Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Там же, с. 33, Ф. М. Уилкокс цитирует Джеймса Уайта из «Ревью энд Геральд», 21 апреля 1851 г.
ВВЕДЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ
«Насколько я понимаю, сестра Уайт никогда не претендовала ни на авторитетного историка, ни на преподавателя богословия, как, например, мистер Эдди. Она лишь высказывалась по тому или иному поводу, оставляя пасторам, евангелистам и проповедникам решать проблемы, возникающие в отношении Писания, богословия и истории...»7 «Те, кто не слышал того, о чем мы здесь говорим, и принимает другую позицию, определенно считают, что ни вы, ни профессор Прескотт не верите в «Свидетельства для Церкви»8. «Характеризуя Дух Пророчества, в чем, как вы думаете, заключается его большая ценность — в том, что он проливает свет духовной истины в наши сердца и наши жизни, или в том, что он обеспечивает интеллектуальную точность в исторических и богословских вопросах? Не должны ли мы воспринимать эти труды как голос Духа, обращенный к нашим сердцам, вместо того, чтобы воспринимать их как голос учителя, обращенный лишь к разуму? И разве историческая точность, а не духовные ценности являются истинным мерилом Духа Пророчества?»9 «Разве не замечательно бы было издать небольшие брошюры, излагающие факты в ясной, простой и доступной форме, какими эти факты и являются — простыми священными истинами, чтобы можно было предложить их молодым пытливым умам?» Голос из зала: «Наши враги повсеместно издают такие брошюры»10 «Действительно, это моя самая большая проблема. Я, конечно же, дискредитирую себя, если вернусь и выскажу свою точку зрения. Я бы хотел увидеть опублико- 7 Там же, с. 34, А. Г. Даниэльс. 8 Там же, с. 37, X. С. Лэйси обращается к Даниэльсу. 9 Там же, с. 38, X. С. Лэйси обращается к Даниэльсу. ванными некоторые утверждения, причем это должно быть сделано руководителями церкви, чтобы за этим чувствовался хотя бы какой-то авторитет. Иначе все это меня очень беспокоит. Я хочу видеть, что действительно что-то делается в этом направлении. Сегодня наших студентов учат, и они разъезжаются с идеей, что за «Свидетельствами» стоит вербальная инспирация, 11 и горе тем людям, среди которых и я, которые ничего не сделали в этом отношении12». «Правильно ли это будет с нашей стороны позволять членам церкви продолжать придерживаться концепции вербальной инспирации по отношению к «Свидетельствам для Церкви»? Если мы это допустим, не подготовим ли мы тем самым почву для кризиса, который разразится рано или поздно?»13 «Если бы мы всегда правильно преподносили этот вопрос, то сейчас наша церковь не переживала бы таких потрясений. Причина этих потрясений и кроется в том, что мы неправильно учили этому и ставили «Свидетельства для Церкви» на место, которое, по ее словам, они занимать не должны. Мы требовали от них больше, чем она сама»14. . Очевидно, что лидеры церкви, равно как и преподаватели учебных заведений, не чувствовали себя уверенными в том, стоит ли представлять членам церкви свое понимание проблемы инспирации трудов Е. Уайт. Продолжив чтение, вы поймете, почему эти выдающиеся лидеры испытывали подобные чувства. 11 Термин «вербальная инспирация» в основном используется для опи 12 Там же, с. 40, В. Г. Вире. 13 Там же, с. 46, Дж. Н. Андерсон.
ВВЕДЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ
В данной книге мы обсудим также и тот вклад, который был сделан в решении данной проблемы историками в 70-х годах XX века. Исследователи попытались проанализировать деятельность Е. Уайт как историка, реформатора здорового образа жизни и богослова. Найденные протоколы Библейской конференции продемонстрировали им, что проблемы, с которыми они столкнулись в своих исследованиях, не новы. Их работы выявили печальный факт: к сожалению, ученые и административные деятели Церкви прошлого поколения оказались не способны объяснить, что они лично знали о служении и авторитете Е. Уайт. Церковь АСД все еще переживает разделения отчасти потому, что не была должным образом проинформирована в отношении роли и пророческой миссии Е. Уайт. Некоторые важные материалы по данной проблеме стали доступными благодаря появлению на свет «Избранных вестей», первого тома в 1958 году и третьего тома в 1980-м. На страницах этих двух книг сама вестница Божья довольно подробно высказывается на тему инспирации. В приложении к третьему тому напечатаны замечательные рекомендации Уильяма Уайт, сына Е. Уайт. Чтение и анализ этого материала пролил бы свет на многое, происходящее сегодня в адвентизме, если бы мы только поставили перед собой задачу прочитать эти книги. Не случайно сотрудники Центра наследия Е. Уайт сокрушаются по поводу того, что многие адвентисты сегодня игнорируют эти книги. Я благодарен Богу за возможность прослушать курс лекций Джорджа Найта по «Истории адвентистского богословия». Знания, полученные при изучении данного предмета, обеспечили историческую основу данной книги. Большая часть преподаваемого на этих уроках материала включено в книгу Дж. Найта «В по- исках своего лица»15. Я бы рекомендовал читателям внимательно изучить эту книгу, чтобы расширить свое понимание того, что происходило в истории нашей церкви после смерти Е. Уайт. Это исследование в немалой степени обязано спонсорской поддержке бывшей Транс-Тасманской унион-ной конференции, а также колледжа Авондэйл. Работая над своей книгой, я имел возможность по достоинству оценить работы в области церковной истории, написанные разными авторами, среди которых Артур Патрик, Милтон Хук, Джордж Найт, Роберт Ол-сон, Рональд Намберс и Гэри Лэнд. Эти люди помогли прояснить некоторые исторические детали. Неоценимую помощь мне оказали также и Джон Кокс (президент колледжа Авондэйл), Рэй Роенфельдт (декан богословского факультета колледжа Авондэйл) и Пауль Петерсон (секретарь Южно-Тихоокеанского дивизиона). Я благодарен доктору Брюсу Маннерсу, старшему пастору церкви колледжа Авондэйл, за прочтение моей рукописи и за данные мне советы в отношении языка изложения. С тех пор, как вышла моя первая книга «И пророки тоже люди»16, появились и другие адвентистские издания, которые значительно дополнили то, что я пытался сказать. Хотелось бы о них упомянуть. «Знание приобретенное или вдохновленное свыше? К вопросу о корнях адвентистского образа жизни» Дона С. Макмахона17, специалиста в области медицины из Австралии. В своей книге Макмахон показывает, как, не имея медицинского образования и не изучая специализированную медицинскую литературу, Е. Уайт оказалась предельно компетентной в вопросах здоровья. Но в 15 Дж. Найт. В поисках своего лица.—Заокский: Источник жизни, 2009. 16 Signs Publishing Company, Warburton, Victoria, 2004. 17 Signs Publishing Company, Warburton, Victoria, 2005.
Дебаты об авторитете и полномочиях Е. Уайт Даг и Джин несколько раз перечитали протоколы встреч, состоявшихся после Библейской конференции 1919 года. Получив информацию, так сказать, из первых рук (от современников Е. Уайт и ее помощников), они были очень удивлены. Оказывается, они были научены совсем по-другому. Дат отметил для себя некоторые утверждения, чтобы сослаться на них, когда состоится следующая встреча с доктором Смитарстом. После знакомства с протоколами конференции, у Дага с Джин снова возник вопрос — почему же эти важные документы были «похоронены» в недрах архива и про них забыли? Дат постоянно твердил своей супруге: — Эти люди были твердо убеждены в ее миссии. По Они никак не могли дождаться назначенной на понедельник встречи. Дат был немного зол на церковь. Если эти факты были известны раньше и вновь обнаружены сейчас, то почему церковь медлит поделиться ими с членами общин? Хотя Джин и не разделяла подобных настроений мужа, ей тоже была любопытна причина подобной медлительности. Пастор Даунтон и доктор Смитарст пришли немного раньше назначенного времени, с ними была и супруга пастора. Когда они вошли в дом, миссис Даунтон извинилась за то, что пришла без приглашения: —Я надеюсь, вы не будете против, если и я побуду на —Конечно же, нет, — ответила Джин. Они перешли в гостиную, где Даг приготовил прохладительные напитки. Дебаты об авторитете и полномочиях Е. Уайт — Как ваше путешествие, доктор? — поинтересовал — Все прошло замечательно, — ответил доктор Сми Казалось, ему не терпится начать обсуждение. — Конечно же, — ответила Джейн. — Даг сделал мно — Тогда давайте помолимся и начнем обсуждение, — Пастор Даунтон помолился, чтобы Господь руководил предстоящей беседой на очень непростую тему. Он просил, чтобы Бог открыл им истину в отношении церкви, которую все они очень любят. Он молился и о том, чтобы Господь помог им познать истину, чего бы это ни стоило каждому из них, и чтобы, открыв истину, церковь обрела единство и смогла продвигаться вперед, выполняя задачу, порученную ей Богом. Все дружно произнесли «аминь». —Перед тем, как мы приступим к изучению протоко —Нет, конечно, не против, — ответил доктор Сми —Это касается того, что я видел в одной из телевизи
Глава 1 Дат споткнулся, посмотрел на свой листок бумаги и закончил: ...причиной ее видении могла быть парциальная эпилепсия детского возраста, или психомоторные припадки, или височно-долевая эписепсия. В детстве, как известно, она получила травму головы. Какая-то девчонка бросила в нее камень, когда Елена Уайт возвращалась из школы. В результате этой травмы у нее и появились приступы. Слышали вы когда-нибудь об этом, доктор? —Да, конечно же, слышал. Эти подозрения уже дол —Он также утверждает, что многие знаменитые люди Документ, подготовленный Дональдом Петерсеном, называется «Видения или припадки?», 1988. Доктор Петерсон является профессором неврологии медицинского факультета университета Лома-Линда и заведующим неврологическим отделением Риверсайд Дженерал Хоспи-тал в Калифорнии. Он член медицинского консультативного совета Калифорнийского эпилептического общества и автор свыше 60 статей по вопросам неврологии, опубликованных в научных журналах. Дебаты об авторитете и полномочиях Е. Уайт ставала дышать. Это указывает на то, что с ней происходило что-то сверхъестественное. Интересно отметить, что в 1970 году Кеннет Дыоурст и А.В. Бэрд заявили, что видение Павла по дороге в Дамаск было результатом височно-долевой эпилепсии. Однако в таком случае мы должны предположить, что вся группа, сопровождавшая его, страдала от приступов эпилепсии, так как все они упали на землю. Присутствующие дружно рассмеялись. — Это совершенно нелепая попытка доказать несо — Я полагаю, вы правы, — ответил Дат. — Ну, хорошо, — наконец произнес доктор Сми- —Да, я прочитал их, — ответил Даг, — и, конечно же, у меня возникло много вопросов. Я был поражен. Эти документы открыли для меня новый мир — мир, в котором жила Е. Уайт и ее соратники. У меня сложилось впечатление, что эти люди, участвовавшие в конференции, хорошо знали ее и даже помогали ей при издании ее книг. Я благодарен вам за то, что перед тем, как прочитать протоколы, вы объяснили мне, что авторы, движимые Духом Святым, могут прибегать к помощи секретарей, а также могут пользоваться идеями других
Глава 1 людей, чтобы наиболее эффективно передать людям Божью весть. Во-первых, эти люди были искренними и открытыми, но тогда они боялись сказать людям о том, что они знали об истине. Почему они испытывали подобное чувство? Почему они не вышли вперед и не сказали людям о том, что они знали? Они же видели, что церковь пошла по пути неверного использования и понимания ее трудов, но даже не попытались исправить это. У меня есть подозрение, что здесь что-то неладно, и я немного зол на них. Если бы они сделали то, что им надлежало сделать, наверное, мы бы не оказались сегодня в затруднительной ситуации. — Справедливое замечание, Даг, — заметил доктор Смитарст. — Однако мы должны помнить, что эти люди находились под давлением некоторых весьма консервативных лиц, которые не были согласны с тем, о чем они говорили. Хотя может показаться, что все участники конференции были согласны с такими выступающими, как Даниэльс, Прескотт и Лэйси, но на самом деле это было не так. Среди выступавших был, например, Клод Холмс, неофициальный участник конференции и корреспондент журнала «Южный страж»2. Он не возражал публично этим выступающим, и, если бы он сделал это, он бы не добился успеха, потому что эти люди передавали информацию, как говорится, из «первых рук». Некоторые из них, как, например, Даниэльс и Прескотт, были посвящены во все детали написания трудов Е. Уайт.3 2 Хотя Холмс и не являлся официальным делегатом, но когда он писал 3 Когда готовилась серия статей Е. Уайт по книге Ездры для Ревью, сек Дебаты об авторитете и полномочиях Е. Уайт Ситуация, сложившаяся после конференции, однако, помогает нам понять, почему эти люди чувствовали себя неуверенными в том, нужно ли им делиться всем тем, что они знали в отношении трудов Е. Уайт, со всей церковью. Очевидно, Даниэльс и Прескотт придерживались на этот счет той же точки зрения, что и сын Е. Уайт, Уильям Уайт. Поэтому нужно посмотреть на то, что он писал на эту тему, чтобы еще лучше понять, какие различия во взглядах были у него, Даниэльса и Прескот-та с такими консервативными людьми как Дж.С. Уош-борн и Клод Холмс. Я думаю, мне удастся это сделать лучше, если я обращусь к магистерской диссертации, написанной одним из наших студентов несколько лет назад. В своей работе автор показывает, сколько непи-ятностей Холмс и Уошборн принесли руководителям церкви после конференции. Доктор Смитарст вытащил из портфеля папку и стал перелистывать бумаги. Найдя то, что искал, он произнес: — Эта работа называется «В тени Е.Уайт: конфликт между фундаменталистами и евангеликалами в адвентизме»4. Он начал читать: «Среди тех, кто не был удовлетворен происходящей дискуссией, особенно выделялись двое: Дж.С. Уошборн, известный проповедник, и К.И. Холмс, который, как уже было отмечено, являлся корреспондентом журнала «Южный страж» из Вашингтона... У. К. Уайт, сын вестницы Божьей и ее верный помощник, хотя и был приглашен на эту конференцию, решил не пение адвентизма. — Дело ВВЛрескотта» Гилберта Валентайна, Andrews Unfoersky Press, Бэрриен Спринте, 1992, с. 223-225. Грэм С. Брэдфорд «В тени Е.Уайт: конфликт между фундаменталистами и евангеликалами в адвентизме». Неопуб. диссертация на степень магистра богословия. Университет Андрюса, Богословская семинария АСД, колледж Авондэйл, май 1994. Читатели, желающие получить более обширную информацию по этому вопросу, могут найти эту работу в Центре исследований трудов Е. Уайт, Avondale College, Cooranbong, NSW 2265, Australia.
Дебаты об авторитете и полномочиях Е. Уайт участвовать в ней по причине огромной занятости. Он как раз работал над подготовкой к изданию компилятивной книги «Советы по медицинскому служению»5. Но если бы он все же присутствовал на конференции, мы вполне можем предположить, что он поддержал бы Да-ниэльса. Его письма, в которых он отвечает на вопросы Лероя Фрума и которые можно найти в приложении к 3-му тому «Избранных вестей», наглядно демонстрируют нам его позицию по вопросу об инспирации. То, как он видит роль и служение своей матери как вестницы Божьей, очень схоже с мнением Даниэльса»6. Отложив в сторону бумаги, доктор Смитарст произнес: — А теперь впору узнать, что же сын Е. Уайт говорил Доктор Смитарст достал копию книги из своего портфеля, пролистал ее до конца и сказал: — Вот здесь, на 449-й странице, внизу, в самом конце Этот вывод подтверждается в брошюре «A response to two explanationsof W. W. Prescotfs 1915 Letter» Гилберта Валентайна, Университет Андрю- са, Берриен Спрингс, Мичиган, июнь 1981 г.
|