Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коррекционный блок.
2.1 Дефектологическая часть (индивидуальный коррекционно-развивающей работы дефектолога). Направления коррекционной работы. 1) Ceнcoмoтopнoe развитие. - развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв; - развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов; - развитие тактильных ощущений; - развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ; - развитие тонкости и целенаправленности движений; - развитие кинестетических основ движения; - развитие межполушарного взаимодействия; Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различие предметов, букв; анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение среди рядов повторяющихся фигур, букв их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду букв; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «Колечко», «Кулак-ладонь-ребро», «3еркалыюе рисование», «Ухо-нос», «Змейка»; игра «Волшебный мешочек»; игра «Узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «Волшебный мешочек». 2) Формирование пространственных представлений. - формирование умения ориентировки в схеме собственного тела; - формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса); - формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга); - развитие пространственного праксиса; - развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов. Средства: дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения элементов букв; пространственный праксис (наглядный и речевой варианты проб Хеда); определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты). 3) Развитие мнемических процессов. - тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; - произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций; - развитие тактильной и кинестетической памяти. Средства: дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв). 4) Развитие межанализаторных систем, их взаимодействие. - развитие слухо-моторной координации; - развитие зрительно-моторной координации; - развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации. Средства: дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур; графические диктанты (по словесной инструкции); выбор из предложенных вариантов условных графических изображений ритмических фигур одного, соответствующего слуховому образцу (проба Х. Бирча и Л. Бельмонт); выстукивание ритмической структуры по зрительному (графически представленному) образцу; графическое отображение (запись) воспринятой на слух ритмической структуры); срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти (методика С. Борель-Мезонни). 5) Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности: - регуляция простейших двигательных актов; - формирование умения ориентировки в задании; - формирование умения планирования этапов выполнения задания; - формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания; - формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате. Средства: дидактические игры и упражнения (анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»; игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание). 6) Формирование навыка письма. Средства: развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу; заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи; актуализация и закрепление навыка звуко-буквенного анализа слова; зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога); слуховые диктанты. 7) Формирование навык а чтения. Средства: заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв; чтение слоговых таблиц; составление слогов, слов из предложенных букв; чтение слов, предложений, иллюстрированных изображением; составление предложений из слов; графические диктанты (схематическая запись слов, предложений). Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных направлений (от 4 до 6 направлений). Обязательными условиями при проведении занятий являются: планирование материала от простого к сложному, дозирование помощи взрослого, постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося. 2.2 Психологическая часть (индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога). Задачи: • Обеспечение среды, стимулирующей к развитию и социализации. • Обеспечение пространства свободного и безоценочного выражения и переживания эмоций. • Обеспечение возможности получения нового опыта отношения к себе, другим, к обучению. Предполагается реализация 2 этапов программы: этап индивидуальной коррекционной работы и этап включения ребенка в групповую коррекционную работу (с другими обучающимися в классе). Направления индивидуальной коррекционной работы. 1) Выработка положительного отношения к школьному обучению, формирование ориентации на личные достижения в учебном процессе. Средства: игра в школу со сменой ролей, поддержка достижений на материале игр с учебной нагрузкой - например, игра «Алфавит» (Глозман Ж. М., 2003), поиск и выбор букв, написание слов. Игра с про чтением материала и поощрением психолога, чтение на выигрыш. Письмо двумя руками, рисование двумя руками. Это сопровождается рефлексией к своим достижениям, сильным и слабым сторонам у себя (с помощью психолога). 2) Помощь в выражении и переживании противоречивых эмоций в безоценочной и поддерживающей среде. Средства: имитация эмоций, обмен эмоциями, отчет о своем эмоциональном состоянии в данный момент, в разных жизненных ситуациях (ссора, несправедливое отношение, ситуация обвинения, ситуация, когда дарят подарок, и др.). Игра «Нарисуй эмоцию», придумывание сказок о разных чувствах. 3) Поддержка позитивного самоотношения ребенка, ориентация на принятие себя. Средства: игровое упражнение «Каракули» (повышение самооценки; развитие способности к концентрации внимания; формирование коммуникативных навыков; развитие воображения, творческого мышления). Ведение блокнотика успехов, игра «Я хвалюсь» (надо определить, в чем «я лучший», что получается лучше всего). 4) Помощь в переживании потери, стимуляция сферы переживания у ребенка. Средства: рисование фигур членов семьи, написание им писем, проигрывание потери в ролевой игре, игре с миниатюрными фигурками. 5) Формирование самоконтроля и усиление процессов саморегуляции. Средства: упражнения «Тряпичная кукла и солдат», «Танцующие руки», «Разговор руками», «Запрещенные слова», карточная игра «Парочки», игра «Носочки-ладошки». Направления групповой коррекционной работы. 1) Обучение социально приемлемому выражению агрессии и формирование способности выдерживать агрессивные проявления других. Средства: упражнения «Скульптура», «Предубеждение», «Обмен ролями» (к. Фопель, 1999). 2) Формирование адекватной самооценки в деятельности во взаимодействии с другими. Средства: упражнение «Совместное рисование». Детям предлагается выбрать тему рисунка, например «Зоопарк», «Необитаемый остров», «Магазин игрушек». Уточняется, что рисовать они будут на одном большом листе бумаги все вместе. Важно, чтобы дети смогли договориться и распределить, кто и что будет рисовать, и так распланировать пространство листа, чтобы выполненная работа воспринималась как целостный образ. Упражнение «Хвасталки». Дети садятся в круг и начинают рассказывать о своих успехах и достижениях в любой сфере. Обязательное условие - рассказывать не всей группе, а одному конкретному человеку, так как для этого требуется больше мужества. Участник упражнения, которому рассказали «хвасталку», должен сказать: «Я рад за тебя!» - и поделиться своими достижениями со следующим участником игры. Упражнение «Создание коллективного панно» (всеми детьми в группе). 3) Обучение выражению и осознанию эмоций. Средства: упражнение «Портрет эмоций», моделирование поведения животных с разными эмоциями - злой пес, добрый слон, хитрая лиса и т. д. 4) Обучение социально приемлемым способам разрешения конфликта. Средства: социальные игры - специальные игры на развитие социального интеллекта и эмоциональной компетенции, работа с агрессией, агрессия и творчество, выражение агрессии социально-приемлемыми способами: «Психологический портрет», «Лепешка», «Хаос», «Мошенничество». Игра «Твистер». 5) Укрепление позитивного отношения класса к ребенку. Средства: телесные групповые упражнения - «Восковая палочка», «Тесто и пекарь», «Мойка машин» и др. Игра «Конспиратор». Дети встают в круг. Водящий становится внутрь круга, ему завязывают глаза. Дети меняются местами, к одному из ребят подводят водящего, который на ощупь, начиная с головы, должен узнать участника. Игра «Коровы, собаки, кошки». Дети встают в круг, ведущий подходит к каждому ребенку и шепотом сообщает название какого-нибудь животного. Дети закрывают глаза и по сигналу должны «заговорить» так, как «говорит» их животное. Не открывая глаз, они объединяются с теми животными, которые говорят, как они. В процессе игры роли меняются несколько раз. Этап индивидуальной работы формирует необходимую площадку для развития коммуникативной и социальной компетенции ребенка, что в сочетании с влиянием дефектологических и логопедических занятий создает важный ресурс развития базу формирующихся навыков и умений, которые закрепляются как необходимые, ценные. Постепенно формируется отсутствующая ранее ученическая позиция. В рамках групповой работы формируется возможность значительно расширить компетентность ребенка во взаимодействии с людьми - уже не только с поддерживающим взрослым (психологом), но и одноклассниками, борющимися за успех и результат (это делает результаты психологической работы более валидными - если есть реальные успехи у ребенка, они с большей вероятностью закрепятся в его арсенале, чем если коррекционное воздействие носило чисто индивидуальный характер). 2.3 Логопедическая часть (индивидуальный план коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда). Этапы коррекционной работы: l)Предложение: - развитие умения синтаксически правильно обозначать границы предложения; - развитие умения анализировать предложения по словам; - развитие умения слышать интонационную законченность предложения; - развитие умения чувствовать синтаксическую основу предложения. Средства: упражнения (составить предложение по картинке, определить количество слов в предложении, указать место слова в предложении, закончить предложение по образцу, придумать предложение с заданным количеством слов, составить схему предложения, составить предложение по схеме, расставить точки в тексте), графические диктанты (определить главные слова в предложении). 2) 3 в у к: - закрепить представления об образовании гласных и согласных звуков; - закрепить знания о строении артикуляционного аппарата; - повторить понятия «звук» и «буква». Средства: работа с артикуляционными профилями, зеркалом. 3)Гласные звуки и буквы: - выделение гласных первого и второго ряда из других звуков, слогов, слов; - заучивание букв; - формирование зрительного образа букв; - соотнесение звуков и букв. Средства: упражнения (выделение гласных, рисование, штриховка, моделирование букв, изображение слов графически с выделением гласных, вставление пропущенных букв в слова). 4) Согласные звуки и буквы: - выделение на слух, воспроизведение и правильное произношение согласных букв; - закрепление понятия о твердых и мягких согласных; - заучивание согласных букв; - формирование зрительного образа согласных букв; -соотнесение согласных звуков и букв; - закрепление понятия о звонких и глухих согласных; - закрепление навыка чтения слогов; - закрепление обозначения мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака и гласных второго ряда. Средства: упражнения (рисование, штриховка, моделирование, написание букв, чтение слоговых таблиц, чтение и написание парных слогов по твердости-мягкости, вставление мягкого знака в слова, написание слов с мягким согласным, с мягким знаком). 5) Слоговый состав слова: - закрепить представления о слогообразующей роли гласного; - закрепить умение делить слова на слоги; - закрепить умение выделять гласные из слов; - развивать умение определять порядок слогов в слове. Средства: упражнения (составить слова из слогов разрезной азбуки, составить слова из перепутанных слогов, определить количество слогов в слове, чтение слоговых таблиц, составить графические схемы с выделением гласных). 6) ударение: - развивать навык выделения ударного слога; - развивать умение выделять ударный гласный. Средства: упражнения (отхлопывание ритмического рисунка слова, соотнесение ритмического рисунка со словом, составление графических схем с выделением гласного и ударения). 7) 3вуко - буквенный анализ слов: - закрепление навыка звуко-буквенного анализа слова; - развитие умения выделять заданный звук из слова; - развитие умения определять количество и последовательность звуков в слове. Средства: упражнения (собирание слов из перепутанных букв, слогов, работа со схемами слов с опорой на картинку, работа с опорой на цифровой ряд и т. д.). 8) Дифференциация согласных: - закрепление понятия о звонких и глухих согласных; - дифференциация звуков б- п в слогах, словах, предложениях, связных текстах. Средства: упражнения (выделение звуков из слов, чтение парных слогов, определение наличия и места звуков б и п в словах, сравнение слов-паронимов, вставление в слова и в предложения пропущенных букв б и п, составление предложений со словами с буквами б и п, слуховые диктанты и т. д.).
|