Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория характерных черт Г. Олпорта
Теория характерных черт Гордона Олпорта (G. W. All-port), в отличие от большинства мотивационных теорий, которые сложно проверить на практике и которые основаны на качественных и субъективных подходах, прежде всего ориентирована на количественный эмпирический подход. Теория сосредотачивает внимание на оценке личности с точки зрения специфических психологических характеристик индивидуума, называемых чертами, которые определяют характер поведения человека, его реакцию на различные стимулы. Черта (trait) определяется как любая отличительная, относительно постоянная особенность, отличающая один индивидуум от другого. Структура личности, согласно воззрениям представителей этой теории, изначально представлена как черты, и в то же время Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
поведение обусловлено чертами. Последователи теории характерных черт заняты составлением тестов и опросников, которые выделяют индивидуальные различия с точки зрения специфических штрихов26. Подход к личности как к набору устойчивых черт естественен, так как он соответствует многим широко распространенным методикам. Например, много людей различают друзей, интуитивно оценивая и " маркируя" их с точки зрения черт. Для более полного понимания того, что подразумевается под чертами личности и почему этот подход является количественным, а не качественным, мы кратко рассмотрим процесс разработки опросника. Опросник обычно состоит из одной или нескольких шкал, каждая из которых оценивает специфическую черту. Шкала — это серия вопросов, сконструированных для измерения одной черты личности. Количество очков, набранных индивидуумом в результате ответа на каждый вопрос, суммируется в индекс, отражающий степень присутствия черты у обследуемого. Некоторые тесты состоят только из одной шкалы, то есть предназначены для оценивания одной черты, например, догматизма (желание человека принять другую точку зрения). Для создания шкалы разработчики наблюдают за теми людьми, у которых, по мнению специалистов, исследуемая черта наиболее сильно выражена. Затем они разрабатывают значительное количество вопросов, отражающих наблюдаемое поведение, и опрашивают группы людей, набравших максимальное или минимальное количество очков во время тестирования. Например, если бы исследовалась черта " доминирование", исследователи могли бы опросить менеджеров и 26 Г. Олпорт и X. Олдберг выделили 4, 5 тыс. слов, обозначающих черты личности и особенности поведения. В дальнейшем этот список был сокращен Р. Кэттелом до 171 слова. кассиров. Если разработанный опросник адекватно оценивает желаемую черту (" доминирование"), то менеджеры (которые в принципе обладают исследуемой чертой) наберут максимальное количество очков, а кассиры (предположительно обладающие нужной чертой в значительно меньшей степени) наберут минимальное количество очков. После продолжительных тестов в различных группах со сходными результатами исследователи могут сделать вывод о том, что сконструированный набор вопросов представляет собой действительную шкалу для измерения черты " доминирование". Затем они постараются максимально уменьшить количество вопросов (с помощью факторного анализа) без ухудшения способности шкалы адекватно оценивать необходимую черту. Хотя исследования потребителей проводятся уже более двадцати лет, результаты этих исследований очень неоднозначны. С одной стороны, теория штрихов очень мало добавила к нашему пониманию поведения покупателя (особенно ранние исследования). С другой стороны, более поздние работы дают обнадеживающие результаты. Для определения характерных черт человека, например его толерантности, склонности к доминированию, как уже говорилось выше, разрабатываются специальные тесты. В качестве примера можно привести тест California Psychological Inventory, содержащий 480 вопросов, или Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI), предложенный С. Ха-туэем и Дж. Маккинли в 1940 году и состоящий из 566 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал (ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, мужественность/женственность, паранойя, психастения, шизофрения, гипомания, социальная интроверсия) и 4 дополнительных (ложь, достоверность, коррекция, неопределенные ответы). Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
В качестве примера черт, используемых в исследованиях с применением теории характерных штрихов, можно привести исследование владельцев " Форда" 1955—1958 годов и покупателей " Шевроле" этих же лет. Целью исследования было определения того, какая именно черта различает владельцев этих автомобилей. Исследовались одиннадцать из пятнадцати черт определенных Edwards Personal Preference Schedule (EPPS) (табл. 1.13). Таблица 1.13. Черты, определенные Edwards Personal Preference Schedule
В определенном смысле развитием идей Г. Олпорта является теория Раймонда Б. Кеттела. Он также использует в качестве основного понятия термин " черта", которые разделяет на поверхностные и исходные. Он также вводит понятие " динамических черт". Для исследования личности Р. Кеттел широко применяет факторный анализ.
|