Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дорожная одежда
5.1 Конструкции одежды проезжих частей дорог на участках между населенными пунктами, проходящих по незастроенным и не подлежащим в ближайшие годы под застройку территориям, проектируются по требованиям ДБН В.2.3-4. 5.2 Конструкции дорожной одежды улиц, дорог, площадей, автостоянок и проездов в населенных пунктах должны определяться на основе технико-экономических сравнений нескольких вариантов дорожных одежд с учетом категории улицы (дороги), перспективной интенсивности движения и состава транспортного потока, климатических и геолого-гидрологических условий, наличия строительных материалов, подземных коммуникаций и сооружений, требований безопасности дорожного движения, охраны окружающей природной среды, указанных в п.9.3 настоящих норм особенностей их строительства и эксплуатации. 5.3 Конструктивные слои дорожной одежды должны назначаться, исходя из условий деформирования, прочности, осушения, морозостойкости всей конструкции и включать покрытие (верхний слой одежды), основу (несущая часть одежды) и подстилающие слои основы. Количество и состав конструктивных слоев определяется конструкцией дорожной одежды. Примечание 1. В случаях реконструкции или капитального ремонта улицы (дороги) при разработке конструкций должно учитываться фактическое состояние существующей дорожной одежды. Примечание 2. Покрытие, основа и подстилающие слои проезжей части улиц и дорог, являющихся продолжением внешних дорог, не должны уступать по прочности конструкциям, принятым на смежных участках автомобильных дорог. 5.4 Конструирование дорожной одежды улиц и дорог, строящихся в районах массивной жилой застройки, должно предусматривать возможность пропуска строительного транспорта в период интенсивного строительства с последующим усилением одежды до расчетных показателей и параметров после завершения застройки района. 5.5 Предварительный выбор конструкций дорожной одежды допускается осуществлять по каталогам или альбомам типовых конструкций, а тип покрытия и основные его материалы принимать по таблице 5.1.
Таблица 5.1
5.6 При конструировании дорожной одежды строительные материалы должны рационально располагаться по толщине и ширине проезжей части (с учетом распределения проездов колес с различными по ширине нагрузками), по длине улицы или дороги (перегон, остановка общественного транспорта, зона перекрестков). Конструкции дорожной одежды должны обеспечивать пропуск транспортных средств с расчетными скоростями и нагрузками независимо от времени года, изменений водно-теплового и ветрового режимов и отвечать статистическим нагрузкам, приведенным в таблице 1.3. При наличии в транспортном потоке тяжелых автомобилей в количестве более 5 % и с нагрузкой, на 20 % превышающих расчетную, для многополосных проезжих частей допускается устройство дорожной одежды, равнозначной наиболее загруженной полосе. 5.7 На магистральных улицах и дорогах, перед узлами в разных уровнях, а также на мостах и путепроводах, независимо от их плана, профиля и условий движения, перед пешеходными переходами необходимо предусматривать устройство покрытий с коэффициентом сцепления не менее 0, 6. Данный коэффициент обеспечивается устройством покрытий из асфальтобетонных смесей согласно ГОСТ 9128 с использованием щебня, дробленого песка или отсева дробления изверженных горных пород, специальной обработкой (рыхление, обработка щетками и пр.) поверхности цементобетонных покрытий. На улицах и дорогах местного значения коэффициент сцепления должен быть не менее 0, 5 и обеспечиваться использованием в покрытиях материалов, удовлетворяющих требованиям действующих стандартов и других нормативов на дорожно-строительные материалы. 5.8 Тип конструкции нежесткой дорожной одежды определятся по таблице 5.2.
Таблица 5.2
5.9 Дорожная одежда нежесткого типа конструируется и рассчитывается на прочность согласно ВСН 46 с учетом требований ДБН Б.2.3-4 и настоящих норм. Независимо от результатов расчета на прочность толщины конструктивных слоев в уплотненном состоянии при условии создания стойкой структуры материалов следует назначать не менее приведенных в таблице 5.3.
Таблица 5.3
5.10 Нежесткую дорожную одежду на остановках автобусов и троллейбусов, на подъездах к перекресткам, пересечениям с железнодорожными и трамвайными линиями следует рассчитывать на повторное действие кратковременной и действие неподвижной статической нагрузки продолжительностью 600 с и по результатам этих расчетов принимать конструкцию с более повышенной устойчивостью против сдвига. 5.11 Жесткая дорожная одежда (цементобетонные монолитные покрытия, сборные из цементобетонных и армобетонных плит, асфальтобетонные на основах из цементобетона) конструируется и рассчитывается на прочность согласно ВБН В.2.3-218-008. 5.12 Цементобетонные монолитные покрытия устраиваются на магистральных улицах и дорогах с интенсивным движением грузового и общественного пассажирского транспорта, на дорогах промышленных и коммунально-складских зон с движением особо тяжелых автомобилей, на остановках и перекрестках, а также улицах и дорогах, на которых по условиям эксплуатации невозможна быстрая очистка проезжей части от грязи. 5.13 Покрытие из цементобетонных и армобетонных плит следует использовать в районах со сложными инженерно-геологическими и гидрогеологическими условиями или при высоких насыпях, где сложно обеспечить стабильность земляного полотна, при отсутствии местных дорожно-строительных материалов, пригодных для устройства равностойких покрытий иного типа. 5.14 Толщину цементобетонных покрытий и основ в зависимости от категории улиц и дорог следует принимать по таблице 5 4.
Таблица 5 4
5.15 В цементобетонных покрытиях и основах из бетона В12, 5 и выше следует проектировать поперечные и продольные деформационные швы расширения и сжатия. Расстояние между швами определяется расчетом согласно ДБН В.2.3-4. 5.16 На высоких насыпях, сложенных из разнородных грунтов, грунтов повышенной влажности, на участках с большой мощностью культурного слоя, на насыпях в местах пересечения ими болот, торфяников, на подъездах к мостам и путепроводам, в местах прокладки подземных коммуникаций, сопряжения с горловинами колодцев и других случаях, когда предполагается неравномерная осадка грунта, необходимо устраивать цементобетонные покрытия с армированием сетками или применять сборные железобетонные покрытия. Укладка железобетонных плит выполняется с обязательным штыревым соединением и заполнением швов мастикой на основе органических вяжущих. Конструкции одежды из сборных железобетонных покрытий должны учитывать конструкцию плит и нагрузки согласно ГОСТ 21924.0 - ГОСТ 21924.3. 5.17 Брусчатые мостовые и покрытия из малоразмерных бетонных плит, устраиваемых на улицах и площадях районов исторической планировки городов, на тротуарах, садово-парковых и пешеходных дорожках, остановках, автостоянках, проектируются на гравийной, щебеночной или бетонной основах. Между основами и брусчатым камнем устраивается цементо-песчаные (в соотношении 1: 3) или песчаный слой толщиной 3-5 см. Швы брусчатых покрытий, в зависимости от условий отвода поверхностных вод, также заполняют сухой песчано-цементной смесью состава 1: 5, цементо-песчаным раствором или битумной мастикой. 5.18 Конструирование дорожной одежды в случае совместного движения автотранспорта и трамвая осуществляется согласно настоящим нормам и СНиП 2.05.09. 5.19 Покрытие и основы для одежд тротуаров и их конструкции назначают по типовым проектам, разработанным для населенных пунктов, с учетом наличия местных дорожно-строительных материалов: - асфальтобетонные - из песчаного, литого или мелкозернистого асфальтобетона в один шар толщиной 3 или 4-5 см, - монолитные цементобетонные - из бетона М300 и больше толщиной 10-12 см - на магистральных улицах, 8 см - на улицах местного значения; - сборные - из бетонных плит. Покрытие тротуаров из различных искусственных каменных и бетонных материалов (железобетонные плитки, фигурные элементы мощения) проектируются по индивидуальным проектам. 5.20 Дорожную одежду велосипедных дорожек, автостоянок и проездов следует проектировать как для улиц и дорог облегченного и переходного типов. Конструкции дорожной одежды должны обеспечивать пропуск уборочной техники, а пожарные проезды - разовый пропуск на протяжении суток 2-3 пожарных машин. 5.21 Сопряжение дорожной одежды проезжей части с тротуаром или газоном на улицах осуществляется установкой бортового камня, типы которого принимаются по действующим государственным стандартам. 5.22 Покрытие укрепительных полос и обочин следует предусматривать из цементо- или асфальтобетона с использованием крупного щебня (фракции 40-70 мм), а также с обработкой вяжущими местных каменных, гравийных и шлаковых материалов. Поверхность оставшейся части обочин следует укреплять в зависимости от интенсивности и характера движения, грунтов земляного полотна и особенностей климата, посевом трав, отсыпкой щебнем, гравием, шлаком и другими местными материалами. Для предотвращения размыва обочин и откосов земляного полотна на участках дорог с продольными уклонами более 30 ‰, с насыпями высотой более 4 м, в местах вогнутых кривых в продольном профиле следует предусматривать устройство продольных лотков и других сооружений для сбора и отвода стекающей с проезжей части воды. 5.23 Дорожную одежду в местах сопряжения с горловинами смотровых колодцев следует выполнять с использованием специальных плит, разгружающих и распределяющих нагрузки от транспорта с подъемом чугунных люков до отметок верха покрытия. 5.24 Количество и толщину слоев основы определяют исходя из условий обеспечения прочности покрытий и всей дорожной одежды. На магистральных и жилых улицах, дорогах в промышленных и коммунально-складских зонах крупнейших, крупных и больших городов следует предусматривать верхний слой основы из крупнозернистого асфальтобетона или каменного материала, обработанного органическим вяжущим. Для улиц и дорог местного значения в верхнем слое основы может использоваться регенерированный асфальтобетон. На участках с усложненным поверхностным водоотводом верхний слой основы следует устраивать из крупнозернистого пористого или высокопористого асфальтобетона с обязательным отводом с него воды 5.25 Цементобетонные основы толщиной плит 16-20 см проектируются на магистральных улицах и дорогах с устройством швов сжатия, швы расширения в основах не устраиваются. 5.26 Щебеночные основы проектируются под асфальтобетонные покрытия на магистральных улицах всех категорий, а гравийные применяют на улицах и дорогах местного значения, внутриквартальных проездах, автостоянках. Под двух -трехслойное асфальтобетонное покрытие следует укладывать щебеночную основу с предварительной обработкой вяжущими материалами или гравийные с устройством верхнего слоя - основы из дробленого гравия. При устройстве однослойных асфальтобетонных покрытий щебеночная основа должна быть обработана битумом, а сверху гравийных основ следует предусматривать укладку толщиной 6-8 см черного гравия или щебня. 5.27 Основы под покрытие тротуаров устраивают из щебня, гравия, стабильных шлаковых и местных материалов толщиной: под асфальтобетонные - 10-12 см, цементобетонные и сборные - по 10 см 5.28 Для осушения песчаного подстилающего слоя и обеспечения прочности дорожных покрытий на глубине, зависящей от конструкций дорожной одежды, но не менее глубины промерзания, устраивают с учетом требований раздела 4 и п. 5.3 дренажи мелкого заложения. В населенных пунктах со слаборазвитой водосточной сетью или без нее вместо дренажа мелкого заложения устраивается песчаный дренирующий подстилающий слой, работающий по принципу объемного компенсатора (удаление проникшей в основание проезжей части воды производится с помощью коротких трубчатых дренажных выпусков в водосточную сеть, в канавы или в пониженные места продольного профиля). 5.29 Дренаж мелкого заложения проектируется в виде уложенных по краям корыта (непосредственно под лотком или бортовым камнем) продольных трубчатых дрен (при двухскатной проезжей части шириной более 7 м под обоими лотками, при ширине менее 7 м, а также при односкатной проезжей части - под одним лотком) с дренажной обсыпкой и выпусками непосредственно в колодцы водосточной канализации, а при их отсутствии -в водосборный коллектор с дренажными колодцами через 50 м. Продольный дренаж проектируют на участках с уклоном проезжей части менее 30 ‰ с уклоном, соответствующим уклону лотков, но не менее 4 ‰. Если продольный уклон дна корыта больше поперечного, вместо продольного дренажа мелкого заложения устраивается поперечный дренаж с размещением трубчатых дрен под углом 60-70о к оси проезжей части. В этом случае допускается вместо трубчатых дрен устраивать в дренажном слое фильтрующие валики из щебня на расстоянии, в зависимости от грунтов основания и продольного уклона, не более 50 м один от другого. 5.30 Для устройства продольных и поперечных дрен применяют керамические, асбестоцементные, пластмассовые (полиэтиленовые) трубы или трубофильтры диаметром не менее 200 мм. Керамзитобетонные дренажные трубофильтры применяются при неагрессивной к бетону грунтовой воде. 5.31 Для понижения уровня подземных вод, а также осушения земляного полотна при условии высокого уровня грунтовых вод, когда применение других способов (отсыпка насыпей, замена грунтов, устройство теплоизоляционных и водонепроницаемых слоев и т.п.) является нецелесообразным, устраиваются дренажи глубокого заложения. Наименьший диаметр труб уличных дренажей глубокого заложения - 200 мм. 5.32 Скорость течения воды в трубчатых дренажах допускается в пределах от 0, 15 до 1 м/с (оптимальная 0, 5-0, 7 м/с), а наибольшие уклоны принимают исходя из максимально допустимой скорости 1 м/с. Минимально допустимые уклоны дренажа принимают в глинистых грунтах - 2 ‰, песчаных - 3 ‰, а скорости - соответственно 0, 15-0, 2 м/с и 0, 3-0, 35 м/с. 5.33 Согласно общей схеме осушения городских территорий на улицах используется, главным образом, однолинейная система (совершенного и несовершенного типа), при которой трассу дренажа прокладывают со стороны притока грунтовых вод В некоторых случаях при большой ширине улицы и неблагоприятных гидрогеологических условиях прокладываются две линии дрен. 5.34 Дренажи на улицах, дорогах и площадях, как правило, прокладываются совместно с водостоками (в зависимости от глубины заложения водостоков над ними, параллельно им или на них) с выпуском воды в водостоки или в водоемы. 5.35 Для отсыпки дренажей используют гравий и щебень различных изверженных пород, для засыпки дренажных траншей - песок с коэффициентом фильтрации не менее 5 м/сутки. 5.36 Основные конструкции дренажей (как правило, асбестоцементные безнапорные трубы с водоприемными отверстиями и дренажной отсыпкой и сборные железобетонные смотровые колодцы) выполняются по типовым проектам. 5.37 При устройстве дренажных слоев следует учитывать дополнительный эффект осушения за счет использования геотекстильных прослоек, сопутствующих дренажей подземных сооружений, дренажных прорезей, воронок и наоборот-дополнительное увлажнение водой канализационных сетей, водопроводов и теплосетей при их работе в напорном режиме или аварийном состоянии. 5.38 Морозозащитный слой дополнительной основы должен предусматриваться, если это необходимо, при условии обеспечения морозостойкости дорожной одежды и земляного полотна, и устраиваться из щебня, песчано-гравийной смеси, шлака, укрепленного вяжущим, из грунта или песка с коэффициентом фильтрации в уплотненном состоянии не менее 5 м/сутки. Такой морозозащитный слой выполняет также функцию дренажного. 5.39 При реконструкции либо капитальном ремонте улиц и дорог осуществляется усиление существующей дорожной одежды или ее расширение. Усиление проектируется в случае непригодной для использования через деформации или разрушение дорожной одежды. Повышение ее общей прочности предусматривается путем увеличения толщины или замены одного или нескольких слоев более прочными. При этом существующая дорожная одежда остается под новой или полностью снимается с повторным, при возможности, использованием дорожно-строительных материалов. В первом случае проезжая часть покрывается новыми конструктивными слоями, во втором - проводятся все мероприятия, необходимые для устройства новой дорожной одежды. Расширение проезжей части осуществляется с целью увеличения пропускной способности и повышения безопасности движения транспорта с устройством новой дорожной одежды. Дно нового корыта создается не менее чем на 5 см ниже существующего, при необходимости предусматривается продольный дренаж мелкого заложения с выпусками в запроектированную или существующую водосточную сеть. Покрытие на расширении должно быть аналогичным материалу покрытия на существующей проезжей части, прочно и ровно с ним спрягаться. Если покрытия резко отличаются по цвету, следует предусматривать слой износа по всей ширине проезжей части. 5.40 Материалы дорожной одежды и изделия, используемые для строительства, реконструкции и ремонта улиц и дорог, должны удовлетворять требованиям действующих государственных стандартов. 5.41 При соответствующих, в том числе санитарно-эпидемиологических, обоснованиях для улиц и дорог местного значения, пешеходных улиц, тротуаров, велосипедных дорожек, автостоянок и проездов допускается в основах и подстилающих слоях использовать золы, металлургические шлаки, золошлаковые смеси ТЭС и ГРЭС, фосфогипсы и фосфополугидраты, нефелиновые и бокситовые шлаки и прочие материалы. Примечание. В пределах населенных пунктов, а также в курортных и рекреационных районах и зонах отдыха не допускается использование для верхних слоев дорожной одежды вяжущих материалов с отходов и побочных продуктов коксохимического производства. Применение таких материалов может быть допущено на участках дорог, находящихся не менее чем за 1, 5 км до жилых и общественных домов. 5.42 Местные материалы и отходы промышленности, используемые в конструкциях покрытий, основ и подстилающих слоев, должны отвечать требованиям обычных строительных материалов, взамен которых они используются. 5.43 Показатели и характеристики материалов для магистральных улиц и дорог общегородского значения следует принимать как для автомобильных дорог I и II категорий; для магистральных улиц и дорог районного значения - по III категории; улиц и дорог местного значения - по IV категории.
|