![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пророческое наследие предполагает перемены
— Ну хоть чем-то их заинтересовали, — подумала — Меня просто раздражает тот факт, — говорил Даг, — — Это один из важных уроков, которые я усвоила из — А мне больше всего понравилось, — вмешался в Пророческое наследие предполагает перемены
—Будь осторожен, — предупредила Джин. — Многие —Я надеюсь на это, — ответил Михаэль. В следующий понедельник вся группа была вновь в сборе. После короткого обмена информацией о том, какой насыщенной событиями была прошлая неделя, доктор Смитарст продолжил тему. — В прошлый раз мы с вами проследили за тем, как Цер Церковь является частью культурного общества, а культурный климат начал меняться и оказывать влияние на церковь и на взгляды ее лидеров. Какие основные факторы можно здесь отметить? Доктор Смитарст откашлялся и начал читать: 1. Великая Депрессия и последовавшая за ней Вторая мировая война закончились. В результате общество само
2. С увеличением средств коммуникации и транспор 3. Аккредитация адвентистских учебных заведений 1 Keld J. Reynolds, The Church under Stress, 1931-1960", Adventism in America, P. 170: «В ранние годы нашего существования церковь переживала внутренние проблемы, а проблемы, с которыми столкнулась церковь после 1930 года, были больше связаны с внешними факторами. Международный экономический кризис, мировая война и быстро меняющееся послевоенное общество довели адвентистскую церковь до крайнего состояния... Хотя и не все проблемы были решены, собьпия того времени расширили концепцию адвентистской миссии в направлении работы с обществом, и в какой-то степени это сломило ее чувство сектантской исключительности». Пророческое наследие предполагает перемены
4. Библейская конференция 1952 года. После окончания Второй мировой войны руководители Церкви решили узнать, какое влияние война и изоляция оказали 2 В 6-й главе книги Bold Venture Терри Амодт упоминает о борьбе, развернувшейся в тот период вокруг получения аккредитации и о подозрительном отношении к тем, кто имел звания и степени, полученные не в адвентистских учебных заведениях. Вплоть до избрания Р. Фигура президентом Генеральной конференции (ГК), адвентистские преподаватели-богословы, чья ученая степень была получена не в адвентистском учебном заведении, защищались в основном в области археологии (например С. Хорн) или в области семитских языков (В. Мердок). В 40-х годах Р. Коттрелл, преподаватель Библии в Па-сифик Юнион Колледж, пять раз подавал прошение на разрешение учиться в докторантуре, но ему отказывали, мотивируя это тем, что его магистерской степени вполне достаточно для нужд церкви. Эдвард Хеп-пенстол был одним из первых, кто получил докторскую степень в области религиозного образования в неадвентистском учебном заведении.
Вопрос об инспирации и авторитете Е. Уайт, казалось бы, не имел большой значимости на этой конференции. Эту тему освещал Д. Рибок, который отвергал теорию вербальной инспирации и непогрешимости Е. Уайт, не зная фактически о том, что эта тема активно обсуждалась на Библейской конференции в 1919 году4. Следует заметить, что Библейская конференция 1952 года была гораздо лучше организована в том плане, что там не было места неожиданным и нежелательным вопросам, которые могли бы возникнуть. 5. Выпуск Библейского комментария Церкви АСД. В период между 1953 и 1957 гг. церковью были изданы семь томов в серии библейских комментариев, насчитывающих в общей сложности около 7 000 страниц. Это было самое крупное издание, когда-либо предпринятое Церковью адвентистов седьмого дня. — Издание получило неожиданную поддержку у ши — Да, Джаред, ты прав, — согласился доктор Сми- 4 D. E. Rebok, The Spirit of Prophecy in the Remnant Church", Our Firm Foundation, Review and Herald Publishing Association, Washington, DC, 1953. Хотя Брэнсон и отвергал теорию вербальной инспирации и непогрешимости Е. Уайт, но то, что он писал по этому поводу, не стало достоянием обычных членов церкви или пасторов. Пророческое наследие предполагает перемены
—Итак, мы стали более открытыми, — высказал свое —Мы должны учитывать, что культурный контекст — —Несмотря на это некоторые проблемы все же оста —Верно, Джаред, евангеликалы продолжали спорить
ДВА МЕТОДА В ПОНИМАНИИ___________________ — Итак, в отношении понимания роли и служения Те, кто имел более сбалансированный подход в этом вопросе, не чувствовали себя готовыми поделиться своим мнением с членами церкви. Это ставило их в невыгодное положение в противостоянии большей группе, поскольку они могли быть обвинены в сомнении в богодухновенно-сти Библии и произведений Е. Уайт. По этой причине они и не могли открыто говорить о том, что являлось, по сути, истиной в этом вопросе. Согласимся, что раньше им и не нужно было много говорить об этом, так как Церковь нормально существовала, не делая из этого проблему. — Так в чем же дело? — спросила с усмешкой Шэ- 5 В наши дни поддержку взглядов Уошборна и Холмса можно найти у Рассела Стэндиша (Russell Standish): «Джадсон Уошборн и Клод Холмс смело и открыто предупреждали церковь Божью в том, что она должны остерегаться скрытой опасности, заключающейся в принижении значения трудов Е. Уайт, что и имело место на Библейской конференции 1919 г. Уошборн и Холмс видели, что потеря авторитета «Свидетельств для церкви» была признаком последнего отступничества. Пророческое наследие предполагает перемены — —Сейчас все проясняется, — произнес Дат. — Теперь —Я думаю, по той же самой причине, по которой на —Справедливое замечание, — согласился доктор —И мы не должны их строго судить за это, — сказал —Я согласен. Однако в церкви все же были люди, кото Доктор достал книгу из портфеля и начал листать страницы в поисках нужного места. Вскоре он нашел его и начал читать: «Хотя труды и служение Е. Уайт значительно повлияли на него [Ричардса], тем не менее он вполне реально оценивал ее как человека, понимая, что и она не лишена человеческих слабостей. Когда несколько лет назад в церкви началась вся эта истерия вокруг Е. Уайт в связи с обвинением ее в плагиате, Ричарде остался неколебимым. " Ничего нового они не обнаружили, — заявил он. — Все это старые обвинения. Я слышал их еще сорок лет назад. Они обсуждались еще на Библейской конференции в 1919 году." Они проверяли ее высказывания в области истории и науки, некоторые из которых были якобы ошибочными... Артур Даниэльс хотел придать факты огласке, но
Последующая за Библейской конференцией 1919 года очередная сессия ГК не выбрала Даниэльса на пост президента. Многие считали, что отчасти причиной этого была его позиция на Библейской конференции 1919 года6. Когда доктор Смитарст убирал книгу, Джин спросила: — Интересно, сколько людей думали так, как Ри — Возможно, мы никогда не узнаем об этом, — отве — Кажется, что всегда существовал какой-то прес 6 Robert E. Edwards, H M S Richards, Review and Herald Publishing Association, Hagerstown, Maryland, 1998, p. 35-36. Пророческое наследие предполагает перемены
Когда дискуссия стала утихать, доктор Смитарст посмотрел в сторону Шэрон и Михаэля и спросил: — А что наши молодые люди думают по поводу того, Шэрон ответила первой: —Жаль, что церковь только тогда начинает реагиро —Я согласен с Шэрон, — сказал Михаэль. — Собира —Возможно, нам следует прилагать больше усилий, —Но вот в чем вопрос, — вмешался Михаэльайкл, — —Я понимаю, что ты чувствуешь, — произнес доктор
Глава 4
—Ну хорошо, а сейчас, когда это стало известным, —Я согласен, — кивнул доктор Смитарст. —Если мы не расскажем это нашим членам церкви, —Верно. И если это произойдет, наши оппоненты —Если мы будем преподносить нашим членам церк —Согласен. Нам необходим сбалансированный под —Жаль, — сказал Дат. — Наши беседы становятся все —Думаю, что да, — согласился доктор Смитарст.
Тогда он обратился ко всей группе: — Позвольте мне напомнить, о чем мы говорили с вами в прошлый раз. «Аккредитация адвентистских университетов и колледжей привела к тому, что в нашей среде впервые появились дипломированные историки, получившие серьезное образование. В начале 70-х они приступили к своей работе. Дон Макадаме, которого я цитировал раньше, говорил о том, что первое поколение адвентистов трудилось над созданием церковной организации, а задача второго поколения заключалась в том, чтобы сохранить то, что было создано. А вот как он анализирует роль третьего поколения адвентистов. " Третье поколение адвентистов выросло уже не в лоне молодого и борющегося за свое существование движения, но в хорошоорганизованной и крепко стоящей на ногах деноминации. Уверенное в стабильности своей церкви, третье поколение начало с того, что подвергло критическому анализу начало существования адвентистского движения. А если быть точнее, начало 70-х ознаменовалось критическим анализом пророческого дара Е. Уайт1. Макадаме поясняет, каким образом наши историки получали образование в 1950-х и 1960-х гг., не имея представления о длинном периоде критицизма, которому подвергалась Е. Уайт и ее произведения в прошлом. Это имело место как при жизни вестницы Божьей, так и после ее смерти, а также во время известной Библейской конференции 1919 года. Во-первых, они поступали как истинно верующие, пытаясь привести в соответствие те исторические неточности, которые встречались в ее произведениях. Из уже своего собственного опыта они поняли, что Е. Уайт при написании своих книг пользовалась другими источниками. Эта проблема, казалось, никогда не оставит церковь в покое. Вот что пишет Макадаме: «Статья Уильяма Петерсона " Текстуальный и исторический анализ позиции Е. Уайт по вопросу о французской революции" явилась первой статьей, обратившей серьезное внимание на источники, которыми пользовалась Е. Уайт... Автор пришел к заключению, что это были главным образом антикатолические и антидемократические источники, мощные по своей идеологической сущности, но слабые в отношении исторической точности.... Она пользовалась ими небрежно, подчас просто неправильно истолковывая их, иногда преувеличивая то, что там было написано, а иногда упуская из виду ключевой момент, таким образом, искажая значение события... В качестве железной аргументации против работы Петерсона выступила статья Рона Грейбила, сотрудника Центра исследований трудов Е. Уайт... Грейбил раз- 1 " Shifting Views of Inspiration", Spectrum, Vol 10, No 4, P. 27. Макадаме был профессором истории в университете Андрюса и возглавлял одно время Юго-западный адвентистский колледж.
Глава 5 К историкам адвентистской церкви приходит зрелость
Именно его книга " Размышления по Книге пророка Даниила и Откровение" и явилась основным источником для написания этой главы. " Для многих стало открытием, — писал Грейбил, — что Е. Уайт... не использовала те отрывки из Скотта, Гляйга, Теирса или Алисона (историки, чьими работами она могла воспользоваться), которые не использовал сам Урия Смит. Всякий раз, когда Урия сокращал материал, юна делала то же самое". Поэтому это не Е. Уайт выбирала сомнительные источники и неправильно их истолковывала или искажала значение того или иного события. Это делал Урия Смит»2. — Хорошо, что у нас были встречи, где вы объясняли нам цель пророческого дара, — сказал Даг. — Если бы я узнал о таком еще до наших встреч, это бы меня сильно смутило. Только тогда, когда вы понимаете, что целью пророческого дара является наставление и укрепление церкви, вы воспринимаете все в правильной перспективе. Е. Уайт часто брала какие-то идеи и применяла их к духовной жизни. Больше всего она была заинтересована в качестве христианской жизни. Помните, в предисловии к «Великой борьбе» она упоминает, что заимствовала какую-то информацию у адвентистских авторов, своих 2 " Shifting Views of Inspiration", Spectrum, Vol 10, No 4, p. 29-31, выделено мною. современников, чтобы проиллюстрировать те или иные идеи. Она также говорила, что основной целью написания этой книги было раскрытие темы великой борьбы и желание показать, что в конце концов истина восторже-i ствует над злом. Ею также двигало желание предупре-\дить людей о происках сатаны. Она всегда была готова исправить исторические неточности, когда люди говорили ей об этом. Не забудьте также, что, когда она давала пасторский совет, она обходилась без каких-либо источников, а что касается материала, содержащего пророческую и историческую информацию, она пользовалась трудами Урии Смита и Дж. Андрюса, наряду с другими протестантскими комментаторами тех дней, которые пытались истолковывать пророчества и исторические события3. Но вернемся к тому, на чем мы остановились. Доктор продолжил чтение: «Это была новая веха в изучении истории адвентизма. В прошлом исследователи жизни и служения Е. Уайт не имели исторического образования. Они были скорее апологетами, нежели историками». Одним из тех, кто получил образование в области истории, был Рональд Намберс, написавший книгу «Пророчица реформы здоровья: исследование трудов Е. Уайт» («Prophetess of Health: A Study of Ellen G. White»). Намберс попытался проанализировать служение Е. Уайт с точки зрения историка, что никогда не делали прежние авторы. Он показал, что большинство ее работ не были оригинальными, 3 Было подсчитано, что в книге «Великая борьба» Е. Уайт цитировала 88 авторов. Зачастую она использовала цитаты этих авторов по вторичным источникам. Например, когда в главе о французской революции она Цитировала Скотта, Тиерса и Алисона, она пользовалась работой Урии Смита «Размышления по Книге пророка Даниила и Откровение». См. статью Роберта Олсона " Ellen White's Use of Historical Sources in the Great Controversy", Adventist Review, February 23, 1984, P. 4.
—А что сейчас думают о работе Намберса? — спросил —О ней спорят до сих пор. Но я выскажу вам свое 4 Следует заметить, что в ранней истории адвентистской церкви не все лидеры церкви заявляли, что реформы здорового образа жизни, которым учила Е. Уайт, являются уникальными. В1866 г. Дж. Вагтонер писал: «Мы не претендуем на то, что являемся пионерами в области реформ здоровья. Принципы, на которых основывается учение о здоровом образе жизни, были разработаны в большей степени реформаторами, врачами и специалистами в области психологии и гигиены и были распространены по всей стране. Мы лишь заявляем о том, что благодаря методу, избранному самим Богом, эта весть зазвучала более ясно и убедительно, произведя, таким образом, эффект, которого мы не смогли бы добиться, применяя другие методики», - Review and Herald, August 7, 1866. И опять в 1890 году доктор Джон Харви Келлог отзывался с одобрением о работах Е. Уайт, но он не заявлял об уникальности ее трудов. В предисловии к книге «Христианское воздержание и библейская гигиена» в отношении Е. Уайт он писал: «Необходимо признать необычным тот факт, что человек, не обладающий научными познаниями и эрудицией, смог вычленить из массы запутанных и порой ошибочных идей, выдвигаемых некоторыми авторами в области здоровья, рациональное начало и создать систему принципов гигиены настолько сбалансированно, последовательно и непредвзято, что дискуссии, исследования, открытия и опыты четверти века не смогли опротестовать эти принципы, но, наоборот, лишь способствовали их подтверждению» — с. 4. К историкам адвентистской церкви приходит зрелость
—Мне жаль, что некоторые члены церкви относятся —Согласен. Однако такое часто случается с теми, кто —Я знаю, что даже его отец, который был пастором, —Да, это правда. Но перед своей смертью его отец —Рада это слышать, — сказала Джин. — Как часто мы 5 Гэри Лэнд отмечал это дальнейшее развитие в своей работе, когда писал: «Следующим серьезным вкладом стала работа историка медицины и науки Рональда Намберса «Пророчица реформы здоровья: исследование трудов Е. Уайт». В своей книге автор рассматривает становление Е. Уайт как реформатора в области здоровья. В предисловии Намберс отмечает, что он отходит от традиционного представления о Е. Уайт, которое заключалось в признании ее богодухновенности и игнорировании очевидных, как ему казалось, свидетельств, это опровергающих. Прежде всего он доказывает, что Е. Уайт значительную часть своих идей почерпнула у таких известных в то время реформаторов, как Джеймс Джексон, и Р. Т. Тролл, хотя она и отрицала какую-либо связь с ними. Во-вторых, Намберс указывает на то, что Е. Уайт меняла свою позицию по таким вопросам, как: стоит ли адвентистам обращаться к врачам, носить ли «реформированную» одежду, переходить ли на двухразовое питание и др. Историческое значение Е. Уайт, по мнению Намберса, в том, что она попыталась создать своеобразную религию на реформе здоровья. Еще до выхода в свет книга Намберса вызвала целую бурю возмущения в церковной среде». — Gary Land, " From Apologetics to History: The Professionalism of Adventist Historian, " Spectrum, Vol. 4, № 10, pages 93-94.
Доктор Смитарст попытался продолжить, но Джин настаивала: —А прав Намберс, когда говорит, что Е. Уайт отказы —Трудно сказать. Лучшее, что мне удавалось когда- Она же не скрывает в предисловии к «Великой борьбе», что ей иногда приходилось пользоваться трудами некоторых историков и адвентистских авторов. Е. Уайт обладала хорошей памятью, но, возможно, иногда она и не помнила, откуда брала те или иные цитаты. Такое может случиться с каждым. — Я это хорошо понимаю, — произнес пастор Даун- 6 Robert Olson " Ellen White's Denials", Ministry, February 1991, p. 15-18. К историкам адвентистской церкви приходит зрелость
—Интересное наблюдение, — согласился доктор Сми —А возможно ли такое, — спросила Джин, — что —Я думаю, такая возможность существовала. Доста —Но что вы скажете людям, которые считают, что Миллер пишет: «Поскольку все, что мы знаем об истории, приходит к нам через книги, я тщательно проработал труды тех авторов, которые считаются наиболее уважаемыми и признанными в нашей стране. И хотя я часто давал сноски на источники, указывая том и страницу, но невозможно указать все ссылки. Невозможно определить, сколько мыслей, слов и предложений из других источников переплетаются с моими. Основные ссылки, конечно же, даны не столько для того, чтобы читатель мог проверить цитату, сколько для того, чтобы дать читателю возможность узнать о ценных источниках, которые могут быть ему полезны». - Andrew Miller, Miller's Church History, Pickering and Inglis, London, 1967, " Preface". inn
— —Мы должны быть снисходительны к ней и оправдать —А с Авраамом, — добавил Дат. —Да, им обоим пришлось говорить неправду, чтобы Вновь взяв свои бумаги, доктор Смитарст начал читать: «Макадаме исследовал часть книги " Великая борьба". Вот как он описывает свой опыт: „Летом 1973 года, в процессе изучения писем и документов в центре исследования трудов Е. Уайт по истории адвентистской издательской деятельности я познакомился с несколькими рукописями Е. Уайт, которые, как оказалось, были частями первой половины книги " Великая борьба", написанной в 1888 г... очень длинная рукопись... оказалось, что это был черновик главы, посвященной Яну Гусу... Я смог составить сравнительный документ, в котором в первой колонке был помещен материал о Яне Гусе, взятый из " Истории протестантизма" Джеймса Уайли, во второй колонке — материал из черновика Е. Уайт по этой же теме, а в третьей — материал, который был опубликован в " Великой борьбе"... Е. Уайт не просто заимствовала отдельные текстовые отрывки из труда Уайли, она страница за страницей сле- К историкам адвентистской церкви приходит зрелость
Изучения этой рукописи также показало, что литературный ассистент Е. Уайт, мисс Марианн Дэвис, не только редактировала ее английский, но и удаляла значительную часть оригинального материала, касающегося духовного аспекта тех или иных событий, дополняя рукопись выдержками из книги Уайли"»8. Доктор Смитарст отложил бумаги и сказал: —Лишь спустя шесть лет после того, как доктором —Поступало все больше и больше новой информа —Это действительно непросто, Даг. И церковь пони 8 McAdams " Shifting Views", P. 34.
—Это очень похоже на то, как поступала раннехри —Да, интересное сравнение. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕМИНАР ПО ПРОБЛЕМЕ Этот семинар был организован Центром исследования трудов Е. Уайт, — продолжал доктор Смитарст, — чтобы дать оценку открывающимся фактам, выплывающим на поверхность благодаря историческим исследованиям. Необходимо было также ответить и на обвинения, выдвинутые Уолтером Ри, адвентистским пастором, который обнаружил, что Е. Уайт заимствовала информацию из других источников. Он провел специальное исследование, его крайне встревожило то, что он обнаружил, поэтому он почувствовал побуждение предупредить адвентистский мир об этом. Время нам не позволяет, к сожалению, подробнее поговорить о том, что происходило на конференции в 1982 году. Располагая таким объемом новой информации, которая бросала вызов традиционным представлениям о служении Е. Уайт, участники этого семинара попытались дать этой информации честную и непредвзятую оценку. Аудиозаписи этих встреч можно найти сегодня в исследовательских центрах. Они расскажут вам о честной и открытой дискуссии, в которой участвовали члены Центра исследования трудов Е. Уайт и руководители церкви. Главной темой дискуссии на этой конференции стала проблема заимствования Е. Уайт при написании своих книг информации из других источников, а также допущенные ею неточности в области истории, науки и богословия9. Участники конференции согласились с тем, что этот материал не опровергает богодухновенно-сти Е. Уайт, но влияет на ее авторитет. Было принято решение донести эту информацию до членов церкви10. Аудиозапись позволяет услышать Артура Уайта, умо-|лявшего присутствующих не совершать ошибку, кото-^рая была допущена на конференции 1919 года, когда эту тему просто замяли. Он признался в том, что извлек определенные уроки для себя после той встречи11. К сожалению, как и после конференции 1919 года, материал этого семинара так и не получил широкой огласки в церкви. Документы этого семинара можно найти в центрах исследования трудов Е. Уайт по всему миру, но большинство членов церкви даже и не знают о том, что когда-то имела место такая конференция. —Ну почему же так? — чуть ли с раздражением спро —Я думаю, это повторение сценария 1919 года, когда 9 Из видеозаписей семинара 1982 года, которые можно найти в центрах исследования трудов Е. Уайт, расположенных по всему миру. 10 Roger W. Coon, " Continuing Education of Church Members and Providing Bases of Confidence", a 1982 International Prophetic Guidance Workshop paper. Можно найти в центрах исследования трудов Е. Уайт. Автор вынужден отметить, что большинство адвентистов имеют слабое представление о том, как проявляет себя пророческий дар, и это заставляет нас признать ошибочность наших представлений в прошлом касательно работы вестницы Божьей. 11 Во время семинара 1982 года производилась запись. Было записано на пленку и выступление тогдашнего секретаря Центра исследований Е. Уайт доктора Роберта Олсона «Проблема непогрешимости богодухновенных писаний». Олсон попросил Артура Уайта поделиться своим мнением относительно того материала, который он только что представил, и ответ Артура Уайта включал эту реплику.
— Мне кажется, руководителям церкви следует —Я согласен, и многие другие считают так же. Одна —Я думаю, что большинство адвентистов хотели бы —Согласен, — ответил доктор Смитарст, — но, зна —Мне кажется, мы оказываем медвежью услугу на —Это правда, — ответил пастор Даунтон. — Тем не —О, я хорошо это знаю, — ответила ему жена. —Позвольте мне повториться, — заметил доктор Сми —Но это несправедливо по отношению к тем, кто же К историкам адвентистской церкви приходит зрелость — — Рад слышать это, — произнес Даг. — Мы не должны убегать и прятаться, — продолжал — Я просто хочу, чтобы моя церковь была честной и — Конечно же, нет, Михаэль, — ответил доктор Сми НА КАКОЙ ПОЗИЦИИ НАХОДИТСЯ Доктор Смитарст продолжил: — Недавно один из наших руководителей, ознакомив ■ *;, Глава 5 К историкам адвентистской церкви приходит зрелость
—А вам не кажется, что в реальности мы должны —Да, согласен. Как я сказал ранее, в адвентизме все ний как последней инстанции в понимании библейского текста. —Это очень важные вопросы, — заметила Джин. —За последние несколько лет церковью было издано Мне нравится, как сказал об этом доктор Хегшен-стол, и я думаю, что было бы неплохо целиком зачитать его позицию, нежели чем цитировать по частям. Доктор Смитарст извлек из своего портфеля бумаги и, прокашлявшись, начал читать: — Человек свободен в отношении религиозных вопросов. Свобода — это дар Божий... Самое ужасное — это подавлять истину. Ее невозможно будет подавить... Религия, которая боится серьезных исследований и научного подхода, скатывается к суевериям и предрассудкам... Слепое доверие истине, которого придерживаются некоторые — это убежище для ленивого ума. Оно освобождает человека от тщательного исследования слова Божьего. Когда мы не отвечаем на вьтады или боимся задавать вопросы — все это создает трудности и проблемы. Все это изымает смысл из религии, делая ее невежественной, поверхност- 12 Речь идет о таких книгах, как: Martin Webber, Some Call it Heresy, Review and Herald Publishing Association, Hagerstown, 1985; Tim Crosby, Is Your God real? Review and Herald Publishing Association, Hagerstown, 1988; George W. Reid, A Sound of Trumpets, Review and Herald Publishing Association, Hagerstown, 1982; George E. Rice, Luke, a Plagiarist? Pacific Press Publishing Association, Mountain View, 1983; Alden Thompson, Inspiration, Review and Herald Publishing Association, Hagerstown, 1991; Herbert E. Douglass, Messenger of the Lord, Pacific Publishing Association, Nampa, 1998.
Глава 5
—Он прав, — произнес Дат. — Действительно, такой —А может быть так, — спросил пастор Даунтон, — —Это интересные сравнения. Но позвольте мне ска Но на сегодня, я думаю, достаточно. Нам всем необходим отдых. Давайте помолимся перед тем, как разойтись. 13 Edward Heppenstall, " Academic Freedom and the Quest for Truth", Spectrum, Winter 1972, p. 34-38. Елена Уайт и Библия
—И я тоже, — ответила ему Джин. — Это удивительно, —Да, но большинство просто никогда не слышало о — Это могло бы защитить н
|