![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ИслУ*ители Божьи
Глава 2 Какой же на самом деле была Елена Уайт
— —Ты прав, и, может быть, следующее поколение Эта беседа заставила и Шэрон высказать свое мнение: —Да, мы действительно часто удивляемся, почему во —Елена Уайт согласилась бы с тобой, Шэрон, — ска НАСТОЯЩАЯ ЕЛЕНА УАЙТ
— Вот она, настоящая Елена Уайт: «Христос молился, Кто-то может хорошо знать Писание, и некоторые места из Библии представляют для него особую ценность. Другой видит ценность лично для себя в других библейских отрывках, таким образом, кто-то представляет одну точку зрения, кто-то — другую, и обе эти точки зрения представляют огромную ценность. Это Божий замысел. Но если кто-то ошибется в своем понимании библейского текста, является ли это причиной для разногласия или раздоров? Ни в коем случае. Единство церкви состоит вовсе не в том, что каждый понимает и видит истины Священного Писания одинаково. Церковь может анализировать все мнения, чтобы уладить разногласия, но мы не можем порабощать волю и разум человека, чтобы решить проблему несогласия. Эти попытки разобраться, анализируя ту или иную точку зрения, хотя и могут скрыть разногласия, но они не помогут достичь совершенного единства во мнении. Ничто не может принести совершенного единства церкви, как только дух терпимости Христа»''. —Таким путем мы и должны идти! — воскликнула —Мне нравится такой подход, — добавил Михаэль.
Глава 2 Какой же на самом деле была Елена Уайт
— Итак, именно с такими «борцами за справедли «На примере милосердного самарянина Христос наглядно раскрывает суть истинной религии. Он показывает, что религия заключается не в доктринах, не в символах веры и обрядах, а в делах любви, в заботе о благополучии ближних, в подлинной доброте»12. — Мне нравится позиция Елены Уайт, — заметила — Ты права, Шэрон, — произнес доктор Смитарст. — Желание веков, с. 497. мнение, отличающееся от нашего, чтобы потом превратить этих людей в объект для осуждения. Благочестие, которое заключает в себе Евангелие, никогда не несет на себе колючек и шипов, никогда... из-за того, что люди мыслят по-разному... не рушит тесных взаимосвязей, не разделяет тех, кто имеет одну веру, одно сердце. К сожалению, различие в толкованиях того или иного библейского текста может заставить членов церкви забыть о религиозных принципах. Накапливаются обиды и подозрения, пробуждаются человеческие страсти и развивается противостояние, причем в грубой, осуждающей манере всему, что идет вразрез с их собственной точкой зрения. Это совершенно не христианский дух, это дух иного рода»13. — Я никогда не слышал, чтобы так говорила Елена — Ты прав, Михаэль, послушай, что она писала тем, «Если каждая идея, которую мы отстаиваем в наших доктринах, истинна, то неужели истина не устоит при тщательном исследовании? Неужели истина потерпит поражение и падет, если ее подвергнуть критике? А если это произойдет, позвольте ей упасть. И чем раньше, тем лучше. Дух, который противостоит дальнейшему постижению истины в христианской манере, это не Божий дух».14 — Здорово! — воскликнул Михаэль. — Я думаю, что 13 Рукопись 13, 1889. 14 Письмо 7, 1888. Глава 2 Какой же на самом деле была Елена Уайт
— Как это не прискорбно, но ты прав, Михаэль, — заметил доктор Смитарст. — Это печальный факт, но я хотел бы, чтобы ты знал и о том, кем фактически была организована адвентистская церковь. Знаешь ли ты о том, что наша церковь была организована молодыми людьми? Так, Елене Уайт, когда Господь призвал ее на служение, было всего 17 лет. Джеймсу Уайт было 21, когда он стал проповедником миллеритского движения. Он одолжил лошадь, упряжь с седлом и отправился проповедовать. За одну зиму 1842 — 1843 гг. он обратил ко Христу свыше тысячи человек. Урии Смиту было 21 год, когда он стал работать в офисе Ревью, в Рочестере, штат Нью-Йорк. Он написал огромную работу на тему исполнения пророчеств и последнего времени, в которой насчитывалось более 35 тысяч слов. До волдырей на руках он обрезал печатные издания с помощью всего лишь перочинного ножа. Стефану Хаскеллу, когда он впервые услышал проповедь о Втором пришествии, было всего 19 лет. Он так был потрясен всем услышанным, что начал делиться своими впечатлениями с окружающими. Друг уговорил его стать проповедником и говорить о Втором пришествии, и Хаскелл пообещал ему сделать это, если представится шанс. Хаскелл, на самом деле, пошутил, но его друг позаботился о том, чтобы шанс тому все-таки выпал. Стефану удалось выступить с проповедью, и он продолжал время от времени возвещать весть о скором Пришествии, пока занимался продажей мыла собственного производства. Двадцатилетний Дж. Н. Лафборо проповедовал по воскресеньям в течение трех лет, когда услышал истину о субботе. Он немедленно сделал свой выбор в пользу соблюдения субботы и стал разъездным проповедником. Из наших адвентистских пионеров всего лишь один человек был пожилого возраста — это Джозеф Бейтс. Итак, эти молодые люди своими свежими идеями и мыслями бросили вызов тогдашнему обществу. —Нашей церкви и сегодня нужны такие же молодые —Все верно, — сказал пастор Даунтон, глядя на Миха —У меня с собой есть копия документа, связанного с Доктор взял свой портфель и нашел необходимую бумагу:
Ш Глава 2 Какой же на самом деле была Елена Уайт
— Вы шутите? — воскликнул Даг. — Это что все, о чем они договорились? — Я уверен, присутствовали там и другие пункты ве «Первый шаг на пути к отступничеству — это принятие какого-то символа веры, который будет диктовать нам, во что мы будем верить. Второй шаг — это сделать символ веры критерием церковного членства. Третий шаг — заставлять членов церкви держаться этого символа веры. Четвертый — объявить еретиками тех, кто не исповедует это вероучение. И пятый — начать преследование всех еретиков. Эту позицию поддержал и Джеймс Уайт: «Принять символ веры — это значит застолбить что-то раз и навсегда и закрыть путь для дальнейшего развития... Библия — вот что является для нас символом веры. Мы отвергаем все, что придумано и установлено человеком»16. Подобную точку зрения разделяла и Елена Уайт. Все они видели, что в прошлом те церкви, которые установили символы веры, остановились в своем развитии, и наши пионеры не хотели, чтобы это случилось и с их 15 Review and Herald, October 8, 1861, p. 148. 16 Там же. церковью. Мне нравится, как об этом написал Ричард Шварц. Позвольте мне прочитать: «В начале ХГХ века эта деноминация заняла определенную позицию, сделав своим единственным символом веры Библию, а критерием церковного членства — христианский характер»17. Фактически, если хотите, они были против догматизации веры. Многие из них пришли из церквей, которые, зациклившись на своих доктринах, стали закрытыми для всего нового, и наши пионеры не желали повторять их ошибок. — Это интересно, — произнесла Шэрон. — Значит, — Да, помните о том, что они пришли из различных — Я хотел бы, чтобы и сегодня было так же, как то — Да, к сожалению, реальность именно такова, 17 R. W. Schwarz, Light Bearers to the Remnant: Denominational History Textbook for Seventh-day Adventist Classes, prepared by the Department of Education, general Conference of Seventh-day Advenists, Mountain View, California, 1979, p. 167. Глава, в которой можно найти это высказывание, называется " Doctrinal Developments, 1849-1888".
i i М: \ Глава 2 Какой же на самом деле была Елена Уайт
— Это правда, Михаэль, — присоединилась Шэрон. — Ну, в принципе, да... — Есть еще несколько интересных цитат, — прервал Доктор Смитарст посмотрел на Дага. — Я хорошо знаю эти цитаты, Даг. Однако же, если ние, когда, при каких обстоятельствах и к кому были обращены ее высказывания18. Классическое заявление Е. Уайт на тему развития доктринальной истины можно найти в книге «Наглядные уроки Христа»: «В каждом веке происходит поступательное развитие истины, так что каждая новая истина является Божьей вестью к людям именно того времени. Однако при этом и старые истины не потеряли своей значимости; новая истина не является совершенно независимой от прежних, но представляет собой их продолжение, их развитие. Лишь основательно уясняя себе старые истины, мы можем действительно понять новые... Тот, кто отвергает новую истину или пренебрегает ею, не обладает в действительности и старой. Для него старая истина теряет свою жизненную силу и превращается всего лишь в мертвую догму»19. — Как вы думаете, это имеет место сегодня в адвентизме? — спросила Джин. — Я имею в виду, что из-за того, что некоторые не возрастают в понимании духовных вопросов, они становятся закостенелыми в своих взглядах? Я не очень понятно выражаюсь, да? Доктор Смитарст посмотрел на Джин, улыбнулся и произнес: 18 Для примера можно привести следующие высказывания: «Как народ «В будущем будут возникать разного рода лжеучения, и мы будем нуждаться в твердой почве. Нам нужно будет крепкое основание. Ни один столп истины, установленный Христом, не должен быть сдвинут. Враг привнесет ложные теории, как, например, доктрину, в которой не будет места святилищу ■ Это может поколебать веру человека, и он может отпасть от истны. Где мы сможем найти безопасность, как не в истинах, которые Господь открывал нам на протяжении последних 50 лег?» —Reviewand Herald, May25, 1905. 19 Елена Уайт, Наглядные уроки Христа, с. 127, 128.
Глава 2 Какой же на самом деле была Елена Уайт
ВОЗРАСТАЯ В ПОЗНАНИИ
«На протяжении 60 лет я общаюсь с небесными посланниками, и я постоянно учусь постигать небесные истины»21. 20 Читатели, которые хотели бы узнать больше о ее духовном росте, мо 21 Этот день с Богом, с. 76. Когда в 1888 году некоторые особо консервативные лидеры церкви выступили против позиции Ваггонера и Джоунса относительно природы закона в Послании к Галатам, поскольку она отличалась от общепринятой, Елена Уайт смело высказала свое мнение на этот счет. Послушайте, что она говорила: «Некоторые идеи, представленные Вагтонером в отношении закона в Послании к Галатам, если я правильно понимаю его позицию, не совпадают с моей точкой зрения по этому вопросу; но мы не сможем открыть для себя истину без тщательного исследования, поэтому я умоляю вас именем Христа, придите к живому Слову Божьему и в молитве и смирении ищите Господа. Каждый должен осознавать преимущество исследовать Библию самостоятельно... Я бы желала, чтобы Господь смирил мое сердце и наставил бы меня как Свое дитя. Господь милостиво открыл мне великий свет, а теперь, я верю, Он руководит и другими Его детьми и открывает им тайны Своего Слова. Я желаю получить каждый луч света, который Господь пошлет мне, даже если этот луч придет через кротчайших его последователей»22. Возможно, лучше всего Божий замысел по отношению к Его церкви представлен Еленой Уайт в записанной ею речи Джона Робинсона, обращенной к отцам-пилигримам, готовым отправиться на поиски новой земли. Доктор Смитарст достал из портфеля довольно потрепанную версию «Великой борьбы». В главе «Отцы-пилигримы» Е. Уайт рассказывает о завете, который заключили пуритане: «держаться друг друга и ходить путями Божьими, как изведанными, так и неведомыми». Она описала это «как дух реформаторства, как животворящий принцип протестантизма». Затем она цитирует из речи Джона Робинсона, пуританского пастора, который прощается с пилигримами, готовыми отправиться 22 Рукопись 15, ноябрь 1888 г.
Глава 2 Какой же на самом деле была Елена Уайт
Вот такой была Е. Уайт. Она обладала прогрессивным взглядом и боролась против тех, кто сдерживал дальнейшее познание библейских истин. Булл и Локхарт совершенно справедливо замечают, что Е. Уайт является самой прогрессивной личностью в адвентизме. Для нее не всегда было легко противостоять тем, кто закрывал дверь для развития богословия. Но при ее жизни многое было достигнуто. Роберт Джонстон, профессор кафедры Нового Завета из Университета Андрюса, суммировал все достижения раннего адвентизма в своей статье, опубликованной в Ревъю: «Итак, молодая церковь возрастала не только численно, но и духовно. Она изменила свое представление об организационной структуре и служении, возросла в понимании трехангельской вести из 14-й главы Книги Откровение и скорректировала толкование библейских пророчеств. Она исправила свое понимание личности Христа и триединства Бога, провозгласила великую истину о благодати по вере, обнаружила много того, что необходимо учитывать, признав вместе с тем и необходимость от чего-то отказаться. Но по мере того, как истина проверялась, развивалась и провозглашалась, она не утрачивала своих корней и не меняла «столбовых вех». Это одна из самых выдающихся характеристик адвентизма. Не забывая о том, как Господь вел и наставлял ее в прошлом, церковь стремится понять глубже Его руко- 23 Елена Уайт, Великая борьба, с. 291, 292. водство и наставление. Наша церковь всегда открыта для нового света и готова учиться — искать истину, как сокрытое сокровище»24. —Замечательно, — произнес Дат. — Вы знаете, я бы —Знаешь, Даг, наша церковь всегда боролась за то, —Мне кажется, — добавила Джин, — это слишком —И пионеры наши тоже не соглашались, — сказал —Все верно, Джаред, — подтвердил доктор Смитарст, 24 Robert M. Johnston, " A Search for Truth", Adventist Review, undated 25 Джеймс Уайт писал: «Было непросто убедить некоторых в том, что
Глава 2 Какой же на самом деле была Елена Уайт
Когда некоторые подумали, что Е. Уайт изменила свою позицию в отношении природы закона в Послании к Галатам, она дала им ответ в проповеди. Вот что она сказала: «То, что Господь открывает сегодня своим верным слугам, возможно, не было истиной для настоящего времени двадцать лет назад, но сегодня — это Божья весть, предназначенная для настоящего времени»27. Итак, при своей жизни Е. Уайт однозначно была самым прогрессивно мыслящим и открытым для нового света голосом адвентизма. Но после ее смерти в адвентизме произошли определенные изменения, которые значительно повлияли на его облик в целом. В этом адвентизм ничем не отличается от других конфессий. Часто происходит так, что после смерти основателей движения следующее поколение стремится во что бы то ни стало сохранить истину, открытую их отцам, и даже канонизировать основателей своей церкви. Это поколение стремится к сохранению тех истин, которые уже открыты, даже больше, чем к дальнейшему постижению новых глубин Библии. Конечно, я где-то обобщаю, и наверняка не все согласятся со мной. Но я сейчас говорю о превалирующем настрое поколения как такового. Доктор Смитарст посмотрел на часы. — О, уже половина десятого. А я даже еще не дошел до того, что намеревался сказать вам на сегодняшнем собрании. 26 Советы авторам и редакторам, с. 35. 27 Рукопись 8а, 1888. Утверждение, сделанное Е. Уайт в поддержку
—Все хорошо, — успокоил его Даг. — Все, что вы сей —Надеюсь, они пожелают присоединиться к нам на Михаэль и Шэрон вежливо кивнули, но доктор Смитарст почувствовал, что их согласие было скорее продиктовано уважением к родителям, нежели их собственным желанием. Когда все разошлись, Даг и Джин начали расспрашивать Михаэля и Шэрон, что они действительно думают по поводу того материала, который услышали на встрече. — Мне кажется, нормальный материал, — ответила —Что только? — спросила Джин. —Не бойся, говори, — подбодрил ее Даг.
—Ну, хорошо. То, что говорил доктор Смитарст о на —Я понимаю, о чем ты говоришь, но что ты думаешь Шэрон медлила с ответом. Она не хотела разочаровывать или огорчать свою маму. — Я бы гораздо охотнее признала церковь истинной,
слишком высокомерно. Поэтому я чувствую себя гораздо комфортнее, услышав то, что говорил сегодня доктор Смитарст. — А что ты думаешь об этом, Михаэль? — спросил Дат. — Что же, многое из того, что он сказал, имеет смысл. меня неинтересны. — Хорошо, почему бы тебе не задать этот вопрос доктору Смитарсту и узнать, что он тебе скажет? Постарайся сделать это до того, как закончатся наши встречи. Да, спроси у него, почему молодые люди должны сегодня читать то, что она когда-то написала. Я бы тоже хотел услышать ответ на этот вопрос. — Хорошо, отец, я спрошу. Перед тем как пойти спать, Даг и Джин еще долго обсуждали то, о чем говорил сегодня доктор Смитарст. Многое из того, что он рассказал, было для них новостью. Они вынуждены были признать, что достаточно слабо знакомы с историей своей церкви. — Ты знаешь, Джин, — произнес Даг. — Я согласен с Шэрон, я теперь лучше стал относиться к нашей церкви. У нас есть некоторые основы, которые остаются незыблемыми, и в то же время мы открыты для Божьего света. Это совершенно другая концепция адвентизма, отличная от той, которой я был научен, когда пришел в церковь 30 лет назад. Такая позиция мне нравится больше, но самое главное, я могу говорить другим о том, во что мы верим, не утверждая при этом, что мы знаем абсолютно всё. — Я с нетерпением жду следующей недели. Мне хо адвентизма. — Даг, перестань уже рассуждать, давай ложиться
|