню, была еще и третья группа, в которую входили Даниэльс, Прескотт и Ульям Уайт. Эти руководители считали, что Е. Уайт могла в чем-то ошибаться, однако это вовсе не опровергает богодухно-венный характер ее служения. — Все верно, Джаред, — согласился доктор Смитарст. — 1 ° Bert Haloviak and Gary Land, " Ellen White and Doctrinal Conflict: Context of the 1919 Bible Conference", Spectrum, Vol. 12, No.4, pages 19-34. Другие две группы остались в церкви, и последствия их образа мысли все еще видны в нашей церкви сегодня. Эту статью стоит прочитать как предупреждение тем, кто занимает крайнюю позицию по данному вопросу. Может наступить время, когда такие люди не смогут закрыть глаза и убежать от очевидных доказательств. Если придерживаться неадекватного взгляда по этому вопросу, можно, в конце концов, не только утратить веру в служение, выполняемое Е. Уайт, но и потерять доверие к адвентистской церкви в целом. —Это, случайно, не то, что произошло с адвентизмом —Да, ты права, — заметил доктор Смитарст. — Многие Хотя оппонентам, выражавшим свою точку зрения на встречах, не удалось бросить вызов тем, кто отстаивал «прогрессивный» взгляд, они сделали это позже. Уошборн написал работу, адресованную Холмсу, которую он озаглавил: «Заключительное отступничество и его истинная генеалогия» п. В этой работе он определяет те идеи, которые были высказаны на конференции, как «новое богословие» и заверяет, что, по крайней мере, он и его соратники намереваются «стоять на прежнем основании». Он рассматривает точку зрения своих 11 J.S. Washbum, tract, " The Startling Omega and its True Genealogy", April 18, 1920.
оппонентов, как часть «смертоносной ереси» по вопросу о «ежедневной жертве» из Даниила 8: 13. Последнюю он расценивал как важную часть новой теологии, бросившей серьезный вызов пионерам адвентистского движения и позиции самой Е. Уайт, выраженной в «Ранних произведениях»12. Уошборн продолжал делать свои заявления, утверждая, что подобные изменение в позиции церкви по вопросу пророческой интерпретации несут в себе опасность открыть ворота, через которые польются потоки всевозможных идей и мнений, подрывающих авторитет Духа пророчества. И это, по его мнению, и будет та «Омега отступничества», о которой предупреждала Е. Уайт. В «Открытом письме пастору А. Г. Даниэльсу» Уошборн вновь заявил, что его идеи, высказанные на Библейской конференции, были частью «Омега отступничества», о котором предупреждала Е. Уайт. Послушайте, что он пишет... Присутствующие подождали, пока доктор Смитарст нашел нужный документ. — Уошборн пишет в своем письме: «Одно из самых грозных предупреждений, данных когда-либо Богом для Его народа через Духа Пророчества, находится в Свидетельствах для Церкви, т. 4, с. 211, «сатана прежде всего нацеливается на центр нашего вероисповедания». Финальное отступничество должно получить свое развитие в Вашингтоне, где находится наш головной офис. Нача- 12 В «Ранних произведениях» на с. 74 Е. Уайт, кажется, поддерживает концепцию пионеров адвентизма, согласно которой слово «ежедневная» было символом для язычников. Когда некоторые члены церкви, например, Даниэльс, начали предлагать другую интерпретацию этого слова, заключающуюся в том, что под «ежедневной жертвой» понимается папская месса как своего рода подделка смерти Христа на кресте, их заклеймили как учителей нового богословия. Интересно отметить, что в Избранных вестях, в т. 1, с. 164, Е. Уайт пишет о том, что не имеет специального откровения по этому вопросу и не хотела бы, чтобы лидеры церкви использовали ее труды, чтобы разрешить каким-то образом этот вопрос. Сегодня точка зрения Даниэльса и Прескотта в понимании значения слова «ежедневная» стала доминирующим мнением по этому вопросу в адвентистской церкви. ло (Альфа) отступничества имело место в Батл-Крике, где наш офис располагался раньше»13. —Должно быть, рассылка подобного рода писем дос —Особенно если ты руководитель церкви, — добави —Вы правы, — согласился доктор Смитарст. — На са Доктор достал еще какие-то бумаги и стал читать: — Уошборн назвал Библейскую конференцию 1919 Важно отметить, что он постоянно использует это выражение «высший критицизм», когда говорит о так называемом «новом богословии». Поступая так, он играл на опасениях многих искренне преданных адвентистов, слышавших о вторжениях «либеральных идей» в протестантские церкви, которые пытались даже вписать учение Дарвина в свои Символы веры. Эта была хитрая уловка со стороны Уошборна и Холмса, которые играли на настроениях верующих людей в контексте сложившейся религиозно-политической ситуации. — И что же это была за ситуация? — поинтересова — Интересный вопрос, и я попробую него ответить. — Простите, что прервала вас, — извинилась Джин. — Ничего страшного, я намереваюсь посвятить этому 13 J.S. Washburn, " An open Letter to Elder A.G.Daniells and an Appeal to the General Conference", May 1, 1922, p.26-27. Там же, с. 29. Глава 1 Дебаты об авторитете и полномочиях Е. Уайт
Даг бросил выразительный взгляд на Джин, означавший: «Будь терпеливой и не перебивай». Джин ответила Дату не менее выразительным взглядом, в котором можно было прочесть следующее: «Не трогай меня. Я буду задавать вопросы, когда и как захочу». Вновь собрав свои бумаги, доктор Смитарст подвел итоги: — Холмс написал трактат, адресованный Уошборну, «Среди членов нашей церкви распространяется очень опасная доктрина. Я чувствую, что нам придется нелегко перед этой опасностью. Суть ее в том, что сестра Уайт не является авторитетным автором, что касается вопросов истории. Некоторые, как ты знаешь, идут даже дальше, утверждая, что она не обладает авторитетом даже в вопросах, касающихся реформы здоровья: такую позицию они заняли прошлым летом, и придерживаются ее как неписаного закона. На Библейской конференции летом 1919 года я неоднократно слышал заявления от многих преподавателей истории и библейских дисциплин о том, что сестра Уайт не является авторитетом в области исторических сведений. Если бы это мнение оставалось лишь частным мнением этих людей, это было бы еще не так страшно, но представь, что случится, если эти люди будут отстаивать свою позицию, пользуясь своим преподавательским авторитетом. Эти заблуждения будут представлены неокрепшим умам молодых людей, что подорвет их доверие Духу Пророчества и его вестям»15. —Как далеко он от истины, — произнесла миссис Да- —О, да, но его точка зрения представляла мнение 15 Claude E. Holmes, " Have We an Infallible Spirit of Prophecy? " Tract written to J. S. Washbum, April 1, 1920, p.1. событий, вынудивших и нас проделать определенную домашнюю работу, — улыбнулся доктор Смитарст. — Но давайте продолжим. И он снова начал читать: «Неприятности ждут тех, кто так свободно говорил о своих убеждениях на Библейской конференции 1919 года». И тут решил вмешаться Даг. Джин мимикой напомнила ему о том, как Даг отреагировал на ее вопрос. Даг однако был настроен решительно. — Но Даниэльс же был президентом Генеральной Доктор Смитарст, отложив в сторону бумаги, ответил: — Ты можешь так думать, Даг. Однако те, кто противо —Я знаю, — заметила Джин, — в нашей общине есть —Я видел подобные ситуации, о которых говорит Джин,
Глава 1 Дебаты об авторитете и полномочиях Е. Уайт
щих имеют место подобные страхи, которые препятствуют свободным и открытым дискуссиям. Я прочитал много материала на эту тему, вышедшего из-под пера Е. Уайт. Она всегда была за открытое и свободное выражение мнений и идей16. Это один из признаков здоровой церкви. —Я согласен, — сказал доктор Смитарст. — Я убежден, —А не могли бы вы рассказать нам поподробнее о той Доктор Смитарст улыбнулся: — Да, я упомянул о том, что религиозная ситуация в Се Доктор Смитарст вновь взял свои бумаги и продолжил чтение. 16 Чтобы узнать, насколько Е. Уайт была открыта для нового, читатель может обратиться к книге «Советы авторам и редакторам», с. 43-51 СОЦИАЛЬНАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ОБСТАНОВКА В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ В 20-Х ГОДАХ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ «20-е годы были временем культурной нестабильности в Северной Америке. Со времен отцов-пилигримов переселенцы верили, что предназначены Богом построить на североамериканском континенте «Новый Израиль». Соединенные Штаты Америки стали воистину христианской нацией и, возможно, последней надеждой этого мира. В раннем американском обществе преобладали белые протестанты англо-саксонского происхождения (сокращенно WASPS — White Anglo-Saxon Protestant Society). Адвентисты разделяли это наследие и разделяли эту общую американскую мечту17. Однако к 20-м годам XX столетия расклад общественных сил изменился настолько, что стал представлять угрозу для исполнения этой мечты. Доктор Смитарст остановился на мгновение, чтобы прокомментировать: — Конечно проблемы, разделяющие общество, назревали исподволь, но именно в 20-годы они достигли кульминации18. 17 Bull and Lockhart, Seeking a Sanctuary, develop this theme extensively throughout their book. Развитие «современного» или «либерального» христианства началось в конце 1870-х. Где-то в период между 1910 и 1915 гг. были изданы «Основы» (The Fudamentals, от которого движение фундаменталистов и позаимствовало свое название). Волна иммиграции из Южной и Восточной Европы началась с 1890-х гг. и продолжалась до 1914 г, когда она была остановлена Первой мировой войной. В начале 1921 года США ввели ограничения для иммигрантов, что было вызвано так называемой «новой иммиграцией» (после 1914 года волна иммиграции была не такой существенной). Отмечалась значительная урбанизация и индустриализация. Результаты переписи 1920 года сообщали, что впервые за всю историю численность городского населения превысила число проживающих в сельской местности. Следует заметить, что городским поселением счи-тался тогда населенный пункт с населением в 2 500 человек и больше.
Глава 1 — Самой большой проблемой, — продолжил док —А что имеется в виду под демифологизацией Биб Пастор Даунтон объяснил: — Демифологизация Библии означает интерпретацию Видя недоумение в глазах слушающих, пастор Даун-тон продолжил: —Это означает, что из Библии стало удаляться все то, —Они, должно быть, очень уверены в своих способ —Да, так оно и есть, — ответил пастор Даунтон. — Дебаты об авторитете и полномочиях Е. Уайт зьгоается на очень опасном пути. По вере был нанесен серьезный удар, и в конечном счете это привело к тому, что основные протестантские церкви опустели. Доктор Смитарст подытожил прочитанное, добавив к сказанному пастором следующее: — В качестве примера того, к чему может привести уче Следует сказать и о том, что каждый год в США приезжало около миллиона иммигрантов. Большая часть из них были католиками и евреями. Это встревожило многих представителей WASPS, которые усмотрели во всех этих процессах утрату Соединенными Штатами своей протестантской идентичности. —Множество людей все прибывало и прибывало. Я —Но я не вижу здесь никакой связи с адвентизмом, — —Скоро увидишь, — ответил доктор Смитарст и про
Глава 1 — Потому что у нас было очень много общего с ними, — —Я согласен, мы не могли примкнуть к либералам —Логично, — согласился пастор Даунтон. —Вопрос сотворения мира в противовес эволюцион — Из того, что вы нам рассказали, — подытожил 20 В своей книге Adventism in America (Eerdmans, Grand Rapis, 1986), с 167-169 Гэри Лэнд суммирует причины, по которым адвентисты склонялись больше к фундаменталистам, нежели чем к модернистам: «Адвентисты не оставили модернизму шансов, когда назвали его либеральным христианством... Не приняв " высший критицизм", адвентисты твердо встали на позицию богодухновенности и непогрешимости Библии. Как выразился один из издателей Ревью: «Если мы перестанем верить именно таким образом, это будет поводом для критиков, которые начнут спекулировать на заявлении, что Его Слово было богодухновен-но, но в то же время оно не является непогрешимым. Получается так, что Бог как будто бы является вдохновителем вести, содержащей ошибочную информацию, какие-то неточности и погрешности. Ведь по логике вещей только непогрешимая весть может считаться верной и истинной». Адвентистская церковь была едина во мнении с фундаментализмом и по такому небогословскому вопросу, как запрет на продажу спиртных напитков. Дебаты об авторитете и полномочиях Е. Уайт __ Это как раз то, о чем я говорю, Даг, — ответил док-хор Смитарст. — Момент истины настал на сессии Генеральной конференции в 1922 году. К тому времени консервативная позиция уравняла адвентизм с фундаментализмом. Но я думаю, на сегодня пиши для размышления уже предостаточно. Я думаю, на этом мы пока остановимся. Мы продолжим наше исследование в следующий понедельник вечером. —Жаль, — ответила Джин. — Это так интересно. Соз —Ты абсолютно права, Джин, — согласился пастор —Нам необходимо разобраться с тем, что произошло —А вы не возражаете, если мы пригласим наших де — Нет, конечно, это было бы замечательно, — отве
Глава 1 в курс дела и рассказать о том, о чем мы уже говорили, чтобы они могли влиться в нашу дискуссию. —Я уже сделал это. Я поделился с ними наблюдения —Прекрасно. Это было бы замечательно, чтобы в на Какой же на самом деле была Елена Уайт Какой же на самом деле была Елена Уайт В следующий понедельник вечером к дискуссии 'присоединились Михаэль и Шэрон. Пришла и миссис Даунтон, так что в гостиной собралась довольно большая компания. —Мне очень понравилась наша беседа на прошлой —Ну что ж, замечательно, — ответил доктор Смитарст. Так как Михаэль и Шэрон с нами впервые, я хотел бы немного отклониться от темы, прежде чем продолжить нашу дискуссию. Хотел бы спросить вас, молодые люди, какой образ возникает у вас, когда вы слышите имя «Елена Уайт». Давайте проведем тест на слова-ассоциации. Итак, когда вы слышите имя Елены Уайт, что приходит вам на ум? Только, пожалуйста, будьте с нами откровенны. Михаэль и Шэрон улыбнулись и посмотрели друг на друга. Возникла пауза.
—Ну хорошо, — начала Шэрон, — я представляю —Меня удивляет то, что ты говоришь Шэрон, — про —Я разделяю твое чувство, — согласилась миссис Да Большая часть присутствующих закачали головой в знак согласия. — А я вообще никогда не читал Елену Уайт, — честно
Глава 2 Видя, что присутствующие были немного ошеломлены его ответом, Михаэль добавил: — Вы же сказали мне, чтобы я был честен и открове Доктор Смитарст поспешил ответить: — Конечно же, продолжай, Михаэль; то, что ты гово — Я соглашусь с Шэрон, — продолжил Михаэль. — В глубине души Дат и Джин были не в восторге от откровенности своего сына, но внешне сохраняли спокойствие и не подавали виду. — Ну хорошо, мы действительно сами просили тебя — То, что вы оба рассказали, не вызывает у меня ника Жаль, что многие книги представляют Е. Уайт отставшей от жизни милой старушкой. В них помещены фотографии, которые были сделаны незадолго до ее смерти, когда ей было уже далеко за 80. Большинство из нас тоже будут неважно выглядеть в таком возрасте. В ту эпоху, во время съемки вам нужно было оставаться совершенно неподвижным. Ни в коем случае не улыбать- Какой же на самом деле была Елена Уайт ся. Лишь только смотреть, не двигаясь, на камеру. Вот почему люди на фотографиях той эпохи выглядят такими строгими. Но не забывайте, что и она когда-то была молодой девушкой, как и вы. Когда Господь призвал ее, ей было всего 17 лет. Она была почти одного возраста с тобой, Шэрон. Девушка была очень робкой и застенчивой и однажды даже заявила, что ей легче умереть, чем получить еще одну весть от Бога. Но несмотря даже на свою болезнь, она продолжала делать то, к чему призвал ее Господь. Конечно, не всю жизнь Елена Уайт была такой. Она духовно повзрослела, стала более зрелой и сильной женщиной. —И она должна была быть твердой духом, чтобы от —Ты прав, Джаред, — произнес доктор Смитарст. —
Глава 2 Какой же на самом деле была Елена Уайт
Все засмеялись. Доктор Смитарст продолжил: — Однажды, когда она проповедовала, стоя за кафед И вновь взрыв смеха. — А вот еще одна история. Однажды она работала у Это вновь вызвало улыбки на лицах присутствующих. —Знаете, все жители Куранбонга в Австралии, где —В то же самое время, она прекрасно сознавала не __ Мужья часто так поступают, — проронила Джин, вЫразительно посмотрев на Дага. На его лице застыл немой вопрос: «Что означал твой взгляд?» — Я знаю это, — сказал доктор Смитарст. — Однако Интересной была реакция на его письмо. Сначала она была полна возмущения, но постепенно ее негодование стихает. Вот что она пишет: «Я глубоко опечалена тем, что все, что я тебе говорила или писала, огорчает тебя... Мне жаль. Я бы хотела иметь смиренное сердце, кроткий и спокойный дух... Я бы хотела, чтобы мое " я" было сокрыто во Христе, чтобы оно было распято с Ним. Я не претендую на безгрешность, на совершенный христианский характер. Я не свободна от совершения ошибок и падений в моей жизни. Если бы я более ревностно следовала за Спасителем, я не испытывала бы столько скорби по поводу того, что так мало похожу на моего дорогого Господа»2. —Как мило, — произнес пастор Даунтон. — Она, —Согласен, — сказал доктор Смитарст. — Но давайте 2 Цит. по: Letter from Ellen White to Luanda Hall, May 16, 1876. Letter 27, 1876, Ellen White to James White, May 16, 1876.
Глава 2 Какой же на самом деле была Елена Уайт
как некоторые представляют ее себе. Она из числа тех, кто отличается прогрессивным взглядом на жизнь и служение. Когда некоторые из руководителей церкви начали противостоять той вести, о которой говорили два молодых служителя, приехавшие с запада на Генеральную конференцию 1888 года, она встала на их сторону, защищала их позицию. А когда она увидела истинный дух тех, кто отстаивал «старый» взгляд на природу закона в Послании к Галатам, то сказала тогда этим людям: «Я серьезно начинаю задумываться о том, что, возможно, мы ошибались в отношении того, что сказано в Послании к Галатам о законе. Я не думаю, что истина нуждается в таком духе для ее защиты»3. Спустя несколько лет, размышляя над тем, что произошло тогда на сессии в 1888 году, она сказала некоторым служителям: «Я переживаю за вас и за вашу интерпретацию Священного Писания, которая была выражена в таком нехристианском духе, который вы тогда проявили... Я молюсь, чтобы мне быть как можно дальше от вашего понимания и истолкования Библии. Лучшего доказательства своей неправоты вы дать просто не могли. А сейчас, братья, мне нечего сказать по поводу закона в Послании к Галатам. Этот вопрос кажется таким ничтожным по сравнению с тем духом, который вы привнесли в вашу веру»4. — Вот это да! Насколько она категорична в своем вы — Не хотел бы я, чтобы кто-то мне сказал что-то по 3 Цит. по: Bert Halvoiak, General Conference archivist, in a sermon " Ellen 4 Из речи Ellen White at a Ministerial Institute, March 13, 1890. Цит. по:
—Как я уже заметил, — продолжил доктор Смитарст, —Мне кажется, она вынуждена была быть такой, — —Пожалуй, ты права, Джин, — ответил доктор Сми У меня есть выдержка из книги Джорджа Найта, одного из уважаемых историков адвентистской церкви. Вот как она видела свою роль на этом историческом собрании в 1888 году, когда обсуждались важные богословские вопросы. Вынув книгу из портфеля, он начал читать: «Весть 1888 года, как ее воспринимала Елена Уайт, была вовсе не доктринальной. Ее меньше всего беспокоил вопрос о природе закона в Послании к Галатам, или вопрос о заветах, или даже вопрос о Троице. Она совершенно ничего не говорит о Божественной и человеческой природе Христа или возможности безгрешной жизни, как ключевого элемента этой вести. Не терзалась она и вопросами о праведности по вере. Самым главным для нее была личность Иисуса Христа, и ее волновало прежде всего то, каким образом черты Его любящего характера могут проявиться в нашей повседневной жизни и что люди приходят к Нему за прощением»5. — Мне нравится эта мысль, — заметила Джин. — До George Knight, From 1888 to Apostacy, Review and Herald Publishing association, Washington, DC, 1987, P.69. Глава 2 говорить на повышенных тонах, а иногда и оскорблять друг друга. —Я думаю, что это признак христианской зрелости — —Я полностью с вами согласен, — сказал доктор Сми- «Роль Е. Уайт заключалась не в том, чтобы быть богословским цензором, хотя многие адвентисты, живущих в XX веке, склонны верить, что это так и есть... Больше всего Елена Уайт была заинтересована в применении христианских принципов в практической жизни»1. Профессор Найт постоянно повторяет ту мысль, что Елену Уайт не столько интересовали идеи, вокруг которых велись столь жаркие дебаты, сколько практическое их приложение в жизни. Были на том съезде такие, кто твердо стоял на заученных ранее истинах и не хотел ничего менять в своих взглядах, полагая, что если мы изменим хотя бы что-то в нашей доктринальной позиции, это ослабит все наше вероучение. Елене Уайт нередко приходилось иметь дело с устоявшимися взглядами. Однажды она заметила в связи с этим: «Все постулаты веры, все доктрины и вероучения, 6 Автор нашел отклик Дж. Найта еще до издания данной книги. 7 там же, с.146, 147, выделено мною. Какой же на самом деле была Елена Уайт кахими бы священными и непреложными они ни считались, должны быть отвергнуты, если они противоречат ясным утверждениям Слова Божьего.... Мы не должны думать, что если наши отцы поступали таким образом и умерли в счастливом осознании того, что они поступали правильно, то и мы должны теперь идти по их стопам, перенимая все то, что делали они. Сегодня нам дан больший свет, нежели им в те дни... Мы должны принять и использовать тот свет, которым освещается наш путь, с той же верностью, с какой наши отцы приняли и использовали свет, освещавший путь их поколения»8. — Это интересно, — заметила Джин. — Я бы никогда не подумала, что Е. Уайт может высказываться так прямолинейно. ЕЛЕНА УАЙТ ВСЕГДА БЫЛА ОТКРЫТА ДЛЯ НОВЫХ ИДЕЙ —Что ж, сегодня мы постараемся открыть для себя настоящую Елену Уайт. Свою открытость для новых идей она продемонстрировала, когда сказала следующее: «Те вести, которые Бог дает Своим служителям сегодня, возможно, не были бы «истиной для настоящего времени» 20 лет назад, но сегодня это Божья весть, актуальная именно для нашего времени»9. Фактически на протяжении всей своей жизни Е. Уайт постоянно боролась против тех, кто противостоял но-Вьа* идеям и замедлял богословский рост церкви. Вы знаете, в церкви всегда были такие люди, есть они, кстати^ и сейчас, которые думают, что у самых истоков своего становления церковь получила весть в готовом виде, и ЭТо* вести уже не суждено было претерпеть какие-то Менения. Я хотел бы прочитать вам несколько цитат из 9 Review and Herald, March 25, 1902. J**nucrjpt 8a, 1888, in Ellen White 1888 Materials, Ellen G.White Estate, п, DC, 1987, Vol.1, P.133.
Глава 2 книги «Советы авторам и редакторам». Большинство этих цитат датируются 1888 годом или временем сразу после этого значительного события в истории адвентистского богословия. Некоторые настаивают на том, что мы не должны менять ничего в уже установленной богословской позиции. Они заявляют, что, поступая таким образом, мы ослабляем нашу веру. Послушайте, что отвечала этим людям Е. Уайт. Я выборочно прочитаю вам некоторые ее высказывания: «Мы не должны допускать мысли о том, что располагаем всей истиной, что нам понятны основания нашей веры и на этом знании мы можем успокоиться. Истина не стоит на месте, и мы должны ходить в ее возрастающем свете». «Тот факт, что наш народ считал некоторые доктрины истинными в течение многих лет, не может служить доказательством безошибочности наших взглядов. С течением времени заблуждение не превратится в истину, а истина всегда остается неизменной. Истинное учение ничего не потеряет от тщательного исследования». «Взлелеянные в течение долгого времени мнения не надо рассматривать как безошибочные. Нежелание иудеев отказаться от своих закоснелых традиций стало причиной их падения». «Мы должны многому научиться и от многого отказаться. Непогрешимы лишь Бог и небеса. Кто думает, что им никогда не придется оставить взлелеянные ими идеи, что у них никогда не будет повода изменить свое мнение, тех постигнет разочарование». «Всякий раз, когда дети Божьи будут возрастать в благодати, они постоянно будут получать более ясное понимание Его слова. Они распознают новый свет и красоту в его священных истинах. Так происходило в истории Церкви во все века, и так будет продолжаться до самого конца. Но когда настоящая духовная жизнь Какой же на самом деле была Елена Уайт приходит в упадок, всегда наблюдается тенденция оста-лавливаться на пути познания истины. Люди довольству- КУ1СЯ уже полученным из Слова Божьего светом, и препятствуют всякому дальнейшему исследованию Писаний. Они становятся консервативными и стремятся избегать дискуссий»10. —Заметьте, последняя цитата предупреждает против —А почему люди так поступают? — спросил Даг. — —Я согласен с тобой. Мне тоже нравится этот посто ~- Вы хотите сказать, что среди адвентистов много сомневающихся людей? — спросил Даг. . Уайт. «Советы авторам и редакторам», с. 33-39. Глава 2 — Да, это так, к сожалению. Некоторым из них необ —Но это же не по-христиански! — воскликнула мис —Вы правы. Но позвольте повториться, я боюсь, что Большинство из присутствующих утвердительно кивнули. — Жалко, конечно, — добавил пастор Даунтон, — но Какой же на самом деле была Елена Уайт Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня». Потом пастор Даунтон спросил: — Как мир сможет узнать, что Христос приходил, Последовала пауза. Наконец Джин, которая следила за повествованием в своей Библии
|