![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И служители Божьи. текстов, что и ее современники, авторы первых адвентистских публикаций
Глава 6 Елена Уайт и Библия
А вот как говорит о Е. Уайт как об интерпретаторе Библии Джон Паулин: «Хотя этот вопрос нуждается в более глубоком изучении, я считаю, что Елена Уайт редко прибегала к экзегезе Священного Писания, пытаясь выяснить намерение, замысел, цели, которые ставил перед собой тот или иной автор Библии. Как и в случае с ветхозаветными пророками, ее главной задачей было прежде всего обращение к своим современникам. Это в основном и побуждало ее использовать Писание скорее теологически и гомилетически, чем экзегетически. Подчеркивая это, я не ограничиваю ее компетентность и авторитет. Все ее высказывания должны восприниматься с величайшей серьезностью. В то же самое время мы должны быть крайне осторожны, чтобы не умалить авторитет библейского автора на основании того, что Е. Уайт, как было подчеркнуто, никогда не претендовала на полное, исчерпывающее истолкование Библии»15. Главная идея работы Паулина заключается в том, что мы не должны ссылаться на высказывания Елены Уайт, в которых содержатся лишь «отголоски» библейского текста, и превращать их в некий стандарт для истолкования того или иного библейского отрывка. Под «отголосками» текста Паулин подразумевает одно или несколько библейских слов, взятых в отрыве от контекста, чтобы преподнести какую-то духовную истину. Примером может служить отрывок из книги «Служения исцеления». Е. Уайт пишет: «Относительно чая, кофе, табака и алкогольных напитков я хочу заявить, что единственно 14 Alden Thompson, " Old Testament Apocalyptic and Adventist Eschatolo- 15 John Paulien " Ellen G White and the Interpretation of Revelation". безопасный путь — это " не прикасаться", " не вкушать", " не дотрагиваться " 16. Явная аллюзия в данном случае на текст Кол. 2: 21 вовсе не означает, что Е. Уайт раскрывает его истинное значение. Всем известно, что Павел предостерегает здесь от аскетизма гностиков. Основной принцип, который кроется за тем, что она говорит, является обоснованным и веским, но это не является экзегетическим значением упомянутого отрывка. Е. Уайт просто использует язык Павла, чтобы четко обозначить один из важнейших аспектов практики воздержания. —Но в нашей церкви люди постоянно так делают, — —Но так же нельзя, — законно возмутилась Шэрон. —Я теперь просто не буду слушать этих людей, — ска —Правильно, Михаэль, — ответил доктор Смитарст. Он продолжил: — А вот что говорит по данному вопросу Герберт Ду Служение исцеления, с. 335. Douglass, Messenger of the Lord, p. 419. Глава 6 Елена Уайт и Библия
— —Но люди как раз и рассматривают их как экзегетиче —А в том, о чем мы сейчас говорим, ты усматрива —Да, я предвижу опасность, — ответил Михаэль. —Конечно, хотелось бы не говорить об этом вообще, — —Да, — подтвердил доктор Смитарст. — Интересно, 18 Издание такой Библии может создать впечатление, что комментарии Е. Уайт являются истиной в последней инстанции в толковании текста. В данном случае следует также предположить и наличие наивысшего авторитета у компиляторов, поскольку они берут на себя ответственность выбирать подходящие для данного случая высказывания Е. Уайт. А мы знаем, что она могла комментировать тот или иной текст, придавая ему совершенно разное значение. Поэтому неоправданно издание таких Библий, как, например, The Clear Word Bible Джека Бланко (Review and Herald Publishing Association, 1994), который поместил комментарий E. Уайт прямо в сам библейский текст. последнему пункту, почему же нам не следует прибегать к Е. Уайт как к комментатору Писания. 5. Елена Уайт возрастала в своем понимании Божьих целей и постижении Писания. Мы ранее говорили уже, как иногда ей приходилось менять свои взгляды в каких-то богословских вопросах. Она всегда была открытой и прибегала к советам других. Поэтому можно взять некоторые из ранних произведений Елены Уайт, сравнить их с более поздними ее трудами и выявить то, что она противоречит сама себе. Нежелание признавать очевидный факт, что она тоже духовно возрастала, и служит причиной того, что ее недруги несправедливо спекулируют на видимых противоречиях в ее трудах. Однако тех, кто все же пытается ссылаться на Е. Уайт как на библейского комментатора, мы вправе спросить: «А какие произведения Елены Уайт вы собираетесь цитировать: ранние или поздние?» Ни один из этих пунктов не вызывает проблем, если мы рассматриваем Елену Уайт в ее истинной роли как христианского пророка и если мы считаем, что только Библия должна быть источником наших доктринальных положений. Фриц Гай очень хорошо сказал об этом: «Она привлекала внимание к Слову...» «Она призывала повиноваться Библии...» «Она показывала непреходящую актуальность Библии, побуждая людей быть верными...» «Она, конечно же, никогда не утверждала, что ее понимание текста является последним словом в науке толкования. Наоборот, она призывала каждого человека самого вслушиваться в Слово... она настаивала, что " непростительно для кого бы то ни было утверждать... что все наши толкования Библии безошибочны". Никто не должен испытывать смущение, если при серьезном и внимательном изучении Библии он вдруг обнаружит,
Глава 6 Елена Уайт и Библия
Доктор Смитарст продолжил: — В 1933 году Уильям Уайт вместе со своими коллега — Это очень важное утверждение, — заметил пастор 19 Fritz Guy, " A Frank Look at Ellen White", Adventist Review, July 10, 1986, 20 W. C. White and D. E. Robinson, " Brief statements regarding the Writings i — Это верный вывод, Джаред, — согласился доктор ^митарст. — Е. Уайт упоминает об этом во введении к книге «Великая борьба». Она пишет здесь, что использует некоторый материал из произведений современных ей авторов. Имеются в виду труды Дж. Н. Андрюса и Урии Смита. — Какова же все-таки цель ее трудов? — спросил Михаэль. — До сих пор вы говорили о том, какой цели — Это хороший вопрос, Михаэль. Она сама часто говорила, что ее работа — призывать людей назад к Библии и возвеличить Библию перед людьми. Ее беспокоило то, что люди пренебрегали изучением Писания21. — Это правда, — подтвердила Джин. — Я заметила, — Не менее важной целью ее произведений является «Вы плохо знаете Писания... Если бы вы задались целью изучить Слово Божье... то вам не понадобились бы свидетельства. Но именно потому, что вы пренебрегли богодухновенной Книгой, Господь попытался достичь ваших сердец простыми, прямыми свидетельствами, направляющими ваше внимание на вдохновенные слова, которыми вы не желали повиноваться, и призывающими вас строить свою жизнь сообразно Его чистым и возвышенным учениям» — Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 665. 22 «Я взяла драгоценную Библию и окружила ее несколькими Свидетельствами для Церкви, которые были даны народу Божьему. Здесь, сказала я, рассмотрены дела почти всех людей и указаны грехи, которых им необходимо избегать. Здесь они могут найти нужный совет, данный другим людям, прежде находившимся в похожих обстоятельствах». Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 605.
Глава 6 Елена Уайт и Библия
ся к Библии и увидеть, что она получала весть так же, как и библейские пророки, — через видения и послания от Бога, изучая то, что уже было написано другими, или просто отслеживая жизненную ситуацию. Однако ее трудам никогда не приписывался авторитет Священного Писания, да и она сама никогда не утверждала это. В действительности она называет свои произведения «меньшим светилом, который ведет людей к светилу большему», которым, безусловно, является Библия23. Следует принять во внимание и еще один аспект служения Е. Уайт. Она была призвана подготовить Божий народ достойно встретить последние испытания, которые наступят в конце истории и которые будут предварять пришествие Христа. Ей были открыты последние события, и она призывала Божий народ удостовериться в том, что они полностью доверились Иисусу, чтобы быть найденными верными, когда настанет время испытаний. Делая это, она обращалась к наставлениям Иисуса из его знаменитой проповеди о конце света в Мф. 24. Она предостерегала, что «только закалившие свой ум библейскими истинами устоят в последней великой борьбе24. — Вы думаете, что все так и будет происходить, как — Это очень серьезный вопрос, который постоянно 23 Литературный евангелизм, с. 125. 24 Великая борьба, с. 593, 594. будет испытана наша верность. Многие адвентистские идеи, касающиеся исполнения открытых Богом событий между первым и вторым пришествиями, кажутся мне весьма убедительными. Однако отдельные моменты, связанные с наступлением времени испытаний, наверняка нас удивят. Например, современные технологии кардинально изменили наш образ жизни. Но я бы не хотел отклоняться сейчас от моей темы. Может, мы сможем обсудить это в другой раз. Сейчас я хочу ответить на вопрос Михаэля о цели написания Е. Уайт своих трудов. Позвольте прочитать вам мнение еще одного из наших ученых. Фреда Вельтмана попросили проанализировать книгу «Желание веков» на предмет того, до какой степени при написании этой книги Елена Уайт была зависима от других источников. Вся работа заняла у него семь лет. По результатам исследования был подготовлен отчет, в последнем абзаце которого говорилось: «Если и есть один общий вывод, полученный в течение бесчисленных часов чтения и изучения ее трудов за эти последние семь лет, то он таков: Елена Уайт, помимо всего, была искренней христианкой. Ее труды были написаны, чтобы просветить людей, чтобы помочь им взрастить личную веру и повиновение Божьей воле... Мы, может быть, и хотели бы видеть в ней ученого или психолога, специалиста в той или иной области или филолога, президента конференции или колледжа, но это не так. Я твердо убежден в том, что она не была и не может быть никем из вышеперечисленных. Скорее всего, она была просто человеком Божьим, руководимым Святым Духом, чтобы призвать и нас обратиться к Нему, к Его Слову и Его путям, чтобы, называясь именем Христа, мы могли прославлять Его перед теми, кто Его не знает»25. 25 Fred Veltman, Life of Christ Research Project, Vol. 3, p. 957-958.
Глава 6 Елена Уайт и Библия
— Да, думаю, Вельтман очень ясно это изложил. — Придя к такому заключению, Вельтман, по сути, ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО — — Да, Джаред, я согласен с тобой. Это как раз то, что — Она производит впечатление настоящего возмути — Думаю, ты мог бы довольно часто называть ее так, утвердишься в этом: «Тот факт, что среди народа Божьего отсутствует полемика и разногласия, еще нельзя рассматривать главным доказательством того, что все крепко держатся здравого учения. Есть основания опасаться того, что они, возможно, не проводят четкой грани между истиной и заблуждением. Когда исследование Писаний не вызывает никаких вопросов, когда не возникает различных мнений, заставляющих людей самостоятельно изучать Библию, чтобы убедиться, что они стоят на истинных позициях, то как и в древности, так и в наше время многие будут придерживаться человеческих традиций и поклоняться тому, чего они не понимают»26. —Сильно сказано, — заметила миссис Даунтон. — —Да откуда им (дискуссиям) взяться, если некоторые —Они не должны так говорить, — ответила Шэрон.
— Многих наших собратьев нужно просто переучи — Верно, Джаред, это как раз то, о чем мы с вами сей ПЕРЕУЧИВАЯ ЧЛЕНОВ ЦЕРКВИ
26 Советы авторам и редакторам, с. 38, 39. 27 Roger Coon, " Continuing Education of Church Members and Providing Глава 6 Елена Уайт и Библия
Однако это не только проблема многих адвентистов, не имеющих истинного представления о библейском предназначении пророков. Негативно настроенные против Е. Уайт люди в большинстве своем также не знают библейских основ пророческого дара. Если бы они внимательнее читали Библию, то понимали бы, что их выпады разрушают также и авторитет Давида, Павла и Петра как избранных Божьих слуг. Позвольте мне еще раз напомнить: пророческое служение Е. Уайт совпадает с библейской позицией по этому вопросу. Она получала откровения от Бога, которые затем передавала людям. Она призывала к праведной жизни и к послушанию Божьей воле, явленной в Его Слове. Е. Уайт возвышала истину об Иисусе Христе и помогала людям более четко осознать, что означает принять Иисуса Христа как своего Спасителя и следовать за Ним. То, что Господь открыл ей, опережало время, но, как мы уже заметили, она все же оставалась в какой-то степени зависимой от культурологического контекста своего времени. В ее вестях мы должны видеть общие принципы, не фокусируясь на деталях, которые были обращены к конкретным личностям. Сегодня мы сознаем, что основное направление, которым она вела церковь в годы формирования и становления, было правильным, но Е. Уайт не была непогрешимой. Она сама это признавала28. Церкви нужно знать, о чем она писала. Ее заявления нужно воспринимать очень серьезно. Однако необходимо использовать своеобразный дар различения, чтобы видеть, насколько применимы ее советы и наставления к 28 Как писала Е. Уайт о себе: «В отношении непогрешимости я никогда на это не претендовала. Не ошибается только Бог». — Письмо 10, 1895, Избранные вести, т. 1, с. 37. нашей сегодняшней повседневной жизни. Это, кстати, соответствует ее пожеланию. Наглядным примером того, как она сама относилась к своим вестям, могут служить ее высказывания на одной из встреч совета школы. Прежде она говорила, что «единственными учителями детей, пока им не исполнится восемь-десять лет, должны быть родители»29. Некоторые члены совета выступали в защиту этого утверждения, другие говорили, что все же необходимы классы для маленьких детей. Но Е. Уайт, казалось, была настроена против своего же утверждения, заявив: «Матерям следует мудро наставлять своих чад в раннем детстве. Если наши матери смогут справиться с этим и будут посвящать свое время, чтобы преподавать детям уроки, которые им необходимо усвоить в раннем возрасте, тогда дети могут находиться на домашнем обучении до 8, 9 или 10 лет. Но многие семьи не осознают этих священных обязанностей... Господь желает, чтобы мы разумно подошли к решению этого вопроса... Таково реальное положение вещей. И я просто возмущена, когда кто-то постоянно заявляет: " Но ведь так сказала сестра Уайт, поэтому я не отступлю от этого". Бог желает, чтобы мы имели чувство здравого смысла, и Он хочет, чтобы мы мыслили здраво. Обстоятельства иногда меняют условия. Обстоятельства меняют положение вещей... Если семья не может дать ребенку начального образования, не может приучить ребенка к дисциплине, послушанию, тогда самое лучшее в этой ситуации — отдать ребенка туда, где его всему этому обучат»30. 29 Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 137. 30 " Counsel on Age of School Children", Manuscript release Ns 405, Report of an Глава 6 Елена Уайт и Библия
—Да, конечно же. Однако мы сознаем, что некоторые ее советы более применимы к тому времени, в которое она жила. — Мы, например, не запрещаем людям играть в тен — Я понимаю, что ты имеешь в виду, — ответил пас — К сожалению, мы далеко не всегда поступаем имен — Что ты имеешь в виду? — спросила ее Джин. — Просто некоторые утверждают, что Е. Уайт была — Да, это так, — признался пастор Даунтон. — Одна \ основания. Театры обычно располагались в районах, имеющих сомнительную репутацию, где процветала проституция. И даже в самом здании театра женщины легкого поведения предлагали свои услуги. Те, кто посе-Шал театр, общались с актерами, которые вели аморальный образ жизни. Эти актеры пытались втянуть молодых людей, посещающих театр, в азартные игры и другие пороки. Все это являлось достаточно веским основанием, чтобы предупреждать молодых людей об опасности посещения таких заведений. — Мы должны видеть прежде всего принципы, кото — Джин права, — согласился доктор Смитарст, — се В разговор вмешался Михаэль: — Я слышал, что она также была и против спорта как соревнования. Создается такое впечатление, что она часто выступала против того, что нравится молодежи. 31 Джордж Найт. «Мир Елены Уайт: удивительная эпоха, в которую она жила», Заокский: Источник жизни, 2002. Глава 6 Елена Уайт и Библия
И вновь мы должны взглянуть на принципы, к которым она обращалась. Вам нужно понять их, чтобы быть способными разобраться, как же применить их в нашей современной жизни. Е. Уайт — дитя своего времени, и она не отличается от всех тех, кто вырос в методистском окружении. Я бы даже осмелился сказать, что если бы мы вдруг оказались в таком же культурологическом контексте, в котором жила она, мы бы нашли эти советы своевременными и справедливыми. Однако, мы живем в другое время, и вы должны сами видеть, как современный мир влияет на вашу христианскую жизнь. Но позвольте мне заверить вас, Е. Уайт не была человеком, отравляющим жизнь окружающим людям. Она не была против того, чтобы иногда развлечься и порадоваться жизни. — Хорошо сказано, Джаред, — отметил доктор Сми- тем, что нам придется лично принимать решение. Никто другой за нас это не сделает, и не всегда мы будем полностью согласны с выбором других. Принятие самостоятельного решения — это самая лучшая проверка нашей христианской зрелости, чем следование правилам, установленным кем-то другим. Истинный христианин, который любит Иисуса и принимает Его спасение как дар, с готовностью ответит: «Я хочу быть верным Иисусу. Моя любовь и мое желание угодить Ему будет отражаться в том, как я живу». Искренний христианин не спросит: «Как далеко я могу зайти?», но скорее скажет: «Я выбираю чистоту и верность, чтобы прославить Иисуса». Пастор Даунтон добавил: — Мы должны применять библейские принципы в ВОЗВРАЩАЯСЬ К ИСТИННОЙ БИБЛЕЙСКОЙ ПОЗИЦИИ
Итак, первое: важно помнить, что Господь постоянно одаривает Свою церковь духовными дарами. Павел говорит в 12-й главе Первого послания к Коринфянам, что все дары важны, если они способствуют здоровому росту церкви. Уильям Уайт умолял церковь не забывать этого, когда она стала слишком полагаться на дар его матери: «Я несколько раз говорил нашим братьям, которые препода- Глава 6 Елена Уайт и Библия
Существует серьезная опасность для нас, адвентистов, в том, что мы можем превознести дар одного конкретного человека, и, поступая так, мы можем проигнорировать и заглушить другие дары, которые Господь давал и продолжает давать нашей церкви. Это не будет способствовать развитию церкви как единого здорового организма. В 1 Кор. 12 Павел заявляет, что все дары важны и необходимы, даже те, которые, как нам кажется, невысоко почитаемы. Трудно оценить тот ущерб, который был нанесен церкви, когда ученых экспертов заставили забыть все, чему они были научены. Специалистам в области истории, богословия, науки и образования было сказано отбросить все, во что они верили и чему были научены, поскольку их знание, как казалось кому-то, вступало в противоречие с тем, чему учила и о чем писала Е. Уайт около ста лет назад. Например, несколько лет назад в журнале Спектрум были опубликованы отрывки из дневников Зигфрида Хорна. Этот человек пользовался большим уважением в научном мире, как в церковных кругах, так и за их пределами. Эти дневники показали нам его внутренний конфликт, который он переживал, стремясь быть верным тому, что писала вестница Божья, которую он очень уважал, и тому, W. С. White to A. G. Daniells, December 31, 1913, WCW book 46, 1912-1913, цит. по: Bert Haloviak in his Sligo Series talks, October 22, 29, 1980, p. 38-39, выделено мною. что он знал об истине из той области знаний, экспертом которой он являлся. — Я должен признать, что был озадачен тем, что прочи — Несомненно, — согласился доктор Смитарст. — «Чем больше возрастают мои познания Библии, тем отчетливее я сознаю, что обязан проверять интерпретации, данные Е. Уайт, используя принцип " Sola Scriptura". Со временем это стало причиной моей переоценки безграничной доселе уверенности в ней как в единственно верном толкователе Библии. Мне пришлось пересмотреть Богом установленные рамки ее пророческого дара. Мы, адвентисты, никогда не подчеркивали ограниченный характер ее пророческих обязанностей. Как результат, всем ее произведениям была приписана безгрешность, вербальная инспирация и они были поставлены на один Глава 6 Елена Уайт и Библия
уровень с Библией... как ее единственный и безошибочный толкователь»33. Дилемма, с которой столкнулся Ларонделл, необязательно ограничивается истинным библейским пониманием пророческого дара Е. Уайт. И я вновь спрашиваю, может ли быть так, что адвентистская церковь дала возможность одному дару заглушить и подавить все другие духовные дары, которые Бог дал остальным членам тела Христова? Вместо того, чтобы укреплять и развивать тело Христово, неправильное отношение и использование одного дара может на самом деле причинить ущерб и оказать пагубное действие на рост и развитие церкви. — Это довольно серьезно, — произнес Даг. — Оба уче —Да, я мог бы привести вам и другие примеры, но позвольте, я продолжу дальше. Даниэльс, когда пытался разрешить для себя проблему авторитета Писания, заметил: «Необходимо, чтобы человек был свободен в своем выборе самостоятельно изучать Писание и честно следовать тем выводам, к которым он придет. Я лично стою на позиции свободы в этом вопросе... Мне кажется, мы должны серьезно решить этот вопрос: свободны ли мы в отношении самостоятельного исследования Библии и в том, чтобы следовать за светом, который нам будет при этом исследовании открываться»3*. Доктор посмотрел на присутствующих и произнес: — Как это не иронично, но адвентистской церкви 33 Hans LaRondell, " My Journey of Discoveries in Apocalyptic Eschatology", 34 Letter from A. G. Daniells to W. С White, August 4, 1910, выделено ибо Писание ясно говорит о том, что Слово Божье является мерилом всякого учения и опыта»35. —Тогда почему же многие люди продолжают непра —Возможно, потому, что сложилась определенная тра
—Мне кажется, что для некоторых людей гораздо —Да, это действительно так, — заметил доктор Сми-
— Можно ли назвать ее духовным комментатором — Так и должно быть, Джин, — ответил доктор Сми- 35 Великая борьбы, vii. 36 Ингемар Линден, отдавая ей дань, писал: «Хотя практически неиз Глава 6 Елена Уайт и Библия
Взяв снова свои бумаги, он начал читать: «Ее вдохновленные Святым Духом произведения являются бесценным даром для нашей церкви по всему миру, потому что они превозносят Библию как святое Слово Божье, вдохновляя на его изучение; укрепляя веру народа Божьего в его обетования; побуждая к духу посвящения и жертвенности; помогая в развитии тела Христова по всему миру; расширяя границы нашего служения; обеспечивая основополагающими принципами для организации издательского, медицинского и образовательного дела; защищая и объединяя церковь. Кроме того, ее произведения указывают на великую жертву Христа, которая привлекает людей и делает их гражданами Небесного Царства благодати, ибо Его искупление сделало это возможным; они призваны приготовить их к встрече со своим Спасителем, когда Он придет во славе Своей»37. Он остановился. —Вы отметили для себя, что здесь не утверждается? —Я да, — ответил Даг. — Тут не говорится о том, что ее —Отлично сказано, и это то, что должны делать про Затем, повернувшись к Шэрон и Михаэлю, доктор Смитарст спросил: 37 " Resolution on Spirit of Prophecy", Record, February 9, 1991, P. 9. — А что вы думаете об этом? Последовала долгая пауза, было понятно, что ни Михаэль, ни Шэрон не хотят отвечать первыми. — Чувствуйте себя свободно, — подбодрил их доктор Наконец Шэрон заговорила: — Я догадываюсь, что многое из того, что вы сказали, Тут вмешался в разговор Михаэль: —Шэрон имеет в виду то, что Е. Уайт никогда не го —Да, сейчас многое изменилось с тех пор, как я был
—Согласен, — сказал доктор Смитарст. — Мир по —И меняется очень быстро, — добавила Джин. — Не —Я согласен со всеми вами, — сказал доктор Сми Глава 6 Елена Уайт и Библия
По мере развития урбанизации и индустриализации последовало все возрастающее влияние профсоюзных организаций. Не следует забывать и о влиянии французской революции. Ее борьба против религии, и резня, которой сопровождалась эта революция, все еще были свежи в памяти тех, кто жил в XIX веке38. ПРОРОК ТОЛЬКО ДЛЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ?
— Это разумный подход, — согласился пастор Даун- — Все верно, — согласился доктор Смитарст. — Кни «Сегодня отмечается серьезная нехватка сбалансированных политических лидеров. Мы сталкиваемся с огромными проблемами... В глобальном масштабе существует угроза ядерного оружия, нарушения прав человека, кризиса окружающей среды и энергетического кризиса, экономического неравенства между Севером и Югом. В социальном плане — безработица, непрекращающиеся забастовки рабочих, вспышки расового насилия. В моральном отношении — размываются основные христианские принципы, обесценивается институт семьи и брака, нарастает сексуальная распущенность, резко обострилась проблема абортов. В духовной сфере — возрастающее влияние материализма и соответствующая этому утрата чувства трансцендентной реальности (веры в Бога как высшее существо). Многие говорят о том, что мир неумолимо приближается к катастрофе, но лишь немногие предлагают средства, как это предотвратить. Технические Глава 6 Елена Уайт и Библия
средства в изобилии, а вот мудрость в дефиците. Люди смущены, сбиты с толку, чувствуют себя отчужденными. Как говорил Иисус, мы " как овцы, не имеющие пастыря", в то время как лидеры наций — это " слепые, которые ведут слепых —Совершенно другой мир! — воскликнула миссис Да- —Да, я согласен, — произнес Даг. — Хотел бы доба —А я бы хотел добавить еще и проблему клонирования —Вопрос, который должен быть задан в таком слу Мы должны увидеть, как она применяла христианские принципы к повседневной жизни. Я лично считаю, 39 John Stott, New Issues Facing Christians Today, Marshall Pickering, London, 1999, P. 421. что принципы, изложенные в таких ее книгах, как «Путь ко Христу», «Наглядные уроки Христа» и в серии «Конфликт веков», являются вечными принципами христианства. Они никогда не устареют. Существуют основополагающие христианские принципы жизни, которые следует рассматривать вне времени и культуры. Когда вы читаете ее книги, вы видите, как она применяет эти принципы в повседневной жизни. Возьмите, например, главы из книги «Путь ко Христу», в которых говорится о молитве. Там написано, что нам делать с сомнениями, как развивать в себе веру, как принимать ближних. Это актуально для любой культуры и всегда своевременно для христианина. Не будем забывать и о том, что Библия гораздо более древняя книга, чем книги Е. Уайт. Некоторые советы, данные в Писании, также должны рассматриваться в культурном контексте. — Верно, — прервала его Джин. — Вот почему мы не — Хорошее замечание, Джин, — ответил доктор Доктор Смитарст взял со стола, стоящего перед ним, книгу и начал читать: «Тот факт, что среди народа Божьего отсутствует полемика и разногласия, еще нельзя рассматривать главным доказательством того, что они, возможно, не проводят четкой грани между истиной и заблуждением. Когда исследование Писаний не вызывает никаких новых вопросов, когда не возникает различных мнений, заставляющих людей самостоятельно изучать Библию, Глава 6 Елена Уайт и Библия
—Это звучит сильно, — высказал свое мнение Даг. — —Я уверен, что подобные высказывания заставят —Да, это так, — согласился доктор Смитарст. — Как Многие из ее советов, я повторяюсь, вне времени и вне культуры. Позвольте мне поделиться с вами еще одним советом, который я буквально выучил наизусть: «Самая большая нужда этого мира — в людях, которых невозможно подкупить, людях, которые являются по-настоящему искренними и честными, в тех, кто не боится называть грех своим именем и чьи дела не расходятся со словом, в людях, которые готовы будут стоять за истину, даже если поколеблются основания мира»41. — Я помню, как вдохновило меня это высказывание, «Многие наши работники все еще боятся пойти на риск и начать эту огромную работу, опасаясь, что затраченные средства не принесут ожидаемых результатов. Что, если средства окажутся истраченными, а мы так и не увидим спасенные души?.. Лучше продолжать работу, чем ничего не делать, поскольку никогда не знаешь, какое из начинаний принесет обильные плоды... У Бога найдутся работники, готовые рисковать всем и вся ради спасения души... Бог призывает на служение людей стойких, полных надежды, веры и мужества, настроенных продолжать работу до конца»42. —Хорошая цитата, Джаред, — одобрила Джин. —Я упустил некоторые предложения, но эта цитата —Я бы тоже хотела привести одну цитату, которую я «Когда мужья уходят на работу, оставляя своих жен заботиться о детях, то жена и мать выполняет не менее важную работу, чем мужи отец... Муж на открытом миссионерском поле может принимать почести от людей, тогда как домашняя труженица может и не получить земной похвалы за свой труд. Но если она трудится ради своей семьи, стараясь сформировать характер детей по Божественному образцу, то ангел, ведущий запись, укажет ее имя среди величайших миссионеров мира. Богу видится все несколько иначе, чем ограниченному человеческому взору»43. Я часто перечитывала эту цитату, когда дети были маленькими, а Джаред тогда часто отсутствовал, исполняя свое служение. И эта мысль очень поддерживала меня.
40 Советы авторам и редакторам, с. 39. 41 Воспитание, с. 57. 42 43 Евангелизм, с. 62, 63. Христианский дом, с. 235.
Глава 6 Елена Уайт и Библия
— —Но у нее такие толстые книги! — пожаловался Ми —Я знаю, — ответил доктор Смитарст, — поэтому-то Они промолчали. А Даг предложил: —Я приобрету им эти книги. —Есть еще одна серьезная причина, по которой все-та 44 Messiah: A contemporary adaptation of the classic work on Jesus' life, The 45 A Call to Stand Apart: Challenging Young Adults to make an Eternal Di помнить. Мы не должны отрываться от своих корней и помнить о нашей цели и ее уникальности. — Но в других церквах тоже есть искренние христиа Доктор Смитарст посмотрел на нее, улыбнулся и сказал: — Я знаю это, Шэрон. Я не имел в виду, что в других Для адвентистов важно сохранять это особое призвание. Если мы утратим свою самоидентификацию, мы будем, как другие деноминации. Е. Уайт помогает нам помнить о нашем особом призвании. Это и делает ее произведения важной частью нашего адвентистского наследия. В начале истории нашей церкви Бог совершал через нее удивительные вещи. Мы никогда не должны забывать, как она духовно вела нашу церковь. Как родилась наша церковь, и каким образом мы дошли до таких великих истин без помощи людей, имеющих богословское образование, это просто удивительно! Мы можем сказать, что Бог вел их особенным образом — и этот путь был утвержден через проявление пророческого дара, который был дан Е. Уайт. Поэтому, когда вы читаете ее произведения, вы будете всегда об этом помнить. — Так что же сегодня отличает нашу церковь от других — Вы действительно хотите, чтобы я углубился в эту — Да, хотим! — ответили все дружно. — Ну, хорошо. Я на самом деле завершил изложение Глава 6
— Конечно же, — поддержал эту идею Дат. — Я хотел бы — Для меня было огромным удовольствием встре Пастор Даунтон помолился и попросил Божьего руководства, чтобы Он помог им быть верными Ему до самого возвращения Иисуса Христа. В ту ночь Дат и Джин долго не могли уснуть. — Ты знаешь, Джин, — сказал Даг, — эти встречи
|