![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I. Память, ее структура
Выделяют несколько оснований для классификации памяти человека. Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
1. По характеру психологической активности выде • Двигательную (моторную) — связана с запоми • Эмоциональную — это память на чувства, эмоции. • Образную — память на представления, картины • Эйдетическую — редко встречается у людей. Яв • Словесно-логическую — память на мысли. Они не 2. По характеру запоминания память разделяют на 3. В зависимости от времени сохранения и закрепления данных выделяют мгновенную (сенсорную), кракто- и долговременную, а также генетическую память. Модель памяти и ее взаимосвязь с процессом усвоения информации представлена на рис. 1.34. Рис. 1.34. Модель памяти Ультракратковременная память связана с памятью восприятия органами чувств (сенсорами) окружающего мира. Сенсоры — это органы зрения, слуха, обоняния, кожные сенсоры, вибрационная чувствительность и т. п. Мгновенная память связана с удержанием точной и полной картины, воспринятой органами чувств. Эта память — непосредственное отражение информации от органов чувств. Ее длительность от 0, 1 до 0, 5 секунды. Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
Рис. 1.35. Схематическая зависимость между количеством оцениваемых альтернатив и временем, необходимым для их оценки Долговременная память сохраняет информацию длительный период. Это своеобразный банк данных и знаний. Долговременная память практически не ограничена. Информация сохраняется семантически и визуально, с учетом модальности и эмоциональной окраски, а также последовательности событий. Интересна такая особенность долговременной памяти: пожилые люди, например, лучше помнят события 30—50-летней давности (в силу закона Т.А. Рибо36), нежели то, что было 15 минут назад, что говорит о высокой степени сохранности информации. В свое время в Америке среди женщин было проведено маркетинговое исследование, посвященное изучению наиболее популярных марок миксеров. Неожиданностью стало то, что одно из лидирующих мест заняли миксеры компании " Дженерал Електрик", хотя она перестала их выпускать много лет назад. В связи с этим трудно оценить эффективность рекламы, т. к. вложения в формирование бренда могут давать отдачу и через десятки лет. В связи с этим торговая марка рассматривается сегодня как самый главный, после персонала, актив компании. Необходимо сделать некоторые замечания относительно визуальной и вербальной памяти. 1. Зрительные образы обычно распознаются и вспо 2. Вербальный материал легче вспоминается, ког 3. Слова и визуальные образы могут дополнять друг Для моделирования и анализа работы долговременной памяти используют следующие модели: • Продукционные системы (совокупность правил, • Семантические сети. Основная используемая
Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
• Объектное представление (фреймы). • Логическое представление (исчисление преди Процесс работы памяти 1. Репетиция/повторение. Сколько необходимо 2. Кодировка. Выбор и назначение слова или визу 3. Сохранение. Процесс организации и реорганиза 4. Восстановление. Извлечение информации из Трудности с извлечением могут быть связаны с отличием текущего контекста от того, в котором информация подавалась изначально и/или интерференцией новой информации, которая может интерферировать со старой информацией (важно учитывать при подаче рекламы). Другие взгляды на информационный процесс Ранее описанные модели базируются на том, что процесс сепарабелен. Альтернативное видение состоит в том, что память является неразделимой на отдельные части. Выделяют различные уровни обработки информации (level of processing). Так, например, можно запомнить номер телефона по звуку, но это, как правило, кратковременная память. Более долговременная память будет базироваться на семантическом запоминании по номерам. Интересен подход, основанный на уменьшении энтропии информации, которой обладает человек. Согласно этому подходу процесс мышления является непрерывным и эта непрерывность определена тем, что цель мышления — снизить энтропию имеющейся информации (ликвидировать недостаток информации, противоречивость). Следовательно, требуется новая информация, далее идет получение новой информации, которая снижает имеющуюся энтропию, но несет в себе новую дополнительную информацию, повышающую энтропию в другом направлении. Получаем, в итоге, повышение энтропии, что влечет потребность в новой информации. Таким образом, получается, что человек для нормального существования постоянно нуждается в новой, дополнительной информации. Это применяется в рекламе, когда подается абстрактная или парадоксальная реклама. Знания, которыми обладает потребитель 1. Объективные знания. Верная информация о товарах, которая находится в долговременной памяти. Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
2. Субъективная информация, или потребительское 3. Информация, полученная от других лиц.
|