Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Восприятие
Мотивация, рассмотренная в предыдущем пункте, создает активацию и формирует направленность деятельности человека. Однако характер совершаемых им действий определяется его восприятием происходящего. Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
Восприятие — процесс отбора, организации и интерпретации человеком поступающих стимулов и информации, а также создание целостной картины мира потребителя. Восприятие является достаточно сложным процессом и зависит от соотношения поступающей информации и особенностей личности, её отношения к миру. Человеку свойственна избирательность внимания, восприятия и запоминания информации28. Как показывают исследования, человек чаще обращает внимание на неординарные стимулы, воспринимает информацию, которая легко укладывается в его миропонимание. На первой особенности базируется концепция парадоксальной рекламы. Ее суть состоит в том, что сканируя картинку, человек автоматически отыскивает некоторые несоответствия с привычной картиной и обращает внимание на эти несоответствия. Зная эту особенность, рекламисты прибегают к приему парадоксальности. Например, в рекламе автомобилей отсутствует изображение самого автомобиля или перевернуты слова на рекламном щите. При появлении на рынке нового товара он проходит ряд этапов процесса восприятия со стороны потребителей. Основные этапы представлены на рисунке 1.26. Рис. 1.26. Этапы процесса восприятия Для каждого этапа процесса восприятия характерно определенное состояние потребителя (табл. 1.14).
Для анализа и прогнозирования прихода потребителей, приобретающих товары фирмы, необходимо учитывать, что приход покупателей при появлении товара на рынке будет носить не массовый характер, а постепенный, что обусловлено тем, что разные группы потребителей в силу психологических особенностей имеют разный период восприятия товара-новинки. Такое распределение имеет квазинормальный вид, представленный на рисунке 1.27. Рис. 1.27. Распределение потребителей по времени прихода
28 По некоторым оценкам, человек в течение 24 часов забывает до 80 % новых данных. Неучитывание этой особенности часто приводит к тому, что первоначальное увеличение числа пробных по- Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
купок воспринимается фирмой как признак принятия рынком нового товара, хотя это не соответствует действительности. Поэтому компании в ходе маркетинговых исследований должны интересоваться не только тем, какой процент потребителей уже купил товар-новинку, а, в первую очередь, долей повторных покупок (рис. 1.28). Рис. 1.28. Гипотетические кривые продаж и покупок При анализе восприятия необходимо учитывать, что не любое воздействие является ощутимым29. В XIX в. немец Эрнст Вебер (Ernst Weber), изучая психофизические закономерности ощущений, ввел такое понятие, как порог чувствительности. Выделяют такие пороги чувствительности30: • нижний абсолютный порог чувствительности, т. е. тот минимальный уровень интенсивности раздра- 29 Согласно закону Г. Фехнера (1860), величина ощущений пря 30 Определения адаптированы к маркетинговым задачам. жителя, который определим81 со стороны потребителя (например, в зависимости от уровня доходов все товары, ценою меньше одной гривны, воспринимаются в одну цену); • верхний абсолютный порог чувствительности, т. е. • дифференциальный порог чувствительности. Дифференциальный порог чувствительности — это то минимальное изменение в интенсивности раздражителя, которое приводит к изменению ощущений.
ДПЧ в общем случае определяется по формуле k- r где к — постоянный коэффициент, зависящий от характера воздействующего фактора и получателя воздействия или сигнала; I — начальный уровень воздействия (стимуляции); dl — дифференциальный порог чувствительности. С ДПЧ связан закон Бугера — Вебера, согласно которому едва заметное ощущение изменения при изменении интенсивности раздражителя возникает при изменении исходного раздражителя на некоторую 31 Вызывает ощущения у человека, по Э. Веберу. Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
постоянную его долю. Дифференциальный порог чувствительности зависит от модальности ощущения. Для зрения он равен х/100, для слуха — У10, а для осязания — Узо-32 Правда, эти величины справедливы, как показали дальнейшие исследования, только для средней части сенсорного диапазона. Дифференциальный порог чувствительности имеет широкое применение в маркетинговой практике. Так, например, в торговле для того чтобы скидка была ощутима для покупателя, она должна составить не меньше 20 % (по другим источникам — 15 %) от базовой цены. Дифференциальный порог чувствительности важно учитывать при выдачи купонов, изменении товара и размера упаковки, при использовании логотипов и т. д. Например, конкурирующие марки товара воспринимаются потребителем как примерно одинаковые, если разница в характеристиках не превышает 20 %. Это особенно необходимо учитывать при выборе конкурентной позиции марки в ходе разработки позиционирования. Особенности восприятия потребителем количественных величин учитывается не только при формировании скидок, но и при установлении цен. Замечено, что товар по цене 1 грн 99 коп. подсознательно относится потребителем к товару по цене в 1 грн, а товар за 2 грн 00 коп. уже относится к группе товаров по цене в 2 грн. Кроме того, товар за 1, 49 и 1, 51 также относятся потребителем к разным ценовым категориям. Такая особенность восприятия получила название эффекта (правила) неокругленных значений. Зная это, в магазинах, которых продают относительно дорогие товары широкого потребления, например одежду, устанавливают неокругленные значения цены (например, 79 грн 99 коп.). 32 См. также законы Рикко, Блоха, Тальбота, Эбнеая (справочник по психологии). К группе методов, именуемых психологическое ценообразование, наряду с этим эффектом относятся также распродажи (сейлинги, saling). Суть психологического воздействия сейлинга заключается в том, что установленные первоначально высокие цены на товар завышают в сознании потребителей ценностное значение товара. При снижении цены потребитель, покупая товар, подсознательно приписывает ему старую цену, думая к тому же, что он существенно сэкономил. При этом неписанное правило сейлинга заключается в том, что первоначальную перечеркнутую цену указываю крупным шрифтом, а новую — мелким. Кроме того, распродажи нельзя устраивать часто. В противном случае теряется их психологическое воздействие и у потребителя создается впечатление, что его пытаются обмануть. При создании внешних стимулов необходимо учитывать особенности их восприятия. Как показали исследования, развитие биологических организмов подвержено определенным математическим закономерностям. Это находит свое отражение и в ходе восприятия. Так, например, издавна известно, что восприятие зрительных образов тесно связано с " золотым сечением". Остановимся на этом вопросе подробнее. Одной из фундаментальных последовательностей являются числа Фибоначчи, представляющие собой рекуррентную последовательность: fn + 2= Fn+ Fn + 1: {0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21,...}. Золотое сечение представляет собой предел последовательности отношения чисел Фибоначчи: Q = ^L. ^..^IWS F, ' 12 3 2 Правило золотого сечения широко используется в рекламе. Например, визуальное рекламное сообщение Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
для того, чтобы оно наилучшим образом воспринима- а лось человеком, должно иметь соотношение сторон ~г близкое к 1, 618. При этом в связи с тем, что левое полушарие головного мозга ответственно за логическое мышление, а правое — за образное и эмоциональное, идеальное расположение стимулов сообщения должно выглядеть так, как это представлено на рис. 1.29. Сканирование изображения глазом происходит слева направо и сверху вниз. Рис. 1.29. Схема расположения визуальной рекламы Пределы числовых последовательностей из ряда Фибоначчи порождают и другие, менее известные, последовательности33. Например, У~ Fn 1'1'2" ^ 2 ~2'518' или золотой вурф, равный F (F + F + F 1 4 33 Подробнее см.: СВ. Петухов. Геометрии живой природы и алгоритмы самоорганизации. — М.: Знание, 1988. В данном контексте необходимо упомянуть о законах Пипера и Эммерта. Согласно закону Пипера, полученного эмпирически, порог зрительного восприятия уменьшается пропорционально квадратному корню площади стимула, при условии, что эта площадь превышает один угловой градус. Исследования, проведенные немецким психологом Ф. Эммертом, показали, что видимая величина зрительного ощущения, остающегося сразу после прекращения действия раздражителя, прямо зависит от отдаленности от экрана, на который этот образ проецируется. В эго основе лежит механизм, обеспечивающий константность восприятия34 видимых размеров. Эта закономерность может не наблюдаться при больших расстояниях до экрана (больше 10—15 метров). В общем случае на процесс восприятия влияют следующие факторы. 1. Физические явления. Это группа факторов, име 2. Стереотипы. В своем повседневном поведении 34 Под константностью восприятия понимается устойчивость воспринимаемых признаков предмета при изменении условий восприятия. Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
мер, в период становления Украины как независимого государства в условиях, когда еще в советский период сформировался стереотип, что все импортное обязательно качественнее и лучше отечественного, на украинский рынок хлынула масса зарубежных товаров, которые далеко не всегда были лучше местного производства. Однако под воздействием стереотипа они вытеснили с национального рынка отечественные товары. Или же, например, деньги, вложенные в рекламу и обеспечение качества таких марок, как Adidas, Reebok, на протяжении лет создали стереотип, что модели спортивной одежды и обуви данных фирм обязательно модны, качественны, престижны. Другой пример, когда на товары легкой промышленности производства Турции пришиваются бирки стран — производителей оригинальной продукции. 3. Голографический эффект, или эффект сложив 4. Эффект интерференции. Заключается в том, что
5. Ссылка на авторитетные источники или лица. 6. Несоответствующий намек, когда двойной смысл
7. Первое впечатление. Первое впечатление, кото 8. Преждевременные заключения, например, по 1.2.4.3. Усвоение Восприятие человеком информации тесно связано с процессом усвоения (consumer learning). Усвоение — это процесс получения, обработки и запоминания потребителем новых знаний и опыта. Все теории усвоения базируются на следующих элементах процесса обучения: мотивация, стимулы, отклик (реакция) и закрепление. Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
Мотивы служат для стимулирования, а следовательно — для придания направленности процессу получения новых знаний. Цена, место покупки, упаковка выступают в качестве стимулов и служат для удовлетворения нужд и потребностей потребителей. Суть закрепления состоит в том, что если Вы решили, что, например, витамин С помогает, то Вы будете употреблять его в схожих ситуациях. Теории научения В практике маркетинга используют поведенческие и когнитивные теории обучения. Поведенческие теории научения 1. Классическая теория Одной из первых теорий, которая нашла практическое применение в маркетинге была теория русского физиолога, академика И.П. Павлова, в частности ее положения об условных и безусловных рефлексах. Рассмотрим пример о выработке условного рефлекса в процессе просмотра телепередачи в одно и то же самое время, сочетаемое с ужином, что характерно для работающих людей (рис. 1.30). Рис. 1.30. Выработка условного рефлекса Таким образом, если даже человеку не очень хочется есть, как только приходит время и начинается программа новостей, возникает слюноотделение. Некото- рые торговые точки и пункты общественного питания используют запахи для стимулирования потребления и завлечения потребителей. Базовые принципы при выработке условных рефлексов таковы. • Повторяемость. Научение предполагает повторяемость стимулов. Как показали исследования, для того, чтобы информация была усвоена, необходимо 5—6 контактов с рекламным сообщением (так называемая частота 5+)* (рис. 1.31). Последующие исследования показали, что эффективной может быть также частота 3+. Рис. 1.31. Типовая связь между усвоением рекламного сообщения и количеством повторений • Обобщение, базирующееся на выделении признаков (стимулов). В известных опытах Павлова это реакция собак не только на звонок, но и на звон ключей. В маркетинге — это использование принципа " мы такие же" (me too), который проявляется в использовании одинаковой тары, упаковки для новых товаров, исполь- * Например, запись рекламного агенства " 5+@40" означает, что медиаплан будет составлен так, что как минимум 40 % целевой аудитории увидит рекламный ролик не менее 5 раз. Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
зовании марочных семейств в брендинге, позволяющие успешно расширять продуктовую линию компании. • Различимость признаков. Распознание базовых, ключевых признаков. На этом строится позиционирование. Компания, выпустившая на рынок тонизирующий напиток " 7-Up" не на основе колы, победила такие гранды американского рынка, как Pepsi-Cola и Coca-Cola, спозиционировав себя на " UnCola".
|