Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Желание поддерживать волю к действиям
Одним из стимулов к действию считается желание человека действовать без всех тех ограничений, которые накладываются извне. Желание поддерживать волю к действиям имеет большое значение для маркетологов. Если свобода выбора товара ущемляется, то потребители отвечают реакцией, направленной против угрозы. Это состояние, которое побуждает потребителя к определенному действию, назвали психологическим сопротивлением. Термин сопротивление означает мотивационное состояние человека, воля которого находится под угрозой. Маркетологи нарочно используют принцип сопротивления, чтобы влиять на потребителя. Они знают, что ощущаемое ограничение желания постигнуть что-то может увеличить спрос на товар, поскольку его вос- принимаемая ценность увеличивается вследствие сопротивления. Например, ученые установили, что " только один день" распродажи намного больше усиливает желание потребителей сделать покупку, чем " трехдневная" распродажа товара. Автокомпании " Порше" и " Феррари", например, используют принцип сопротивления, выпуская очень дорогие модели автомобилей в небольших количествах. В 1990 году на модель " Феррари" F40 (475 лошадиных сил) цена была 300 тыс. дол. Однако после того, как было выпущено всего 1000 таких авто, спрос резко возрос, и цена покупки поднялась выше 1 млн дол. Один дилер объяснил это так: " Если говоришь богатому человеку, что он не может иметь такой машины, то этот человек хочет ее еще больше. Это часть стратегии привлечения". Таким образом, ограничение возможностей человека получить или приобрести во время продажи товар усиливает его желание осуществить задуманное. Чтобы потребитель противодействовал сопротивлению, должны быть соблюдены три условия. Во-первых, потребитель должен знать, что в создавшейся обстановке он может сделать свободный выбор. Если альтернативные товары являются недоступными, что означает ограничение возможности делать свободный выбор, то человек не будет подвергаться влиянию сопротивления. Во-вторых, человек должен ощутить, что его воле что-то угрожает. В-третьих, решение о покупке должно относиться к более или менее важным решениям потребителя. Интересно, что компании иногда находят для себя выгодным создание сопротивления с помощью рекламы. Например, Avia Athletic Footwear подбросила покупателям следующее сообщение в своей рекламе: " Только для спортивного применения. Если же Вы носите затейливо-изысканные туфли, то откройте дру- Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
гой каталог". Это может выглядеть каким-то чудным подходом, но 80 % спортивной обуви не используется в США и Европе для спортивных мероприятий. В Украине данный факт также имеет место. Вице-президент компании по маркетингу сказал, что компания играет на природе человека: " Люди хотят купить товар даже потому, что Вы им сказали: " Нет такого". Это прекрасная стратегия для наших целевых покупателей (настоящих спортсменов), и если ею правильно пользоваться, то она будет очень эффективной и относительно нецелевых потребителей". 5. Мотивация, направленная на предотвращение риска Риск определяется как восприятие потребителем совокупной отрицательности хода действий, основанной на оценке возможных неблагоприятных последствий и на вероятности осуществления этих последствий. Потребители постоянно наталкиваются на решения, в которых чувствительно просматриваются неопределенность и вероятность появления отрицательных последствий. Общее правило, сформулированное четвертьвековым исследованием потребителей, указывает на то, что люди обычно стремятся избегать рисков, если они кажутся им весьма большими. Итак, в целом потребители не склонны к рискам, хотя есть и исключения. Как было уже сказано, некоторые люди стремятся к риску, чтобы оптимизировать свой уровень активации. Первое обсуждение концепции предотвращения рисков появилось в литературе 60-х годов. С того времени о повдении потребителей написано много работ, в которых исследователи стараются определить разные виды риска, влияющего на потребителя. Ниже приведем основные типы рисков, которые обычно ощущаются и оцениваются потребителем во время выбора товара.
1. Финансовый. Риск быть чувствительным финан 2. Функциональный. Риск, что продукт не будет 3. Физический. Риск, что продукт окажется опас 4. Психологический. Риск, что продукт снизит 5. Социальный. Риск, что друзья, знакомые будут 6. Времени. Риск, что решение о покупке займет 7. Упущенных возможностей. Риск, что делая Работая над продвижением товара, маркетологи большей частью стремятся снизить уровень рисков, которые испытывают в своих предчувствиях потребители. Рекламные объявления часто направляются на уменьшение риска. Любому понятный пример — реклама страхования, направленная на снижение финансового риска. Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
Величина риска, который ощущается потребителем при покупке, увеличится, если: • продукт считается довольно дорогим для целево • другие люди будут оценивать покупателя на ос • потребитель будет испытывать чувство удовле • потребитель ощутит вдруг, что покупка может • потребитель, покупая данный товар, вынужден • возможные последствия не могут контролировать Если менеджеры обнаруживают во время исследования рынка, что потребители ощущают большой риск при приобретении их марки, они должны всеми способами уменьшить этот риск.
|